ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

Автор: Янченко Анна Дмитриевна

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

 

Анна Дмитриевна Янченко

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орёл, Россия

d_anya57@bk.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены преимущества работы с сервисом Learninaps.org, Учи.ру и других программ, используемых при обучении решению текстовых задач в дистанционном формате.

Ключевые слова: Learninaps.org, Учи.ру, GeoGebra, информационные технологии, дистанционное обучение, текстовая задача.

Решение текстовых задач – это один из важнейших видов учебной деятельности учащихся. С помощью задач ученики осваивают новые понятия, с помощью которых развивается логическое мышление, а также формируются межпредметные связи. Текстовые задачи учат использовать полученные знания, при решении вопросов, возникающих на протяжении всей человеческой жизни. При обучении решению текстовых задач очень важно учителю заложить ученикам необходимый багаж знаний и умений, продемонстрировать разновидность задач и способы их решений.

К сожалению, некоторые ребята даже не приступают к решению текстовой задачи на контрольной работе или даже на экзамене. Это происходит по причине того, что у многих учеников возникают трудности с решением, а то и вовсе страх перед задачей, ведь в средней школе они знакомятся с абсолютно новыми видами задач, с которыми раньше не сталкивались. Чтобы преодолеть этот страх, необходимо хорошо замотивировать учащихся, дать понять, что текстовые задачи – это не несколько предложений на непонятном языке, а некоторая загадка, решение которой и предстоит найти.

Благодаря развитию телекоммуникаций и средств связи система образования, несомненно, претерпевает изменения: возникают новые информационные педагогические технологии, а вместе с ними и новые формы взаимодействия педагогов и обучающихся. Одной из таких образовательных технологий является дистанционное обучение. Как показала практика, в апреле – мае 2020 года в связи с переходом на дистанционное обучение, у учителей и учеников возникли некоторые трудности. Где-то оно затянулось на пару недель, а где-то и вовсе месяцев. Естественно, необходим в таких условиях такой формат обучения, чтобы у учеников не остался пробел в умении решать текстовую задачу. Как же поступить педагогу? Как грамотно проводить уроки в дистанционном формате, чтобы они практически не отличались от привычных традиционных занятий? Какие технологии использовать для наглядного представления хода решения задачи? Какими сервисами пользоваться для лучшего усвоения материала?

Информационно-коммуникационные технологии играют большую роль в изучении математике, благодаря компьютеру ученикам будет гораздо легче усвоить новый материал, а учителю проще проверять уровень знаний учащихся. Это может быть показ презентаций, просмотр видеоматериала и использование специальных программ.

На просторах Интернета есть великое множество готовых дидактических материалов, благоприятно влияющих на усвоение решения текстовых задач. Но в таких материалах нет возможности внести какие-либо поправки, изменения, новшества. В таком случае, у многих учителей возникает желание создать свой собственный материал, задания, игры, которые соответствуют особенностям каждого ученика. Для решения возникающей проблемы способствует онлайн сервис Learninaps.org.

Основная идея данного сервиса заключается в том, что учитель может создать задания на любую тематику, а ученики могут сразу проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что в большей степени замотивирует учащихся к обучению. Сам сервис простой в использовании, бесплатный и доступен на русском языке, что нельзя не отметить. Поэтому его может использовать любой педагог. Также удобно то, что на сервисе можно сохранять созданные материалы и в любое время вносить в них необходимые изменения. Всего в Learninaps.org доступно 21 разновидность упражнений, которые можно использовать на разных этапах урока. Например, при изучении нового материала – видео со вставками, для закрепления изученного – сортировка, классификация, заполни пропуски, для контроля знаний учитель может воспользоваться пазлом, кроссвордом или викториной. Данное приложение очень эффективно при выполнении домашней работы и дистанционного обучения. На данном сервисе можно не только создавать свои интерактивные задания, но и пользоваться готовыми, также можно привлечь к этому учащихся в качестве проектной деятельности.  Learninaps.org можно использовать для проверки знаний учеников в качестве текущего контроля, при обобщении и повторении темы, на внеурочной деятельности и как тренажер при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. В зависимости от подобранного материала любые приложения могут соответствовать образовательным и воспитательным задачам. Все зависит от подбора детей, сложности изучаемой темы, фантазии и заинтересованности учителя.

На уроках в школе целесообразно использовать презентации поскольку:

·                  создание мультимедийных презентаций повышает эффективность процесса усвоения новых знаний, их закрепление и отработку;

·                  презентация вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

·                  применение презентаций позволяет учителю увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба, для восприятия новых знаний учащимися;

·                  быстрее проходит повторение опорных знаний;

·                  создание презентаций стимулирует творчество, как учителя, так и учеников.

Наряду с перечисленным целесообразность применения презентаций расширяется за счет следующих моментов:

·                  решается большее количество задач, в том числе в устной форме (это позволяет быстрее освоить логику рассуждений, развить «устную» речь);

·                  в презентации даются образцы оформления задач, развивается «письменная» речь;

·                  систематическое применение презентаций способствует тому, что в сознании учащихся наступает качественный скачок на пути развития пространственных представлений.

Презентации можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового материла, можно вывести на экран изображение слайда, на котором будет указано определение нового понятия, алгоритм решения задачи. Можно провести урок-лекцию, где на экране будут показаны ключевые моменты, позволяющие акцентировать на них внимание учащихся. На этапе актуализации знаний при фронтальном опросе можно привести на слайде устные задачи и вопросы. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях более сложные задания, предложенные на слайдах. При закреплении материала обычно идет пошаговая отработка изученного или отработка с помощью определенных алгоритмов. Постепенное выведение шагов этих алгоритмов на экран и одновременно их практическое применение способствует их закреплению. Полезно использование  презентации для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. Слайд с решением позволяет сразу же выполнить проверку. Также такой слайд может служить и образцом оформления задания.

Просмотр видеоматериала также необходим при решении текстовых задач. В первую очередь хотелось бы отметить именно видеоуроки. Благодаря им любой ученик, отсутствующий на занятии, может просмотреть видеоурок по данной теме. Это будет эффективнее, чем просто прочтение параграфа из учебника. Такие видеоуроки позволяют в большей мере подготовиться к ЕГЭ.

Использование образовательной платформы Учи.ру во время дистанционного обучения также стало хорошим помощником для учителя. Большинство учащихся и их родители уже знакомы с данной платформой, т.к использовали ее для обучения еще в начальной школе. Образовательная платформа Учи.ру имеет большие интерактивные возможности использования ее ресурсов в процессе организации обучения учащихся. Платформа предоставляет возможность ученикам осваивать учебный материал в игровой форме (в форме интерактивной игры). Любая деятельность ученика должна быть оценена. Выполняя задания на Учи. ру дети видят свои ошибки, тут же могут их исправить, отработать навык решения. А учитель через личный кабинет в любое время суток может узнать, сколько заданий на данный момент выполнили ученики, сколько времени ушло на его выполнение. Какие темы и задания вызывали наибольшие затруднения. Это позволяет нам учителям вовремя устранить пробелы в знаниях обучающихся. Возможность автоматизировать проверку домашних и самостоятельных работ на платформе Учи.ру позволило сэкономить наше время и потратить его на разработку онлайн уроков. Так же, на Учи.ру представлена коммуникативная среда внутри платформы для общения пользователей. В личных кабинетах пользователей создан внутренний чат, благодаря чему родители, учителя и ученики могут общаться, обсуждать задания, свои успехи.

При решении геометрических задач хорошим подспорьем для учителя является применение таких программ как GeoGebra, Компас-3D LT 9.0, OpenGL 3D Demonstration, Живая геометрия 3.1.

«GeoGebra – это не только красочные иллюстрации к урокам геометрии, это еще и мощнейший инструмент для организации исследовательской работы учащихся». [1; С. 4] Решение геометрических задач можно превратить в небольшое исследование, где, как и в настоящих научных исследованиях, выдвигаются гипотезы, проводятся эксперименты, делаются выводы или даже открытия. Компьютерные эксперименты с GeoGebra на уроках помогут учащимся лучше усвоить материал, развить абстрактное и логическое мышление, развить познавательную мотивацию, а также повысить интерес учащихся к предмету геометрии.

Таким образом, мы видим, что дистанционное обучение позволяет максимально эффективно преподнести те знания, которые, как казалось, можно получить только на традиционном уроке, если конечно рационально использовать информационные технологии.

 

Список использованных источников

1.              Чеботарева Э.В. Компьютерный эксперимент с GeoGebra. Учебно-методическое пособие. – Казань: Казанский университет. 2015. 62 с.

2.              https://педпроект.рф/wp-content/uploads/2020/09/Метод-рекомендации.pdf

3.              https://moluch.ru/archive/323/73171/

4.              https://school-science.ru/4/7/33586

 

 

 

 

Скачать статью

×
×