Программа подготовка руки к письму подготовительного к школе класса

Автор: Павлишина Юлия Валентиновна

 

Приложение 1

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

 

_____________СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ___________________

направленности

_________________Подготовка руки к письму____________________

(наименование программы)

 

 

Составил: педагог подготовительного класса Ю.В. Павлишина

 

Срок реализации: 1 год

 

Возраст обучающихся:  6 – 7лет.

 

ПРИНЯТО на заседании                                       

педагогического совета                                                             

Протокол №_____    

 «___»___________20____ г

 

 

 

 

 

 

 

г. Владивосток

202__г.

 

 

Приложение 2

Содержание:

 

1.     Краткая пояснительная записка (цели и задачи, принципы,

 уровни достижений)……………………………………………………….…3-6

2.     Планируемые личностные, метапредметные результаты освоения программы……………………………………………………………………….7-8

3.     Содержание курса…………………………………………………………..……8

4.     Календарно-тематическое планирование …………………………………..9-14

5.     Методическое обеспечение программы  ………………………………….15-16

6.     Список литературы …………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Краткая пояснительная записка

(цель, задачи, принципы, уровни достижений).

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» социально — педагогической направленности разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно —  правовыми документами:

 — Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 — Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629;

 — Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

 — Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

 — Уставом Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Дальневосточный центр непрерывного образования»;

 — Положением о структурном подразделении.

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка. На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Программа «Подготовка руки к письму» направлена на всестороннее развитие ребенка.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счёт постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально – волевой сферы и мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкой моторики и координации движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму.

Программа составлена на 68 часов, рассчитана на 9 месяцев обучения.

Настоящая программа направлена на развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил дошкольников.

 

Цель программы:

Обеспечить качественную подготовку детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Программа «Подготовка руки к письму» рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Она предполагает проведение 2 занятий в неделю продолжительностью 30 минут, в первой половине дня. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей не должна превышать 12 человек. Занятия проводятся с сентября по май.

Помочь детям 6-7 лет подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

 

Педагогическая целесообразность:

·                     Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.

·                     Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

·                     Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

 

Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Программа способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).

 

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

 

Задачи программы:

 

Образовательные:

1.          Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.

2.  Научить детей владеть графическими навыками письма в заданиях разного вида.

3. Формировать навыки исполнительского мастерства.

4. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

 

Развивающие:

1.                Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

2.                Развивать мелкую моторику и зрительно–двигательную координацию.

3.                Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.

4.                 Продолжать работать над развитием слухо-зрительно-моторных функций.

5.                Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

6.                Способствовать развитию психических процессов — внимания, памяти, мышления, воображения.

7.                Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы. Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль.

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

4.                Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.

5.                Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.

 

Организуя подготовительное обучение письму, важно целенаправленно способствовать: — поднятию на новый уровень наглядно — образного мышления детей; — совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм; — становлению умения ориентироваться в пространстве листа, строки; — укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки; — доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и т.д.)

Успешное решение поставленных задач на занятиях «Подготовка руки к письму» возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                Планируемые личностные, метапредметные результаты

освоения программы

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.

 

Ребенок будет знать:

·                     гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради)

·                     правила работы с тетрадью

·                     правила работы с ножницами

 

Ребенок будет уметь:

·                     правильно сидеть за столом во время письма

·                     правильно располагать рабочую тетрадь

·                     правильно держать карандаш и ручку

·                     проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые)

·                     ориентироваться на листе бумаги в клетку

 

Личностный результат

Ребёнок сможет определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

 

Ребенок сможет решать следующие жизненно-практические задачи через:

·                     Развитие коммуникативности

·                     Развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук

·                     Развитие наблюдательности

·                     Развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

·                     Развитие инициативности и самостоятельности

 

Ребенок способен проявлять:

·                     Усидчивость при выполнении работ

·                     Эмоциональную отзывчивость

·                     Доброжелательность

 

ПРИНЦИПЫ:

·                     индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);

·                     систематичности (непрерывность и регулярность занятий);

·                      наглядности;

·                      повторяемости материала (повторении вырабатываемых приемов и навыков);

·                      сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

 

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

       Наимеименование программы

Максимально допустимое количество занятий

неделя

месяц

год

Дополнительная образовательная программа «Подготовка руки к письму»

2

9

68

 

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • работа в рабочих тетрадях
  • раскрашивание
  • работа с бумагой
  • работа в тетради в клетку

 

Структура занятия.

1 часть. В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети на каждом занятии знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

Пальчиковая гимнастика – это специально разработанные упражнения для тренировки пальцев и укрепления мышц руки.

2 часть. Во второй части занятия дети занимаются в рабочих тетрадях, выполняют различные задания.

3 часть. В последней части занятия дети занимаются различными видами деятельности: лепка, раскрашивание, работа с бумагой, различные задания для развития мелкой моторики. Все виды деятельности чередуются.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

5. Календарно-тематическое планирование

(приложение 4 к рабочей программе)

 

 

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

 

Ведущий специалист

 

__________ «___»___________20___г.

 

«УТВЕРЖДАЮ»

 

Директор

 

__________

«___»_______________20___г.

 

 

Календарно – тематическое планирование

на_2023___/_2024___уч. год

по программе «Подготовка руки к письму»

для подготовительной группы

 

№ п.п.

Дата

Содержание деятельности

Предметно-пространственная среда/Информационно методическое обеспечение

1 четверть

 

 

 

1-2

05.09

07.09

 

Вводная часть:

Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки.

Знакомство с рабочей тетрадью.

Карандаш отточенный, цветные карандаши, рабочая тетрадь

3

12.09

 

1. Пальчиковая гимнастика «Осень» (Приложение 4).

2. Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

4

14.09

1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» (Приложение 4).

2. Работа в тетради в клетку.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

5

19.09

1. Пальчиковая гимнастика «Птички» (Приложение 4).

2. Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

6

21.09

1. Раскрашивание по цифрам.

2. Работа в тетради в клетку.

Раскраски, цветные карандаши.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

7

26.09

1. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» (Приложение 4).

2. Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

8

28.09

 

 1. Пальчиковая гимнастика «Грибы» (Приложение 4).

Работа в тетради в клетку.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

9

03.10

Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

10

05.10

1. Пальчиковая гимнастика «Машина каша» (Приложение 4).

2. Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

11

10.10

1. Пальчиковая гимнастика «Подарки» (Приложение 4).

2. Работа в тетради в клетку.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

12

12.10

Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

13

17.10

1. Пальчиковая гимнастика «Акула» (Приложение 1).

2. Раскрашивание по цифрам.

3. Работа в тетради в клетку.

Раскраски, цветные карандаши.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

14

19.10

1. Пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок» (Приложение 4).

2. Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

15

24.10

1. Пальчиковая гимнастика «Школа» (Приложение 4).

2. Работа в тетради в клетку.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

2 четверть

16

07.11

1. Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей» (Приложение 4).

2. Работа в тетради в клетку.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

17

09.11

1. Пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе» (Приложение 4).

2. Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

18

14.11

1. Пальчиковая гимнастика «Наша группа» (Приложение 4).

2. Работа в тетради в клетку.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

19

16.11

 Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, простой карандаш

20

14.11

1. Пальчиковая гимнастика «Жизнь диких животных» (Приложение 4).

2. Раскрашивание по цифрам.

3. Работа в тетради в клетку.

Раскраски, цветные карандаши.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

21

16.11

1. Пальчиковая гимнастика «Семья-это важно, семья-это сложно» (Приложение 4).

2. Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

22

21.11

Работа в тетради в клетку.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

23

23.11

1. Пальчиковая гимнастика «Тише, тише не шумите» (Приложение 4).

2. Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

24

28.11

 Работа в рабочей тетради

Рабочая тетрадь, простой карандаш

25

30.11

Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, простой карандаши

26

05.12

1. Пальчиковая гимнастика «Если не иметь посуды, жить придется очень худо!» (Приложение 4).

2. Работа в тетради в клетку.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

27

07.12

Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

28

12.12

 Работа в тетради в клетку.

Раскраски, цветные карандаши.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

29

14.12

Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

30

19.12

Работа в тетради в клетку.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

31

21..12

1. Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения» (Приложение 4).

2. Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

32

26.12

Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, простой карандаш

33

28.12

 Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

3 четверть

34

11.01

Работа в рабочей тетради.  

Серия «Каллиграфическая пропись», пишем буквы и цифры, простой карандаш

35

16.01

1. Пальчиковая гимнастика «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» (Приложение 4).

2. Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

36

18.01

Работа в рабочей тетради. 

Серия «Каллиграфическая пропись», пишем буквы и цифры, простой карандаш

37

23.01

1. Пальчиковая гимнастика «Ботинки» (Приложение 4).

2.Работа в рабочей тетради.   

Серия «Каллиграфическая пропись», пишем буквы и цифры, простой карандаш

38

25.01

Работа в рабочей тетради. 

Рабочая тетрадь, простой карандаш

39

30.01

Работа в рабочей тетради. 

Рабочая тетрадь, простой карандаш

40

06.02

Работа в рабочей тетради. 

Рабочая тетрадь, простой карандаш

41

08.02

Работа в рабочей тетради. 

Рабочая тетрадь, простой карандаш

42

13.02

1. Пальчиковая гимнастика «Путешествие в страну дорожных знаков и правил» (Приложение 4).

2. Работа в рабочей тетради.

 

Рабочая тетрадь, простой карандаш

43

15.02

Работа в рабочей тетради. 

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

44

20.02

1. Пальчиковая гимнастика «Путешествие по городу профессий» (Приложение 4).

2. Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, простой карандаш

45

22.02

Работа в рабочей тетради. 

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

46

27.02

Работа в рабочей тетради. 

Рабочая тетрадь, простой карандаш

47

29.02

1. Пальчиковая гимнастика «На чем мы ездим?» (Приложение 4).

2. Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, простой карандаш

48

05.03

Работа в рабочей тетради. 

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

49

07.03

1. Пальчиковая гимнастика «Мамочка любимая, родная!» (Приложение 4).

2. Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, простой карандаш

50

12.03

Работа в рабочей тетради. 

Рабочая тетрадь, простой карандаш

51

14.03

Работа в рабочей тетради. 

Рабочая тетрадь, простой карандаш

52

19.03

1.Пальчиковая гимнастика «Полна чудес весенняя пора» (Приложение 4).

2. Раскрашивание по цифрам.

 

Раскраски, цветные карандаши.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

53

21.03

1. Раскрашивание по цифрам.

2. Работа в тетради в клетку.

Раскраски, цветные карандаши.

Тетрадь в клетку, простой карандаш

4 четверть

54

02.04

1. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира» (см. приложение 4)

2. Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

55

04.04

1. Раскрашивание по цифрам.

2. Работа в тетради в клетку.

Раскраски, цветные карандаши.

Тетрадь в клетку, простой каранда

56

09.04

Работа в рабочей тетради. 

Рабочая тетрадь, простой карандаш

57

11.04

1. Пальчиковая гимнастика «Если очень захотеть, можно в космос полететь» (Приложение 4).

2. Работа в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, простой карандаш

58

16.04

Работа в рабочей тетради. 

Рабочая тетрадь, простой карандаш

 

 Педагог подготовительного класса _____________________        Ю.В. Павлишина

                                                                                          подпись

 

 

 

6.     Методическое обеспечение программы

Программа обеспечена методическими видами продукции: разработками игр, бесед, конкурсов, рекомендациями по проведению занятий, дидактическим материалом. Материально-техническое обеспечение:

— компьютер;

— принтер;

— ксерокс;

— телевизор;

— электронные образовательные ресурсы.

— картотека графических диктантов.

 — альбом с разными видами штриховки.

— альбом для детей с заданиями: работа по точкам.

— картотека лабиринтов для детей.

— тетради, раскраски и альбомы.

— картотека «Графические узоры».

— картотека «Графические тренажёры».

 -картотека графических игр «Соедини по цифрам».

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ.

Игровой метод.

 Основным методом обучения детей дошкольного возраста каллиграфическим навыкам является игра, так как игра — это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. Каждая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игр дети знакомятся с новыми линиями, графическими узорами, буквами и их элементами, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

 Наглядный метод – показ образца, использование иллюстраций, моделей, натурного образца.

 Словесный метод — это беседа, указания воспитателя в начале и процессе занятия, объяснение методики, использование словесного художественного образа, оценка. Практический метод заключается в многократном выполнении упражнений на закрепление того или иного навыка или умения

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Занятия адаптированы к специфике и особенностям преподавания в детском саду. Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста (6-7лет) и направлена именно на подготовку руки к письму. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Познание мира, в том числе, и развитие графо — моторных навыков в детском возрасте чаще всего происходит в деятельностно – игровой ситуации.

Игра – главный мотивационный двигатель ребенка. Именно это и определило основной учебный принцип: весь учебный материал подается, главным образом, в виде занимательных заданий и упражнений. Ребенок рисует и раскрашивает картинки, находит соответствия между словами, буквами и их элементами, штрихует, соединяет линиями, опираясь на все увеличившийся опыт познания.

В процессе рисования, раскрашивания, штриховок, действий с пластилином, решения простых логических задач ребенок все время получает положительные эмоции: ведь каждое выполненное задание – это его маленькая победа. Процесс подготовки руки ребёнка к письму строится и на устной основе, в игровой форме с использованием стихов, песен, физминуток.

Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно — моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Количество детей в группе не должно превышать 10-12 человек, так как это способствует эффективному обучению ребенка. С самого начала обучения необходимо выработать определенный стиль работы с детьми. Учитывается и возраст детей, который имеет свои особенности.

 

 

7. Список литературы

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1.                И.Б. Шестакова. Тетрадь с прописями, штриховка» — ООО «Гамма», 2021г.

2.                Н.А. Чистякова.«Я тренирую руку: Прописи для детей 6-7 лет – ТЦ Сфера, 2020г.

3.                Графический диктант «Животные нашего леса», ООО «Омега», 2021г.

4.                Серия «Каллиграфическая пропись», пишем буквы и цифры – ООО «Издательский дом «Проф-Пресс», 2022г.

5.                Тетрадь с заданиями для развития детей. Рисуем по клеточкам. – С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Т. Топоркова ,С.В. Щербинина, 2021г.

6.                Тетрадь с заданиями для развития детей. Готовимся к письму. Часть1, Часть 2. ИП С.В. Бурдина, 2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Картотека пальчиковой гимнастики

 

«ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,               (Плавные, волнообразные

Ветер листики считал:               движения ладонями.)

Вот дубовый,                       (Загибают по одному пальчику

Вот кленовый                              на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.     (Спокойно укладывают ладони на стол.)

 

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.                  (Дети «разламывают» апельсин)

Много нас,                                    (Показывают 10 пальцев)

А он один.                                     (Показывают 1 палец)

Эта долька — для ежа.                 (Загибают пальцы левой руки)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура.       (Бросательное движение правой рукой)

Он сердит на нас —              (Сжимают кулаки и прижимают

Беда!!!                                     их к груди)

Разбегайтесь —                     («Бегут» пальцами по столу)

Кто куда!

«ПТИЧКИ»

Эта птичка – соловей,      (Загибают пальцы на обеих руках)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.       (Машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам.     (Машут обеими руками, как крыльями)

 

«ГРИБЫ»

Топ-топ — пять шагов,           (Дети «шагают» пальчиками)

В кузовочке пять грибов.        (Показали 5 пальцев правой руки)

Мухомор красный —               (Загибают пальцы на одной руке)

Гриб опасный.

А второй — лисичка,        

Рыжая косичка.        

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

 

«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом         (Дети загибают пальцы на обеих руках)

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,      (Удары ладонями и кулачками поочередно)

Всем тепло, уютно в нем.

 

«БОТИНКИ»

Всюду, всюду мы вдвоем        (Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем.                  «шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам,                 (Дети загибают по одному

По зеленым берегам,                  пальчику, начиная с большого)

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.            (Укладывают ладони на стол)

 

«НАША КВАРТИРА»

В нашей комнате — столовой —          (На каждое название предмета

Есть отличный стол дубовый,                       мебели дети загибают

СТУЛЬЯ — спинки все резные,                   по одному пальчику)

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате доя взрослых — спальне —

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

в стенке — центр музыкальный.

 

«МАШИНА КАША»

Маша каши наварила,                          (Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила.              руки дети мешают в левой ладошке)

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,                                  (Загибают пальцы левой руки)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                                (Разжимают кулачок)

Все до крошки раздала.                                  (Сдувают «крошку» с ладошки)

 

«ПОДАРКИ»

Дед Мороз принес подарки:              (Дети «шагают» пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,                       (Загибают пальцы левой руки)

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

Гав! Гав!

«ПОВАР»

Повар готовил обед,               (Ребром ладони дети стучат по столу)

А тут отключили свет.

Повар леща берет                  (Загибают пальцы на левой руке)

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он!                        (Разводят руками)

 

«АКУЛА»

Приплывали две севрюги,             (Двумя ладонями дети изображают,

                                                                    как плывут севрюги)

У них спины словно дуги.         (Выгибают ладони тыльной стороной вверх)

Налетали с двух сторон.                         (Изображают, как севрюги

                                                                   плывут навстречу друг другу)

Ты, акула, выйди вон.                  (Делают толчок ладонями от груди)

 

«ДРОЗД — ДРОЗДОК»

Дружок ты мой, дрозд,                                   (Дети машут сложенными

В крапинку хвост,                                                ладонями как крыльями)

Носик — остренький,                              (Загибают по одному пальчику

Бочок — пестренький,                         обеих руках, начиная с большого)

Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

Весной распеваются,                    (Снова машут, сложенными накрест                 Зимой забываются.                                                                    ладонями)

 

«ВЕСНА»

Иди, весна, иди, красна,                     (Дети пальчиками «идут» по столу)

Принеси ржаной колосок,                  (Загибают по одному пальчику на

Овсяный снопок,                                    обеих руках, начиная с мизинца)

Яблоки душистые,                              

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

 

«ШКОЛА»

В школу осенью пойду.                  (Дети «шагают» пальчиками по столу)

Там друзей себе найду,                        (Загибают по одному пальчику)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду.         (Грозят указательным пальчиком правой руки)

 

«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»

— Где обедал, воробей?      (Дети машут ладошками)

— В зоопарке у зверей.     (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть)

Пообедал я сперва               (На каждое название животного

За решеткою у льва.                загибают по одному пальчику

Подкрепился у лисицы,                поочередно  на левой,

У моржа попил водицы.              затем на правой руке)

 Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил. (Опять изображают раскрывающуюся пасть

животного.)

 

 

«НАША ГРУППА»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.       (Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз)

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать.     (Соединяют поочередно друг с другом одноименные

                                                            пальчики, начиная с мизинчиков)

Раз, два, три, четыре, пять                 (Разъединяют пальчики)

Мы закончили считать             (Руки вниз, встряхивают кистями.)

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ И ПРАВИЛ»

Дорожных правил очень много!       (Сжимают и разжимают кулачки)

Раз — внимание дорога!

Два — сигналы светофора.

Три — смотри, дорожный знак,

А четыре — переход.                      (Последовательно соединяют пальчики

                                                                    с большим на обеих руках)

Правила все надо знать

И всегда их выполнять                      (Разжимают и сжимают кулачки)

 

«ЖИЗНЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ»

Дикие животные водятся в лесу.  (Последовательно соединяют одноименные

                                                          пальчики правой руки с левой, начиная с больших)

Здесь увидеть можешь ты           (Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Волка и лису,

Зайца и медведя,

Белку и ежа,

Оленя и лося.                                 (Последовательно соединяют пальчики

                                                       с большим на одной руке, затем на другой.)

Прячет всех надежно                              (Зажимают пальчики в кулачок)

Лесная тишина.                               (Подносят указательный пальчик к губам)

«Семья-это важно, семья-это сложно»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:                                 (Поднимают руки ладошкой к себе и

                                                                                   прижимают к груди.)

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

(В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и большой)

И у нас разлада нет.            (Вытягивают вперед руки ладошками вверх)

«МАМОЧКА ЛЮБИМАЯ, РОДНАЯ!»

«Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем».  (Выполняют движения по тексту)

«Тише, тише не шумите»

Этот пальчик хочет спать         (Загибают большие пальчики на обеих руках)

Этот пальчик лег в кровать       (Загибают указательные пальчики)

Этот пальчик чуть вздремнул   (Загибают средние пальчики)

Этот пальчик уж уснул              (Загибают безымянные пальчики)

Этот крепко-крепко спит          (Загибают мизинчики)

Тише, тише, не шумите…         (Подносят указательный пальчик к губам)

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,                    (Поднимают руки и делают «солнышко»)

Будут птицы щебетать,              (Машут сложенными накрест ладонями)

Будут пальчики вставать!          (Сжимают и разжимают кулачки)

 

«ЗИМУШКА-ЗИМА!»

Весело зимой! Не хочется домой!              (Хлопают в ладоши)

Но ветер приближается-                       (Разводят руки в стороны)

Вьюга начинается.                (Покачивают над головой руками из стороны

                                                                                 в сторону)

Крепчает мороз-                                    (Сжимают с усилием кулачки)

Щиплет щеки, щиплет нос      (Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос)

Руки стали замерзать-                                         (Трут ладони)

Надо их согревать.                                          (Дышат на ладони)

Вечер приближается-                               (Разводят руки в стороны)

Темнота сгущается.                                   (Закрывают руками глаза)

Нам домой идти пора.                                   (Пальчики «шагают»)

-До свидания! До утра!                           (Машут рукой на прощание)

 

«ТРУДНО ПТИЦАМ ЗИМОВАТЬ, НАДО ПТИЦАМ ПОМОГАТЬ»

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.                               («Зовущие» движения пальчиков

Приготовлю крошки-

Хлебушка немножко.  (4 раза-«режущие» движения одной ладошкой по другой)

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.                  (Пальцы щепоткой – «крошат хлеб»)

Галки да вороны, Ешьте макароны!

(Одна ладошка скользит по другой по кругу — «катая из хлеба макароны», вытягивают вперёд руки с раскрытой ладонью)

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ПРОФЕССИЙ»

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.                       (Сжимают и разжимают кулачки)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, кондитер и строитель …

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой)

Сразу всех не называю,                           (Сжимают и разжимают кулачки)

Вам продолжить предлагаю.      (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх)

«На чем мы ездим?»

Есть игрушки у меня:                              (Хлопок, кулачок)

Паровоз и два трамвая,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран-

Настоящий великан.                      (Поочередно загибают соответствующее

                                                                           количество пальчиков)

Сколько вместе, как узнать?

Помогите сосчитать!                            (Сжимают и разжимают пальчики)

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ»

Если в жаркую страну

Я случайно попаду,                                 (Сжимают и разжимают пальчики)

То увижу там                       (Соединяют все пальчики с большим на обеих рук,

                                                       образуя «бинокль», подводят к глазам)

шакала, бегемота, носорога,

Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

Крокодила и слона.                        (Разгибают по очереди пальчики на правой

                                                                   и левой руках, начиная с большого)

Хорошо живется им –               (Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны)

Не бывает снежных зим.     (Указательным пальчиком двигают влево-вправо)

 

«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

На окно скорее глянь:                                     (Показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветёт герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония                (Поочерёдно загибают одноименные пальчики рук,

                                                                      начиная с мизинчиков)

Мы все названья помним!                             (Раскрывают ладошку)

Мы взрыхлим цветы,                  (Шевелят опущенными вниз пальчиками)

Польём.                       (Соединяют все пальчики с большим на обеих руках)

Пусть подрастают день за днём!    (Обе ладошки соединяют «бутончиком»,

                                             поднимают над головой и раскрывают «цветком»)

 

«НА РАКЕТЕ»

Раз, два, три, четыре, пять —           (Загибают одноименные пальчики рук,

                                                                        начиная с мизинчиков)

В космос полетел отряд.            (Соединяют ладошки вместе, поднимают

                                                                                   руки вверх)

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?             (Пальчики обеих рук соединяют с большими,

                                                                                образуя «бинокль»)

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну                     (Разгибают одноименные пальчики рук,

                                                                               начиная с больших)

 

«В ДЕРЕВНЕ»

Я в деревне отдыхаю,

(Руки на столе ладошками вниз. Разводят и соединяют пальцы правой руки)

Всех зверей домашних знаю:

(Разводят и соединяют пальчики левой руки)

Кролик, лошадь,

Кот, корова и свинья,

(Называя животное, поднимают и удерживают на весу каждый пальчик левой руки, начиная с большого)

И коза с козлом,

А еще баран с овцой,

Да верный пес –

(Поднимают и удерживают на весу каждый пальчик правой руки, начиная с большого)

Помощник мой.

(Большой пальчик правой руки поднимают вверх, указательный сгибают, остальные вытягивают вперед и прижимают друг к другу – «собака», левая рука лежит на столе ладошкой вниз)

 

×
×