Автор: Кашапова Ангелина Винеровна
Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям
Кашапова Ангелина Винеровна / Kashapova Angelina Vinerovna — Институт образования и практической психологии, магистрант Челябинского Государственного Университета
Аннотация: в статье раскрыта важность проведения психологической и эмоциональной подготовки спортсменов к соревнованиям, описаны стресс-факторы предсоревновательные и соревновательные, влияющие на деятельность и принятие важных решений спортсмена во время соревнований, описаны некоторые способы регуляции психоэмоционального состояния.
Ключевые слова: психологическая подготовка, соревнования, спортивная деятельность, способы регуляции психоэмоционального состояния, соревновательные и предсоревновательные стресс-факторы.
Актуальность. Психологическая подготовка спортсменов — сравнительно новая и мало изученная область, но актуальность этой тематики достаточно велика. В настоящее время люди очень сильно подвержены стрессу, особенно спортсмены, испытывающие постоянный стресс перед соревнованиями и при подготовке к ним. Поэтому актуальность психологической подготовки является актуальной проблемой для исследования.
В исследовательской работе предстоит рассмотреть психологическую подготовку спортсменов посредством способов психоэмоциональной регуляции.
Объект исследования: подготовка спортсменов перед соревнованиями.
Предмет исследования: психологическая подготовка спортсменов перед соревнованиями.
Цель: рассмотреть эффективность психологической подготовки спортсменов и ее значение в соревновательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по данной тематике
2. Выявить влияние психологической подготовки спортсменов на результаты соревновательной деятельности.
Изучение литературы показало, что проблемами психологической подготовки спортсменов перед соревнованиями занимались такие учёные, как Ф. Генов, А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, Н. А. Худадов. Они изучали развитие спортсмена, как личности, в процессе систематического занятия спортом.
Психологическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности, психических состояний, качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Выделяют общую и специальную психологическую подготовку [1].
Общая психологическая подготовка спортсмена направлена на развитие навыков преодоления определённых трудностей в спортивной деятельности. Данный этап является базой для специальной подготовки.
Основная задача специальной психологической подготовки спортсмена – создание состояния его психической готовности к выступлению в конкретных соревнованиях.
Значимость психологической подготовки возросло с выходом спортсменов на большую спортивную арену – Олимпиады, Чемпионаты мира, чемпионаты Европы. Соревнования приобрели не только спортивную, но и общественную значимость, что повлекло за собой увеличение физических нагрузок и усиление конкуренции среди равных по силам участников соревнований.
В спортивной деятельности очень важны не только физическая, тактическая и техническая подготовка, достигаемая посредством постоянных тренировок, но и психологическая подготовка, которая позволит снизить предсоревновательный и соревновательный стресс, что непосредственно влияет на результаты соревновательной деятельности.
Наиболее часто на результатах спортивной деятельности сказываются стресс-факторы, которые можно разделить на две группы: [2]
1. Предсоревновательные стресс-факторы:
а) предшествующие плохие тренировочные и соревновательные результаты;
б) положение фаворита перед соревнованием;
в) завышенные требования;
г) постоянные мысли о необходимости выполнить поставленную задачу.
2. Соревновательные стресс-факторы:
а) неудачи на старте;
б) необъективное судейство;
в) отсрочка старта;
г) повышенное волнение;
д) значительное превосходство соперника
е) незнакомый противник;
ж) плохое физическое самочувствие.
Исходя из вышеперечисленных факторов, психологическая подготовка спортсменов должна быть направлена на формирование свойств, качеств и психических состояний личности, которыми обуславливается успешность и стабильность соревновательной деятельности.
Целью психологической подготовки спортсмена к соревнованию является формирование у него психического состояния, при котором он может в полной мере использовать свою функциональную и специальную готовность для достижения максимального результата, противостоять многим предсоревновательным и соревновательным ситуациям, оказывающим отрицательное влияние и вызывающим рассогласование функций.
Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется:
– спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях,
что является характерной чертой его отношения к окружающей среде (к условиям деятельности);
– уверенностью спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, надежность действий, помехоустойчивость;
– боевым духом спортсмена. Как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, т.е. к достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей.
Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие как на сознание, так и на подсознание. Методы и психо-педагогические мероприятия должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и поведение человека: [3]
1. Лекции и беседы направлены на психологическое образование спортсменов.
2. Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание бесед косвенно направлено на спортсмена.
3. Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке).
4. Внушенный отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тяжести тела и тепла в мышцах.
5. Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование заранее подготовленных или изученных ранее внушений в состоянии глубокого расслабления.
6. Приемы саморегуляции, такие как контроли ирегуляция мышечной системы, специальные дыхательные упражнения, разрядка, отвлечение путем чюжетных представлений и воображений, самовнушение, самоубеждение и т.д.
Действенную помощь в осуществлении психологической подготовки спортсменов к соревнованиям оказывает такой прием, как использование в процессе тренировок специальных упражнений, позволяющих постепенно привыкать к соревновательным условиям. Самым действенным способом психологической подготовки спортсмена к соревнованиям является непосредственно участие в соревнованиях.
Гогунов Е. Н. В своем учебном пособии предлагает следующие способы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям:
1. Контрольные мероприятия.
Проводятся в виде соревнований в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования), для которых характерны следующие элементы психологической напряженности: спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к победе, соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и т.п.
2. Товарищеские встречи.
Проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов из других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для спортсменов-участников.
3. Психофизические упражнения.
Эти упражнения характеризуются выполнением определенных тактических задач при наличии физической нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и воспитанию его волевых и физических качеств.
4. Психотехнические упражнения.
В их основе лежит выполнение определенных психологических задач в условиях максимальной точности технических действий соревновательного характера.
5. Интеллектуальные задачи (без физической нагрузки и технических действий).
Список литературы
1. Гогунов Е.Н. Психология спорта: Учеб. пособие для студ. фак. физкультуры. – Тольятти, 1997.
2. Салькова Н. А. Важность организации психологической подготовки спортсменов к соревнованиям. – Челябинск, 2018.
3. Электронный ресурс [https://psylist.net/sport/fivo074.htm]
4. Ахатов А. М., Работин И. В. Психологическая подготовка спортсменов: Учеб. Пособие. – Набережные Челны, 2008.