Программа внеурочной деятельности «Веселые нотки»

Автор: Салихова Марина Юсепьевна

 

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности

«Весёлые нотки»

2-4 классы

Составитель: М.Ю. Салихова,

 учитель музыки  

Пояснительная записка

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.  Музыкально-эстетичекое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших классов.  Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Вокальное исполнительство в гимназии, школе — это эффективная форма работы с детьми разного возраста.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда — это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, воспитывается трудолюбие. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», — утверждает известный педагог Сухомлинский. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.  Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Весёлые нотки», направленная на духовное развитие обучающихся.      

Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи:

1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.

3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

4.Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. Для решения поставленных задач была определена следующая концепция содержания курса.

Концепция содержания курса «Веселые нотки».

·       Воздействие музыкального искусства на человека следует рассматривать в связи с его многофункциональным назначением: отражение действительности в художественных звуковых образах, активно воздействующих на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональное состояние людей.

·       Музыкальное искусство включает в себя личность композитора, музыканта, который является своего рода духовным наставником и источником передачи музыкальной культуры, народного творчества.

·       Своей детскостью восприятия музыки, её звуков, ритма, педагог близок к ребенку, и, в то же время, обогащенный жизненным опытом, талантом, он способен повлиять на формирование личности ребенка наряду с развитием у него устойчивого интереса к вокальному творчеству.

·       Те, кто становится на путь творчества, движутся к вершинам искусства, а творческий процесс возвышает и совершенствует человека. 

·       Совершенствование человеческой души идет через отношение его к музыке, включающий в себя формы драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и т.д.

Программа предполагает реализацию следующих принципов:

ü    Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.

ü     Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

ü    Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

ü     Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

ü    Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения   в рамках школьных, городских мероприятиях, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

В основу программы «Весёлые нотки» для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях школьного кружка положены, в первую очередь, практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития певческих навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату.

Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят мной как один из основополагающих.  По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых    поют   странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

 Основные принципы содержания программы:

— принцип единства художественного и технического развития пения;

— принцип гармонического воспитания личности;

— принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

— принцип успешности;

— принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

— принцип творческого развития;

— принцип доступности;

— принцип ориентации на особенности и способности — природосообразности ребенка;

— принцип индивидуального подхода;

— принцип практической направленности.

Методы и формы

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения,

1.        Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2.     Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно — педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена, вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности,

особенности мышления и фантазии.

3.       Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы — ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

4.       Метод импровизации и сценического движения: это один из основной производной программы. Требования времени — умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Планируемые результаты освоения предмета

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения факультативного курс.

Универсальные учебные действия.

Личностные УДД: 

— Формирование интереса к вокальному исполнительству; мотивации к самовыражению при исполнении песен, творческой деятельности; эмоционального отношения к исполняемому репертуару, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.

Познавательные УДД:

наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально — творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

Коммуникативные УДД:

— Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене.

Тематический план занятий 

Содержание занятий

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вводное занятие. Беседа о гигиене певческого голоса.

1

1

——

2.

Использование певческих навыков

1

——

1

3.

Певческий диапазон

1

1

——

4.

Регистр голосов

1

——

1

5.

Вокально – хоровые упражнения на дыхание

1

——

1

6.

Работа над вокальным произведением «Учитель»

1

——

1

7.

«Учитель». Работа с фонограммой.

1

——

1

8.

Артикуляционный аппарат

1

——

1

9.

Вокальные упражнения на артикуляцию.

1

——

1

10

Работа над вокальным произведением «Мой первый учитель»

1

——

1

11

«Мой первый учитель». Работа с фонограммой.

1

——

1

12

Дыхание

1

——

1

13

Певческая позиция

1

——

1

14

Работа над вокальным произведением «Новый год за окном»

1

——

1

15

«Новый год за окном». Работа с фонограммой.

1

——

1

16

Концертно- исполнительская деятельность.

1

——

1

17

Отработка полученных вокальных навыков

1

——

1

18

Работа над вокальным произведением «Мама»

1

——

1

19

«Мама». Работа с фонограммой.

1

——

1

20

Вокально-хоровая работа

1

——

1

21

Дикция. Речевой тренинг

1

——

1

22

Расширение диапазона голоса

1

——

1

23

Использование элементов ритмики

1

1

——

24

Движения под музыку

1

——

1

25

Работа над вокальным произведением «Три желания»

1

——

1

26 

«Три желания». Работа с фонограммой.

1

——

1

27

Постановка танцевальных движений

1

——

1

28

Музыкальные игры и движения под музыку

1

——

1

29

Ансамбль.

1

1

——

30 

Работа над вокальным произведением «Прадедушка»

1

——

1

31

«Прадедушка». Работа с фонограммой.

1

——

1

32

Проверочная работа (вокальные упражнения на проверку умений и навыков)

1

——

1

33

Пение импровизаций

1

——

1

34

Концертно– исполнительская деятельность.

1

——

1

 

Итого

34

4

30

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате обучения по курсу «Веселые нотки» воспитанник должен знать, понимать:

      — строение артикуляционного аппарата;

      — особенности и возможности певческого голоса;

      — гигиену певческого голоса;

      — понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

      — понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

      — основы музыкальной грамоты;

— различные манеры пения;

—  место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:

      — правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

      — петь короткие фразы на одном дыхании;

      — в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      — петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

      — петь легким звуком, без напряжения;

      — на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

     — уметь делать распевку;

      — к концу года спеть выразительно, осмысленно.

Список литературы:

1.     Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

2.     Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Владос,2000.

3.     Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: Учебное пособие Ютв.ред. Г.П.Стулова; МГПИ им.В.И.Ленина.М., 1983г.

4.     Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

5.     Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

6.     Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

7.     Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. Литература, 1970.

8.     Музыка. 1-8 классы \Сост. Ю.Б.Алиев, В,К.Белобородова, Е.В.Николаева, Б.С. Рачина, С. Л.Старобинский; под общей редакцией Ю.Б.Алиева// Программы для средних общеобразовательных учебных1 заведений. М.: Просвещение, 1993.

9.     Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.:1 Прометей, 1992.

10.   Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М. Владос,1 2002.

11.   Струве Г.А. Школьный хор. М.: 1981. 

12.   Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2002.                                                   ,

×
×