Автор: Павлишина Юлия Валентиновна
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
направленности
«Математика вокруг нас»
(наименование программы)
Составила: педагог Ю.В. Павлишина |
|
Срок реализации: 1 год |
|
Возраст обучающихся: 6-7 лет |
|
|
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета |
|
Протокол №___ |
|
«___»______2023 г. |
Владивосток 2023
Содержание
2. Планируемые личностные метапредметные результаты освоения программы…………..4-5
3. Содержание курса…………………………………………………………………………….….….5-6
4. Тематическое планирование (приложение 3 к рабочей программе)..…………………..6-10
6. Методическое обеспечение программы…………………………………………….…………….14
7. Список литературы……………………………………………………………………………14
1. Краткая пояснительная записка
(цель, задачи, принципы, уровни достижений).
Настоящая программа по подготовке дошкольников к изучению математики составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки.
Программа составлена на 102 часа, рассчитана на 9 месяцев обучения.
Настоящая программа направлена на развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил дошкольников.
Актуальность и практическая значимость программы заключается в выработке умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Цель программы — формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества, развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
Задачи данной программы:
— формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
— увеличение объема внимания и памяти.
— формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
— развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
— развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
— выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
— формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Формы и методы организации занятий:
- Практические
- Словесные
- Игровые
- Учебно-игровые
Содержание программы образования детей соответствует уровню дошкольного образования, имеет научную направленность и строится на основе системы дидактических принципов:
— принцип психологической комфортности. Создается образовательная среда, которая обеспечивает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.
— принцип деятельности. Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие».
— принцип минимакса. Это обеспечивает возможность разноуровнего обучения детей.
— принцип целостного представления о мире. При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
— Принцип непрерывности. Обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Данные принципы отражают современные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития обучающихся, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержки их здоровью.
Формируются основные результаты:
1) Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
2) Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
3) Умение находить части целого и целое по известным частям.
4) Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар. Уравнивать их двумя способами.
5) Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковым и количественными числительными.
6) Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
7) Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
8) Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
9) Умение соотносить цифру с количеством предметов.
10) Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
11) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
12) Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
13) Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
14) Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
2. Планируемые личностные, метапредметные результаты
освоения программы
Личностный результат
Ребёнок сможет определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
— В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
· простое наблюдение,
· проведение математических игр,
· опросники,
· анкетирование
· психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения материала по программе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:
1. решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
2.устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
3.строить логическую цепь рассуждений;
4.выдвигать гипотезы;
5.составлять задачи-шутки, магические квадраты;
6.читать графическую информацию;
7.находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
8.анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
9.различать существенные и несущественные признаки.
10. отличать кривые и плоские поверхности;
11. доказывать способ верного решения.
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
1.уважение к товарищам и их мнению;
2.понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
3.умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
1.постановке учебных задач занятия;
2.оценке своих достижений;
3.действовать по плану.
Общие понятия (26 часов)
Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… — меньше на …).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса.
Числа и операции над ними (35 часов)
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно – временные представления (21 часа)
Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Геометрические фигуры и величины (20 часов)
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
4. Тематическое планирование
(приложение 3 к рабочей программе)
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… — — меньше на…)
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними.
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавление единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно – временные представления.
Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
Реквизиты: Рассмотрено на заседании методического объединения ______________________________ Протокол № ____ от _______________ |
Приложение 3
Тематический план
по программе «Математика вокруг нас»
для подготовительной группы
№ п/п. |
Тема |
|
1 четверть |
1-5 |
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. |
6-8 |
Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. |
9 |
Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале) |
10 |
Пространственные отношения: на, над, под. |
11-12 |
Пространственные отношения: справа, слева. |
13 |
Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале) |
14 |
Пространственные отношения: между, посередине. |
15 |
Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много |
16-17 |
Число 1 и цифра 1 |
18 |
Пространственные отношения: внутри, снаружи |
19-20 |
Число 2 и цифра 2. Пара. |
21-22 |
Представления о точке и линии. |
23-24 |
Число 3 и цифра 3 |
|
2 четверть |
25-26 |
Представление о замкнутой и незамкнутой линиях. |
27-28 |
Представление о ломаной линии и многоугольнике. |
29-30 |
Число 4 и цифра 4 |
31-32 |
Представление об углах и видах углов |
33-34 |
Представление о числовом отрезке |
35-36 |
Число 5 и цифра 5 |
37-38 |
Пространственные отношения: впереди, сзади |
39-41 |
Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше. |
42-44 |
Временные отношения: раньше, позже |
45-47 |
Упражнения по выбору детей |
|
3 четверть |
48-49 |
Число 6 и цифра 6. |
50-53 |
Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. |
54-56 |
Число 7 и цифра 7. |
57-60 |
Отношение: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. |
61-64 |
Число 8 и цифра 8. |
65-68 |
Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. |
69-71 |
Число 9 и цифра 9. |
72-74 |
Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. |
75-78 |
Упражнения по выбору детей |
|
4 четверть |
79-81 |
Число 0 и цифра 0. |
82-85 |
Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. |
86-88 |
Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллепипед. Их распознавание. |
89-91 |
Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. |
92-94 |
Работа с таблицами. |
95-102 |
Упражнения по выбору детей. |
Педагог _____________________ Ю.В. Павлишина
подпись
5. Календарно-тематическое планирование
(приложение 4 к рабочей программе)
Приложение 4
«СОГЛАСОВАНО»
Ведущий специалист
______________ «___»___________20___г. |
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор __________ «___»_______________20___г. |
Календарно – тематическое планирование
на_2023___/_2024___уч. год
по программе «Математика вокруг нас»
для подготовительной группы
№ п/п. |
Дата |
Тема |
|
|
1 четверть |
1-5 |
04.09 05.09 07.09 11.09 12.09 |
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. |
6-8 |
14.09 18.09 19.09 |
Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. |
9 |
21.09
|
Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале) |
10 |
25.09
|
Пространственные отношения: на, над, под. |
11-12 |
26.09 28.09 |
Пространственные отношения: справа, слева. |
13 |
02.10
|
Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале) |
14 |
03.10 |
Пространственные отношения: между, посередине. |
15 |
05.10
|
Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много |
16-17 |
09.10 10.10 |
Число 1 и цифра 1 |
18 |
12.10 |
Пространственные отношения: внутри, снаружи |
19-20 |
16.10 17.10 |
Число 2 и цифра 2. Пара. |
21-22 |
19.10 23.10 |
Представления о точке и линии. |
23-24 |
24.10 26.10 |
Число 3 и цифра 3 |
|
|
2 четверть |
25-26 |
07.11 09.11 |
Представление о замкнутой и незамкнутой линиях. |
27-28 |
13.11 14.11 |
Представление о ломаной линии и многоугольнике. |
29-30 |
16.11 20.11 |
Число 4 и цифра 4 |
31-32 |
21.11 23.11 |
Представление об углах и видах углов |
33-34 |
27.11 28.11 |
Представление о числовом отрезке |
35-36 |
30.11 04.12 |
Число 5 и цифра 5 |
37-38 |
05.12 07.12 |
Пространственные отношения: впереди, сзади |
39-41 |
11.1212.12 14.12 |
Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше. |
42-44 |
18.1219.12 21.12 |
Временные отношения: раньше, позже |
45-47 |
25.12 26.12 28.12 |
Упражнения по выбору детей |
|
|
3 четверть |
48-49 |
11.01 15.01 |
Число 6 и цифра 6. |
50-53 |
16.01 18.01 22.01 23.01 |
Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. |
54-56 |
25.01 29.01 30.01 |
Число 7 и цифра 7. |
57-60 |
01.02 05.02 06.02 08.02 |
Отношение: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. |
61-64 |
12.02 13.02 15.02 19.02 |
Число 8 и цифра 8. |
65-68 |
20.02 22.02 26.02 27.02 |
Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. |
69-71 |
29.02 04.03 05.03 |
Число 9 и цифра 9. |
72-74 |
07.03 11.03 12.03 |
Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. |
75-78 |
14.03 18.03 19.03 21.03 |
Упражнения по выбору детей |
|
|
4 четверть |
79-81 |
01.04 02.04 04.04 |
Число 0 и цифра 0. |
82-85 |
08.0409.04 11.04 15.04 |
Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. |
86-88 |
16.04 18.04 22.04 |
Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллепипед. Их распознавание. |
89-91 |
23.04 25.04 29.04 |
Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. |
92-94 |
30.04 02.05 06.05 |
Работа с таблицами. |
95-102 |
07.05 09.05 13.05 14.05 16.05 20.05 21.05 23.05
|
Упражнения по выбору детей. |
Педагог _____________________ Ю.В. Павлишина
Подпись
6. Методическое обеспечение программы
Программа обеспечена методическими видами продукции: разработками игр, бесед, конкурсов, рекомендациями по проведению занятий, дидактическим материалом. Материально-техническое обеспечение:
— компьютер;
— принтер;
— ксерокс;
— интерактивная доска;
— электронные образовательные ресурсы.
7. Список литературы
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
Петерсон Л.Г. «Раз – ступенька, два — ступенька». – Ч. 1, 2. – М.:Ювента,2014
— Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два — ступенька»-методические рекомендации к частям 1 и 2. – М. : «Баласс», 2010.
-Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000
— Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000
— Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.
— Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. «ООО «»Академия развития». — 2007 г., 16 стр.
— Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.
Электронные ресурсы
1.Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)