Автор: Наталья Анатольевна Шилова
Пояснительнаязаписка
Рабочаяпрограммаповнеурочнойдеятельности«Познавательнаяэкология»составленанаоснове:
— Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательн6ых учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря2014г.№1599«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартаобразованияобучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)
— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 года №254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями и дополнениями);
— «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26;
— Устав МБОУ «Кадуйская средняя школа №1 имени В.В. Судакова» (утвержден приказом управления образования Администрации Кадуйского района от 14.01.2019 г. №12);
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально — исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания школьников является — воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Программа«Познавательная экология»разработананаосновепланаучебно-воспитательнойработыМБОУ«Кадуйская СЩ №1» и методических рекомендаций. Данная программареализуетдуховно – нравственное направлениевовнеурочнойдеятельностив5,6 классе, имеет естественнонаучную направленность.
Предлагаемая программа является адаптированной и разработана на основе авторской программы Т.В.Рябковой.
Цели и задачи программы
Цель программы:формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи:
Образовательные:
— расширять представления об окружающем мире;
— формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
Коррекционно – развивающие:
— развивать интерес к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
— воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
-воспитывать ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Реализация данной цели осуществляется поэтапно в течение трёх лет обучения, при этом на каждом году обучения выделяются свои конкретные цели и задачи.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 34 занятия в год. Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Время занятия – 40 минут.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Данная программа разработана для детей 11 — 14 лет с умственной отсталостью.
Принципы построения программы:
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример
— педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершнного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Формы работы:
• Беседы;
• Игры (сюжетно — ролевые, словесные, игры — драматизации);
• Рассказы педагога и детей;
• Чтение художественных произведений;
• Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
• Сочинение историй;
• Наблюдения;
• Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации;
• Дискуссии;
• Исследования.
Форма организации занятий – групповая. Место проведения зависит от темы занятия (классная комната, пришкольная территория).
Содержаниепрограммы(1годобучения)
«Познавательнаяэкология»
Введение.
Основные понятия в экологии. Экология — наука, изучающаявзаимоотношенияживыхорганизмовдругсдругомисокружающейсредой,
«наукаодоме».Направлениясовременнойэкологии:общаяэкология,прикладная экология, экология человека, экология города . Значениеэкологических знаний в жизни современных людей. ЭкологическиепроблемыВологодскойобласти.
Экологическиеднисентября:
15 сентября-ДеньрожденияГринпис.
16 сентября — Международный день охраныозонового слоя.
27сентября-Международный деньтуризма.
Поведениевлесу.
Распознавание встречающихся в данной местности растений иживотных.Простейшаяклассификацияэкологическихсвязей.Правилаповедения влесу. Лесныеопасности.Игра «Полеснымтропинкам».
Экологические дни октября:
4 октября — Всемирный день защиты животных.
5 октября – День образования Всемирного союза охраны природы.
31 октября — Международный День Черного моря.
Человекиживотные.
Жизньвгородах.Человекиживотное.Изготовлениекормушек.Знакомствосразновидностямидомашнихживотных.Рассказыдетейосвоихпитомцах.
Конкурсзагадокоживотных.
Разработкаинструкциипоуходуисодержаниюдомашнихпитомцев(кошки,собаки,хомячки, морскиесвинки,попугаи,канарейки).
Экологическиедниноября:
15 ноября — День вторичной переработки.Экологические днидекабря:
3 декабря — Международный день борьбы с пестицидами.11декабря-Международныйденьгор.
Экологическиедниянваря:
11января-Всемирныйденьзаповедников.Экологические днифевраля:
2февраля-Всемирныйденьводно-болотныхугодий.
19 февраля-Всемирныйденьзащитыморскихмлекопитающих.
Вода-источникжизни.
Пресные воды – наше богатство. Использование пресной водычеловеком.Скольконадоводы,чтобыпочиститьзубы?Расчетпотраченногообъёма воды на эту процедуру ежедневно, на неделю, месяц, год. Пресныеводы: поверхностные, подземные. Способы очистки воды. Проблемынедостатка воды. Беседа, практическая работа.Основные источникизагрязнения водоёмов. Вода и производство. Проблемы, возникающие вкрупных городах, где есть заводы. Самоочищение водоёмов. Как влияетблизостьзаводанасостояниереки?
Экологическиеднимарта:
20 марта — День Земли.
21 марта — Международный день леса.
22 марта — Всемирный день водных ресурсов (День воды).
23 марта — Всемирный метеорологический день.
Экологические дни апреля:
7 апреля — Всемирный день охраны здоровья. 15 апреля- День экологических знаний.
22 апреля – Всемирный день Земли. Экологические дни мая:
3 мая — День Солнца.
15 мая — Международный день климата.
Учебно–тематическийплан(1годобучения)
«Познавательнаяэкология»
№ |
Темазанятия |
Содержание |
1 |
Что такое экология. Сущность и значение. |
Вводное занятие. Правила ТБ на занятиях.Сущностьпонятияэкология.Значениеэкологическихзнанийвжизнисовременных людей.Познавательнаябеседа. |
2 |
Природа-нашобщийдом. |
Многообразиерастенийиживотных(знакомство с интереснымипредставителямивсехгруппрастительногоиживотногомира).Легкиепланеты. Познавательнаябеседа. |
3 |
Экологическиеднисентября. |
15 сентября-ДеньрожденияГринпис. 16 сентября-Международныйденьохраныозонового слоя. 27 сентября — Международныйдень туризма. Беседа, обсуждение, обменмнениями. |
4 |
Полеснымтропинкам. |
«Дарыприроды:грибыиягоды».Игра«По леснымтропинкам». |
5 |
Лесныеопасности. |
Беседа«Ктовлесуживет,чтовлесу растет». |
6 |
Экологическиедниоктября. |
4 октября -Всемирныйденьзащитыживотных. 5 октября–ДеньобразованияВсемирногосоюза охраны природы. 31октября-МеждународныйДеньЧерногоморя. Беседа, обсуждение, обмен мнениями. |
7 |
Уходяизлесанезабудь… |
Диалог-беседа «Ты пришел в гости к природе». |
8 |
«Чтобудет,если…». |
Проблемное обучение, выполнениепрогностических заданий типа: — Еслидеревьяквесненераспустятся? — Еслиосеньюлистьянеопадут? — Еслизасохнутвселесныеручьи? — Есливлесунебудетнасекомых? — Еслилетомвсёвремябудутидтидожди? — Еслизимойнебудетснега? — Есливлесунебудетягод игрибов? |
9 |
Экологическиедниноября. |
15ноября-Деньвторичнойпереработки. Акциивг.Череповце.Беседа,обсуждение,обмен мнениями. |
10 |
Мы-защитникиприроды. |
Диалог-беседа«ЧеловекиприродаЕслиты человек,ведисебяпо-человечески!» |
11 |
Синичкиндень. |
Ознакомлениедетейснароднымпраздником «Синичкин день». Беседа «Чтознаемоптицах».Дидактическоеупражнение«Закончирисунок»..Игра« Зимующиептицы». |
12 |
Экологическиеднидекабря. |
3 декабря — Международный день борьбы спестицидами. 11 декабря — Международныйденьгор.Беседа,обсуждение,обмен мнениями. |
13 |
Каждойпичужке–нашакормушка. |
Изучение зимних птиц с учётом их особенностей. Практическая работа. Изготовлениекормушекизразныхматериалов.Развешиваниекормушек.Изучениевидовкормовипищевыхприоритетов.Учётвидовогосоставаи количестваптицвзафиксированноевремя. |
14 |
Экологическиедниянваря. |
11января-Всемирныйденьзаповедников.Дарвинскийзаповедник. Беседа,обсуждение,обменмнениями. |
15 |
Международный день защитыдомашнихживотных. |
Домашниеживотные.Конкурсзагадокодомашних животных. Разработкаинструкции по уходу и содержаниюдомашних питомцев (кошки, собаки,хомячки,морскиесвинки,попугаи). |
16 |
Мойпитомец. |
Докладыучащихсяодомашнихживотных. |
17 |
Необычныерастенияиживотные. |
Пищевые цепи организмов, следующих другза другом в порядке поедания. Животные-хищники.Растения-хищники.Растения-жертвы.Животные-жертвыиихзащитаввиде покровительственной окраски, особогоповедения, малой подвижности,предупредительной окраски, яда.Животные-рекордсмены.Практическаяработа:составитьцепьпитанияизтрёх звеньев, |
18 |
Экологическиеднифевраля. |
2февраля-Всемирныйденьводно-болотных угодий.19 февраля — Всемирныйденьзащитыморскихмлекопитающих. Беседа,обсуждение,обменмнениями. |
19 |
Экологическиеднимарта. |
20марта-ДеньЗемли.21марта-Международныйденьлеса.22марта-Всемирныйденьводныхресурсов(Деньводы).23марта-Всемирныйметеорологический день. Беседа, обсуждение,обменмнениями. |
20 |
Пресныеводы-нашебогатство. |
Использование пресной воды человеком. Скольконадоводы,чтобыпочиститьзубы? Расчетпотраченногообъёмаводынаэтупроцедуруежедневно,нанеделю,месяц,год.Пресныеводы:поверхностные,подземные.Способыочисткиводы.Проблемынедостаткаводы.Беседа, практическаяработа. |
21 |
Основные источники загрязнения водоёмов. |
Водаипроизводство.Проблемы,возникающие в крупных городах, где естьзаводы.Самоочищениеводоёмов.Каквлияет близость завода на состояние реки?Чем загрязняется вода.Кислотные дожди,нитраты.Сбросотходов.Какреказащищаетсяотзагрязнений.Какохраняют водныересурсы.Познавательнаябеседа. |
22 |
Экологическиедниапреля. |
7апреля-Всемирныйденьохраныздоровья.15апреля-Деньэкологическихзнаний.Беседа,обсуждение,обмен мнениями. |
23 |
ВодаРоссии. |
Моря, реки, озера России. Просмотр фильма «Путешествие капельки воды».Познавательноезанятиевклассесигрой. |
24 |
Путешествие в глубинах Чёрного моря. |
РазнообразныеживыеобитателиЧерногоморя. Музыкальная терапия.Прослушиваниемузыкиморя.Звуки прибоя,волн. |
25 |
Экологическиеднимая. |
3мая-ДеньСолнца.15мая-Международныйденьклимата.Беседа,обсуждение,обменмнениями. |
Содержание программы ( 2 год обучения)
«Познавательная экология»
Введение.
Знакомство детей с целями и задачами , правилами поведения при проведении практических работ. Что такое экология? Простейшая
классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Значение экологии на основе анализа примеров.
Мой дом за окном.
Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе.
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Экосистема, в которой мы живем. Проблема мусора.
Я и мое окружение.
Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Режим дня. Есть ли режим в природе. Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Примерный режим дня для учащихся 5 класса. Факторы, влияющие на здоровье человека. УчеXба и здоровье. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.
Среда обитания.
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников).Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.Знакомство с разделами Красной книги.
Взаимосвязи в природе. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Личностные
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество.
Познавательные универсальные учебные действия
-при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы.
Формы контроля и отслеживания результатов деятельности.
Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях и умениях обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса.
Для проверки знаний и умений используются следующие виды и методы контроля:
Входной, направленный на выявление знаний в области экологии. Для этого вида контроля используется метод
— групповая беседа.
Текущий, направленный на проверку усвоения предыдущего материала. Могут использоваться методы:
• устные (фронтальный опрос, беседа)
• анкетирование( опросные листы)
Тематический, осуществляется по мере прохождения темы, раздела. Имеет целью систематизацию знаний.
Используются следующие методы:
• индивидуальные и фронтальные ( устный опрос, опросные листы)
• наблюдение
Итоговый, проводится по результатам каждого полугодия и всего учебного года.
• анкетирование( опросные листы).
Учебно – тематический план (2 год обучения )
«Познавательная экология»
№ |
Тема занятия |
Содержание |
1 |
Вводное занятие. |
Вводное занятие. Правила ТБ на занятиях. Сущность понятия экология. Значение экологических знаний в жизни современных людей. |
2 |
Живая и неживая природа. |
Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Значение экологии на основе анализа примеров. |
3 |
«Лесомания». |
Всероссийский экоурок. Школьники получат новые знания о лесах и проблеме их исчезновения, а также смогут на примере леса получить базовые знания о том, чтотакое ответственное потребление. |
4 |
«Мудрый Байкал». |
Всероссийский экоурок. В ходе урока школьники познакомятся с байкальскими легендами, уникальным природным миром озера, узнают, что нужно делать для предотвращения его загрязнения. Учеников также ждет интерактивная ролевая игра, благодаря которой они узнают о традицияхкоренных народов Байкала и рациональномиспользованииприродныхресурсов. |
5 |
Как жить в мегаполисе. |
Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе. Живое и неживое вокруг нас. Познавательная беседа. |
6 |
Бомба замедленного действия- мусор. |
Круглый стол «Как мы помогаем природе?!» Время разложения разных материалов в природной среде. Куда деть мусор? Выход – вторичное использование. Фильм «Что происходит с пластиком, который вы выбрасываете?» Способы раздельного сбора и переработки мусора. |
7 |
Шедевры из мусора. |
Практическая работа. Изготовление поделок из бросового материала. |
8 |
Экология нашего дома. |
Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Режим дня. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. Зачем убирать пыль? Удобство ивред моющих средств. Беседа, обсуждение. |
9 |
Экология моей семьи. |
Почему я похож на своих родителей. Рассказы учеников о своей семье, полезных привычках. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Природа в нашем доме. Экология души. Беседа, обсуждение. |
10 |
Экология человека. |
Как мы растём. Почему мы испытываем жажду. Сколько времени человек может обойтись без пищи и воды. Что происходит, когда мы спим. Для чего нужен человеку сон? Индивидуальность построения режима дня. Примерный режим дня для учащихся 6 класса. Как нужно отдыхать на перемене и почему. Как зависит здоровье от экологии. Обсуждение, беседа. |
11 |
Игра «Экологическийквест». |
Что в доме-природе растет: Деревья,кустарники, травы; связь растений с животными; растения-долгожители, растения-хищники.( загадки, кроссворды, ребусы). |
12 |
Что мы употребляем в пищу? |
Чем мы питаемся? Жевательная резинка, фастфуд, газированные напитки. Беседа, игра «ЗА и ПРОТИВ». |
13 |
Викторина «Юные экологи». |
Взаимосвязи в природе. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. |
14 |
Дом моей мечты. |
Понятие природы, сравнение дома-природы с обычным домом, основные компоненты природы, человек как ее часть. Беседа. |
15 |
Место человека в мире природы. |
Правила экологически грамотного отношения к природе. Групповая работа. Составление экологических правил. |
16 |
«Сохранение редких видов». |
Всероссийский экоурок. Урок дает школьникам представление о важности биологического разнообразия и о том, чем нам грозит вымирание отдельных видовживотных и растений. |
17 |
Времена года на Земле. |
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от измененийтемпературы и осадков. Беседа, обсуждение. |
18 |
Климатические изменения в природе. |
Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Беседа, обсуждение. |
19 |
Изменения окружающей среды. |
Влияние человека на жизнь на Земле. Изменение лика Земли. Беседа, обсуждение. |
20 |
Динозавры- вымерший вид животных. |
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Доклады учащихся. |
21 |
Разнообразие животных, условия их жизни. |
Животные. Кто в доме-природе живые. Разнообразие животного мира. Решение кроссвордов и ребусов. |
22 |
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. |
Красная книга. Знакомство. Значение природы вжизни человека. Охрана окружающей среды. |
23 |
Памятники животным вразныхгородах России. |
Сбор информации о том, какому животному, в каком городе и за какие «заслуги» поставлен памятник. Работа с информацией, презентация. |
24 |
И еще раз обо всем… Памятники природы в Вологодской области. |
Круглый стол «Как мы помогаем природе?!» Памятники природы в Вологодской области. Охраняемые природные территории. |
Планируемые результаты работы:
— интерес к познанию мира природы;
— потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
— осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального.
К концу обучения школьники должны знать:
-нравственные правила обращения с объектами природы;
-простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего города;
-уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе.
К концу первого года обучения ученик научится:
— эмоционально — ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
— использовать естественно — научные и художественные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний;
— обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. К концу второго года обучения ученик научится:
— участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного или увиденного;
— работать в группе;
— определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Реализация данной программы требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-методической документации.
Методическое обеспечение:
— Иллюстрации, фотографии;
— Разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, бесед;
— Методическая, художественная литература.
Список литературы:
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. — М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
4. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 С. 9-12
5. Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
6. Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
Интернет — ресурсы
https://infourok.ru/programma—ekologiya—i—mi—dlya—vospitannikov—korrekcionnoy—shkoli— kalendarnotematicheskoe—planirovanie—po—ekologicheskomu—vospita-1185602