Автор: Салихова Марина Юсепьевна
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности
«Весёлые нотки»
2-4 классы
Составитель: М.Ю. Салихова,
учитель музыки
Пояснительная записка
Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус. Музыкально-эстетичекое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших классов. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Вокальное исполнительство в гимназии, школе — это эффективная форма работы с детьми разного возраста.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда — это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, воспитывается трудолюбие. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», — утверждает известный педагог Сухомлинский. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Весёлые нотки», направленная на духовное развитие обучающихся.
Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.
3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
4.Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. Для решения поставленных задач была определена следующая концепция содержания курса.
Концепция содержания курса «Веселые нотки».
· Воздействие музыкального искусства на человека следует рассматривать в связи с его многофункциональным назначением: отражение действительности в художественных звуковых образах, активно воздействующих на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональное состояние людей.
· Музыкальное искусство включает в себя личность композитора, музыканта, который является своего рода духовным наставником и источником передачи музыкальной культуры, народного творчества.
· Своей детскостью восприятия музыки, её звуков, ритма, педагог близок к ребенку, и, в то же время, обогащенный жизненным опытом, талантом, он способен повлиять на формирование личности ребенка наряду с развитием у него устойчивого интереса к вокальному творчеству.
· Те, кто становится на путь творчества, движутся к вершинам искусства, а творческий процесс возвышает и совершенствует человека.
· Совершенствование человеческой души идет через отношение его к музыке, включающий в себя формы драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и т.д.
Программа предполагает реализацию следующих принципов:
ü Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
ü Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
ü Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
ü Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
ü Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских мероприятиях, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
В основу программы «Весёлые нотки» для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях школьного кружка положены, в первую очередь, практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития певческих навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату.
Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят мной как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Основные принципы содержания программы:
— принцип единства художественного и технического развития пения;
— принцип гармонического воспитания личности;
— принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
— принцип успешности;
— принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
— принцип творческого развития;
— принцип доступности;
— принцип ориентации на особенности и способности — природосообразности ребенка;
— принцип индивидуального подхода;
— принцип практической направленности.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения,
1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно — педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена, вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности,
особенности мышления и фантазии.
3. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы — ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4. Метод импровизации и сценического движения: это один из основной производной программы. Требования времени — умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения факультативного курс.
Универсальные учебные действия.
Личностные УДД:
— Формирование интереса к вокальному исполнительству; мотивации к самовыражению при исполнении песен, творческой деятельности; эмоционального отношения к исполняемому репертуару, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Познавательные УДД:
— наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально — творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
Коммуникативные УДД:
— Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене.
Тематический план занятий
№ |
Содержание занятий |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
1. |
Вводное занятие. Беседа о гигиене певческого голоса. |
1 |
1 |
—— |
2. |
Использование певческих навыков |
1 |
—— |
1 |
3. |
Певческий диапазон |
1 |
1 |
—— |
4. |
Регистр голосов |
1 |
—— |
1 |
5. |
Вокально – хоровые упражнения на дыхание |
1 |
—— |
1 |
6. |
Работа над вокальным произведением «Учитель» |
1 |
—— |
1 |
7. |
«Учитель». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
8. |
Артикуляционный аппарат |
1 |
—— |
1 |
9. |
Вокальные упражнения на артикуляцию. |
1 |
—— |
1 |
10 |
Работа над вокальным произведением «Мой первый учитель» |
1 |
—— |
1 |
11 |
«Мой первый учитель». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
12 |
Дыхание |
1 |
—— |
1 |
13 |
Певческая позиция |
1 |
—— |
1 |
14 |
Работа над вокальным произведением «Новый год за окном» |
1 |
—— |
1 |
15 |
«Новый год за окном». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
16 |
Концертно- исполнительская деятельность. |
1 |
—— |
1 |
17 |
Отработка полученных вокальных навыков |
1 |
—— |
1 |
18 |
Работа над вокальным произведением «Мама» |
1 |
—— |
1 |
19 |
«Мама». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
20 |
Вокально-хоровая работа |
1 |
—— |
1 |
21 |
Дикция. Речевой тренинг |
1 |
—— |
1 |
22 |
Расширение диапазона голоса |
1 |
—— |
1 |
23 |
Использование элементов ритмики |
1 |
1 |
—— |
24 |
Движения под музыку |
1 |
—— |
1 |
25 |
Работа над вокальным произведением «Три желания» |
1 |
—— |
1 |
26 |
«Три желания». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
27 |
Постановка танцевальных движений |
1 |
—— |
1 |
28 |
Музыкальные игры и движения под музыку |
1 |
—— |
1 |
29 |
Ансамбль. |
1 |
1 |
—— |
30 |
Работа над вокальным произведением «Прадедушка» |
1 |
—— |
1 |
31 |
«Прадедушка». Работа с фонограммой. |
1 |
—— |
1 |
32 |
Проверочная работа (вокальные упражнения на проверку умений и навыков) |
1 |
—— |
1 |
33 |
Пение импровизаций |
1 |
—— |
1 |
34 |
Концертно– исполнительская деятельность. |
1 |
—— |
1 |
|
Итого |
34 |
4 |
30 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате обучения по курсу «Веселые нотки» воспитанник должен знать, понимать:
— строение артикуляционного аппарата;
— особенности и возможности певческого голоса;
— гигиену певческого голоса;
— понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
— понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
— основы музыкальной грамоты;
— различные манеры пения;
— место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
— правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
— петь короткие фразы на одном дыхании;
— в подвижных песнях делать быстрый вдох;
— петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
— петь легким звуком, без напряжения;
— на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
— уметь делать распевку;
— к концу года спеть выразительно, осмысленно.
Список литературы:
1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Владос,2000.
3. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: Учебное пособие Ютв.ред. Г.П.Стулова; МГПИ им.В.И.Ленина.М., 1983г.
4. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
5. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
7. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. Литература, 1970.
8. Музыка. 1-8 классы \Сост. Ю.Б.Алиев, В,К.Белобородова, Е.В.Николаева, Б.С. Рачина, С. Л.Старобинский; под общей редакцией Ю.Б.Алиева// Программы для средних общеобразовательных учебных1 заведений. М.: Просвещение, 1993.
9. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.:1 Прометей, 1992.
10. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М. Владос,1 2002.
11. Струве Г.А. Школьный хор. М.: 1981.
12. Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2002. ,