Автор: Салихова Марина Юсепьевна
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности
«Супернотки»
5-6 классы
Составитель: М.Ю. Салихова,
учитель музыки
Пояснительная записка
Музыкально — эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего и возраста, и ведущее место в этом принадлежит внеурочной деятельности по обучению детей вокальному пению. В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.
Цели и задачи
Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Цель массового музыкального образования и воспитания- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры- наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека. Научить каждого кружковца владеть певческим голосом. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
— углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
— обучить детей вокальным навыкам;
— развивать музыкально-эстетический вкус;
— привить навыки сценического поведения;
— привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
— формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
— развить музыкальные способности детей;
— развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
— развить музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.
— воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
— потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
— эмоционально-ценностное отношение к музыке.
Содержание программы:
Реализация содержания программы ориентирована на применение наиболее эффективных методов и приемов формирования голоса. Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами. Программа предназначена для детей учащихся начальных классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.
Обоснование выбора программы:
На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку разобраться во всем многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы
связана с ростом числа детских коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу –от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.
Место предмета в учебном плане:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Группа занимается 2 раза в неделю. Всего в году — 68 занятий.
Возрастная характеристика группы – 5-6 классы.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы – форма внеурочной деятельности. Такая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Формы и виды контроля:
-беседа;
-практические занятия;
-занятие –постановка, репетиция;
-заключительное занятие;
-система специальных вокальных упражнений;
-индивидуальная работа с учащимися
-выездное занятие.
Предполагаемые результаты реализации программы:
К концу курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень
– принцип успешности;
— принцип творческого развития;
— принцип гармонического воспитания личности.
Второй уровень
— формирование осознанного восприятия музыкального произведения;
— иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;
— знать приемы работы над песней;
— иметь представления о средствах создания сценического имиджа;
— уметь соблюдать певческую установку.
Третий уровень — самостоятельно создавать образ исполняемой песни;
— уметь петь сольно и в ансамбле;
— видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам;
— самостоятельно создавать образ исполняемой песни.
Методические рекомендации:
Методика работы с детьми при реализации программы позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с учащимся акцентирована на самостоятельную поисковую (импровизации) активность детей
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты
Все направления учебно-тематического плана программы в условиях репетиции органически переплетаются. Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Универсальные учебные действия.
Личностные УДД:
— формирование интереса к вокальному исполнительству; мотивации к самовыражению при исполнении песен, творческой деятельности; эмоционального отношения к исполняемому репертуару, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Познавательные УДД:
— наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально — творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
Коммуникативные УДД:
— корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене.
Конечный результат
Должны знать:
— простейшие музыкальные жанры: песня, танец, марш;
— правила певческого дыхания;
— элементы сольфеджирования, знакомство со ступенями лада;
— навыки «цепного дыхания».
Должны уметь:
— владеть навыками пения, сидя и стоя;
— уметь петь на легато;
— уметь выдержать единый темп на протяжении всего произведения;
— владеть навыками чистой интонации;
— дикция.
1.Общие требования к обстановке в кабинете
— оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;
— чистота, оснащенность, проветриваемость помещения кабинета;
— физкультпаузы;
— свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.
2.Техническое и материальное обеспечение:
— кабинет;
— музыкальный центр, фортепиано, телевизор, микрофоны;
— CD-диски.
3. Кадровое обеспечение:
Педагог, руководитель, реализующий программу должен владеть следующими профессиональными и личностными качествами:
— обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;
— владеет навыками и приемами организации музыкальных занятий;
— знает физиологию и психологию детского возраста;
— умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников
4. Методическое обеспечение программы:
— методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
— развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры.
Тематический план занятий
№ |
Содержание занятий |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
1. |
Вводное занятие. Беседа о гигиене певческого голоса. |
1 |
1 |
—— |
2. |
Установка певческого дыхания |
1 |
—— |
1 |
3. |
Певческий диапазон |
1 |
1 |
—— |
4. |
Регистр голосов |
1 |
—— |
1 |
5. |
Вокально – хоровые упражнения на дыхание |
1 |
—— |
1 |
6. |
Работа над вокальным произведением «Школа» |
1 |
—— |
1 |
7. |
«Школа». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
8. |
Артикуляционный аппарат |
1 |
—— |
1 |
9. |
Вокальные упражнения на артикуляцию. |
1 |
—— |
1 |
10 |
Работа над вокальным произведением «Мой добрый учитель» |
1 |
—— |
1 |
11 |
«Мой добрый учитель». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
12 |
Песни-упражнения по «столбице» |
1 |
—— |
1 |
13 |
Песенки-попевки |
1 |
—— |
1 |
14 |
Работа над вокальным произведением «Новогоднее попурри» |
1 |
—— |
1 |
15 |
«Новогоднее попурри». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
16 |
Концертно- исполнительская деятельность. |
1 |
—— |
1 |
17 |
Упражнения на гласные звуки. |
1 |
—— |
1 |
18 |
Работа над вокальным произведением «Мамины тёплые руки» |
1 |
—— |
1 |
19 |
«Мамины тёплые руки». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
20 |
Вокально-хоровая работа |
1 |
—— |
1 |
21 |
Речевой тренинг |
1 |
—— |
1 |
22 |
Пение произведений разного жанра |
1 |
—— |
1 |
23 |
Музыкальная грамота |
1 |
1 |
—— |
24 |
Пение песен а капелла. |
1 |
—— |
1 |
25 |
Работа над вокальным произведением «Снится сон» |
1 |
—— |
1 |
26 |
«Снится сон». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
27 |
Пение импровизаций |
1 |
—— |
1 |
28 |
Музыкальные игры и движения под музыку |
1 |
—— |
1 |
29 |
Ансамбль. |
1 |
1 |
—— |
30 |
Работа над вокальным произведением «Мир без войны» |
1 |
—— |
1 |
31 |
«Мир без войны». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
32 |
Проверочная работа (вокальные упражнения на проверку умений и навыков) |
1 |
—— |
1 |
33 |
Пение импровизаций |
1 |
—— |
1 |
34 |
Концертно– исполнительская деятельность. |
1 |
—— |
1 |
35 |
Беседа о гигиене певческого голоса. |
1 |
1 |
—— |
36 |
Вокально-хоровая работа |
1 |
—— |
1 |
37 |
Знакомство с различной манерой исполнения. |
1 |
1 |
—— |
38 |
Работа над вокальным произведением «Отчий дом» |
1 |
—— |
1 |
39 |
«Отчий дом». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
40 |
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. |
1 |
—— |
1 |
41 |
Произведения разных жанров |
1 |
—— |
1 |
42 |
Концертно-исполнительская деятельность. |
1 |
—— |
1 |
43 |
Развитие певческого голоса |
1 |
1 |
—— |
44 |
Вокальные упражнения на дыхание |
1 |
—— |
1 |
45 |
Работа над вокальным произведением «Господа педагоги» |
1 |
—— |
1 |
46 |
«Господа педагоги». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
47 |
Кантилена |
1 |
1 |
—— |
48 |
Вокальные упражнения на нон-легато |
1 |
—— |
1 |
49 |
Работа над вокальным произведением «Кажется» |
1 |
—— |
1 |
50 |
«Кажется». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
51 |
Особенности певческого голоса |
1 |
1 |
—— |
52 |
Вокальные упражнения на певческую позицию. |
1 |
—— |
1 |
53 |
Работа над вокальным произведением «Рождество» |
1 |
—— |
1 |
54 |
«Рождество». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
55 |
Цепное дыхание |
1 |
—— |
1 |
56 |
Артикуляционные упражнения |
1 |
—— |
1 |
57 |
Пение импровизаций |
1 |
—— |
1 |
58 |
Слушание музыки. Музыкальный анализ |
1 |
1 |
—— |
59 |
Сценическая культура. |
1 |
—— |
1 |
60 |
Работа над вокальным произведением «Мама» |
1 |
—— |
1 |
61 |
«Мама». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
62 |
Приёмы звуковедения |
1 |
—— |
1 |
63 |
Речевой тренинг |
1 |
—— |
1 |
64 |
Унисон между партиями |
1 |
—— |
1 |
65 |
Музыкальная грамота |
1 |
—— |
1 |
66 |
Работа над вокальным произведением «Не грусти» |
1 |
—— |
1 |
67 |
«Не грусти». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
68 |
Проверочная работа (вокальные упражнения на проверку умений и навыков) |
1 |
—— |
1 |
|
Итого |
68 |
10 |
58 |
Содержание программы
1. Вводная тема. Беседа о гигиене певческого голоса. Проверочное задание.
Цель: определить уровень подготовки начинающего певца.
Задачи: выявить наличие музыкального слуха, тембра голоса, певческого диапазона. Для того, чтобы определить детский голос, необходимо выявить диапазон, тембр, примарные звуки, способность выдерживать тесситуру, переходные регистровые тоны. Познакомить с правилами гигиены певческого голоса.
2. Занятие по установке певческого дыхания.
Цель: способствовать развитию первоначальных навыков певческого дыхания.
Задачи: научить правильно сидеть (стоять) во время пения, воспитание у учащихся естественной певческой установки.
При пении голову нужно держать прямо, без напряжения шейных мышц, не следует опускать или запрокидывать её назад.
Необходимо сохранить ощущение внутренней и внешней подтянутости. Естественное формирование гласных поможет создать спокойное, устойчивое положение гортани и дыхания. Воспитание певческого дыхания требует выработки навыков бесшумного, глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни.
3-4. Уроки певческого диапазона. Регистр голосов.
Цель: раскрепостить поющего.
Задачи: научить правильно управлять своим голосом, слушать себя, развивать внутренний слух.
Диапазон и регистр голосов. Знание и работа над особенностями возрастного диапазона (начинать с примарных звуков). Распределение учащихся по звучности голосов, по индивидуальным качествам.
5. Вокально-хоровые упражнения на дыхание.
Цель: воспитание певческого дыхания, требующего выработки навыков бесшумного, глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни.
6-7. Работа над вокальным произведением.
8. Артикуляционный аппарат.
Цель: приобретение навыков работы артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, челюсти, подвижное нёбо).
Задачи: активизация работы языка, умение владеть мимикой. Беседа о распевании, упражнении, его роли и развитии певческих навыков.
Практические занятия: Показ упражнений разучивание и впевание. Введение новых упражнений в зависимости от учебных задач.
9. Вокальные упражнения на артикуляцию.
Цель: приобретение навыков работы артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, челюсти, подвижное нёбо).
10-11. Работа над вокальным произведением.
12. Урок над песнями – упражнениями по «столбице».
Цель: способствовать укреплению и развитию ритмического чувства.
Задачи: научить детей проектированию определённых соотношений ступеней.
Песни-упражнения связаны с пением и ритмичными движениями под сопровождение фортепиано, что благотворно сказывается на чистоте интонации, на умении слушать себя и удерживаться в заданном тоне без поддержки инструмента.
13. Песенки-попевки.
14-15. Работа над вокальным произведением.
16. Концертно-исполнительская деятельность.
Цель: выступления на различных концертах, конкурсах, фестивалях.
17. Вокальные упражнения на гласные звуки.
Цель: чистота интонации.
18-19. Работа над вокальным произведением.
20.Вокально – хоровая работа.
Цель: развивать умение мысленного анализа музыкальной формы и передача ее через различные динмаческие оттенки, штрихи.
Задачи: научить правильно строить музыкальную логическую линию, делать фразировку, добиваться чистоты интонации.
Воспитывать умение следить за дирижёрским показом одновременного вступления и окончания пения. Начало формирования вокально – хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоционального отзыва на музыку.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада).
21. Речевой тренинг.
Цель: развивать через нетрадиционные методы работы коллективной постановки голоса в детском вокально – хоровом ансамбле.
Задачи: способствовать формированию певческого голосообразования через использование современных методов.
Несколько циклов упражнений, артикулярная гимнастика, интонационно – фонетические упражнения. Фонопедические приёмы в нефальцетном режиме. Все это способствует развитию диапазона, тембра голоса, выработки вибрато.
22. Пение произведений разного жанра.
Цель: способствовать интересу и любви к ансамблевому пению.
Задачи: научить петь в ансамбле, слушать друг друга, подстраивая голоса.
Беседа о песне, как об одном из видов музыкального искусства в интересной для учащихся форме.
Практические занятия. Показ исполнения песни. Беседа о содержании произведения, о роли песен в жизни народа, о характерных особенностях музыкального языка. Разучивание песен. Достижение чистого унисона.
Пение отечественных композиторов. Показ – исполнение. Краткий рассказ о композиторе с указанием других его произведений для детей. Беседы о музыке и тексте песни, раскрытие их художественного содержания. Краткое сообщение об авторе слов.
23. Музыкальная грамота.
Цель: развитие музыкального слуха.
Задачи: создать творческую атмосферу для каждого учащегося.
Ознакомление учащихся с основными музыкально – выразительными средствами: гармонией, ладом, темпом, ритмом, динамикой. Связь музыкальной грамоты с пением учебно – тренировочного материала (попевок и упражнений) во всех тональностях. Песни-игры могут быть использованы на занятиях по системе относительной сольминизации.
Практические занятия. Разучивание игры с пением в такой последовательности, чтобы сочетание звуков в песнях проектировали в слухе детей определённые соотношения степеней, с показом направления движения мелодии ручными знаками.
24. Пение песен а капелла.
Цель: развитие всех компонентов слуховых представлений о певческом звуке: тембровые, динамические и звуковысотные.
25-26. Работа над вокальным произведением.
27. Пение импровизаций.
Цель: развивать у детей музыкальное воображение, внутренний слух.
Задачи: научить детей импровизации различных музыкальных форм.
Образное раскрытие сущности каждой импровизации, например: игра в вопросы и ответы – «Здравствуйте, ребята» ответ: «Здравствуйте, учитель», «Как тебя зовут?», «Какие песни ты любишь?» и т.д.
Сюжетные импровизации «Любимая игрушка», «Любимые песни», «Любимая сказка».
28. Музыкальная игра и движения под музыку.
Цель: создание гармоничной, дружественной, творческой атмосферы.
Задачи: способствовать развитию навыков коммуникации.
Ритмические движения под пение и музыку способствуют укреплению и развитию ритмического чувства. Песни-игры также могут быть использованы в занятиях по системе относительной сольминизации.С развитием ладового чувства навыков в пении и записи звуков процесс изучения ступеней лада ускоряется.
Содержание занятий и перечень музыкальных произведений в данной программе направлены на последовательное развитие устойчивого интереса детей к музыкальному искусству, закладываемого на занятиях вокального ансамбля. Участие детей в них должно также иметь большую воспитательную ценность, приучить учащихся к точности, активности, ответственности перед другими за проводимую работу.
29. Ансамбль.
Цель: формирование художественного единства совместного исполнения.
Уравновешенность, согласованность всех технических и художественных выразительных средств в ансамблевом исполнении.
30-31. Работа над вокальным произведением.
32. Проверочная работа.
Цель: проверить уровень музыкальной памяти.
Задачи: проверка памяти на мгновенное восприятие, на кратковременное восприятие, на длительное восприятие.
Исполнение произведений только что прозвучавших (правильная и чистая интонация). Исполнение произведений, выученных ранее, без предварительной подготовки.
33. Пение импровизаций.
34. Концертно-исполнительская деятельность.
Цель: выступления на различных концертах, конкурсах, фестивалях.
35. Беседа о гигиене певческого голоса.
Цель: определить уровень подготовки начинающего певца.
Задачи: выявить наличие музыкального слуха, тембра голоса, певческого диапазона. Для того, чтобы определить детский голос, необходимо выявить диапазон, тембр, примарные звуки, способность выдерживать тесситуру, переходные регистровые тоны. Правила гигиены певческого голоса.
36. Вокально – хоровая работа.
Цель: развивать умение мысленного анализа музыкальной формы и передача ее через различные динамические оттенки, штрихи.
Задачи: научить правильно строить музыкальную логическую линию, делать фразировку, добиваться чистоты интонации.
Воспитывать умение следить за дирижёрским показом одновременного вступления и окончания пения. Начало формирования вокально – хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоционального отзыва на музыку.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада).
37. Знакомство с различной манерой исполнения.
Цель: познакомить с правильной постановкой голоса во время пения. Учить различной манере исполнения.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Овладение основными навыками.
38-39. Работа над вокальным произведением.
40. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.
Цель: формировать правильное певческое произношение слов.
Активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок.
41. Произведения разных жанров.
Цель: знакомство и исполнение произведений разных жанров.
Задачи: научить правильно управлять своим голосом, слушать себя, развивать внутренний слух.
Диапазон и регистр голосов. Знание и работа над особенностями возрастного диапазона (начинать с примарных звуков). Распределение учащихся по звучности голосов, по индивидуальным качествам.
42. Концертно-исполнительская деятельность.
Цель: выступления на различных концертах, конкурсах, фестивалях.
43. Развитие певческого голоса.
Цель: раскрепостить поющего.
Задачи: научить правильно управлять своим голосом, слушать себя, развивать внутренний слух.
Диапазон и регистр голосов. Знание и работа над особенностями возрастного диапазона (начинать с примарных звуков). Распределение учащихся по звучности голосов, по индивидуальным качествам.
44. Вокальные упражнения на дыхание.
Цель: воспитание певческого дыхания, требующего выработки навыков бесшумного, глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни.
45-46. Работа над вокальным произведением.
47. Кантилена.
Цель: развитие культуры голоса и певческих навыков.
Способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии.
48. Вокальные упражнения на нон-легато.
Цель: развитие приёма звуковедения.
Способность певческого голоса исполнять отчётливо и выразительно, без резких акцентов.
49-50. Работа над вокальным произведением.
51. Особенности певческого голоса.
Цель: особенности певческого голоса, регистры голосов.
Задачи: знание особенностей певческих голосов.
Диапазон и регистр голосов. Знание и работа над особенностями возрастного диапазона (начинать с примарных звуков). Распределение учащихся по звучности голосов, по индивидуальным качествам.
52. Вокальные упражнения на певческую позицию.
Цель: чувствовать купол «прием улыбки».
Легкая улыбка позволяет создавать в плавные переходы между звуками за счет неизменности расположения купола.
53-54. Работа над вокальным произведением.
55. Цепное дыхание.
Цель: способствовать развитию первоначальных навыков цепного дыхания.
Задачи: научить правильно брать цепное дыхание во время пения, воспитание у учащихся естественной певческой установки.
Необходимо сохранить ощущение внутренней и внешней подтянутости. Естественное формирование гласных поможет создать спокойное, устойчивое положение гортани и дыхания. Взятие цепного певческого дыхания, выработка навыков бесшумного, глубокого вдоха, соответствующего характеру и темпу песни.
56. Артикуляционные упражнения.
Цель: приобретение навыков работы артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, челюсти, подвижное нёбо).
Задачи: активизация работы языка, умение владеть мимикой. Беседа о распевании, упражнении, его роли и развитии певческих навыков.
Практические занятия: Показ упражнений разучивание и впевание. Введение новых упражнений в зависимости от учебных задач.
57. Пение импровизаций.
Цель: развивать у детей музыкальное воображение, внутренний слух.
Задачи: научить детей импровизации различных музыкальных форм.
58. Слушание музыки. Музыкальный анализ.
59. Сценическая культура.
Цель: развивать умение самовыражаться через движение, выражать настроение в различных движениях.
Отработка танцевальных движений, импровизации, выстукивание простейших ритмических фигураций.
60-61. Работа над вокальным произведением.
62. Приёмы звуковедения.
Цель: способствовать укреплению и развитию ладового чувства.
Задачи: научить детей проектированию определённых соотношений ступеней.
Песни-упражнения связаны с пением под сопровождение фортепиано, что благотворно сказывается на чистоте интонации, на умении слушать себя и удерживаться в заданном тоне без поддержки инструмента.
63. Речевой тренинг.
Практические занятия: Показ упражнений разучивание и впевание. Введение новых упражнений в зависимости от учебных задач.
64. Унисон между партиями.
Добиваться чистоты интонации. Воспитывать умение следить за дирижёрским показом одновременного вступления и окончания пения. Начало формирования вокально – хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоционального отзыва на музыку.
65. Музыкальная грамота.
Цель: развитие музыкального слуха.
Задачи: создать творческую атмосферу для каждого учащегося.
Ознакомление учащихся с основными музыкально – выразительными средствами: гармонией, ладом, темпом, ритмом, динамикой. Связь музыкальной грамоты с пением учебно – тренировочного материала (попевок и упражнений) во всех тональностях. Песни-игры могут быть использованы на занятиях по системе относительной сольминизации.
Практические занятия. Разучивание игры с пением в такой последовательности, чтобы сочетание звуков в песнях проектировали в слухе детей определённые соотношения степеней, с показом направления движения мелодии ручными знаками.
66-67. Работа над вокальным произведением.
68. Проверочная работа.
Цель: проверить уровень музыкальной памяти.
Задачи: проверка памяти на мгновенное восприятие, на кратковременное восприятие, на длительное восприятие.
Исполнение произведений только что прозвучавших (правильная и чистая интонация). Исполнение произведений, выученных ранее, без предварительной подготовки.
Используемая литература:
1. Абдуллаев С. Ф. «Внеурочные занятия с учащимися начальных классов, для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ».
2. Добровольская Н. «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре».
3. Грачёв А. А. «Играем вместе».
4. Кабалевский Д. Б. «Программа по музыке 1-8 классы для общеобразовательных учреждений».
5. Огороднова Т. В. «Музыкальные игры для детей младших классов музыкальной школы».
6. Миловский С. «Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы».
7. Соколова О. П. «Двухголосное пение в младшем хоре».
8. Программа по сольфеджио для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ музыкального образования.