Автор: Кулаева Татьяна Сергеевна
Психологическая помощь в кризисных ситуациях
В настоящее время психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях становится все более и более востребованной. С одной стороны, это связано с возрастанием числа трудных жизненных ситуаций, спровоцированных социальными и экономическими аспектами жизни.
Любое кризисное переживание является сложным, имеет богатую феноменологию и структуру. Сложность работы с кризисным переживанием, так же как и большая востребованность психологической помощи в кризисных ситуациях выдвигают высокие требования к компетенции психологов.
Понятие кризис происходит от греческого ‘kreses’ – решение, поворотный пункт, исход. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «кризис» определяется как: «1) резкий, крутой перелом в чем-нибудь, 2) затруднительное, тяжелое положение».
Традиционно понятие «кризис» связано с психологией развития, в рамках которой кризис понимается как переходный период между возрастными этапами человеческой жизни. Такие кризисы принято считать нормативными, поскольку они сопровождают человека на протяжении всей его жизни.
Другое понимание кризиса возникло в клинической психологии, в рамках которой кризис характеризуется как состояние экстремального напряжения сил для преодоления принципиально новых препятствий, опасных для здоровья или жизни человека. Такими препятствиями могут являться, например, катастрофические события, тяжелые заболевания и так далее. Характерным для кризисного переживания такого типа является наличие угрозы для жизни, психического или физического здоровья.
В любом кризисе, связан ли он с процессами взросления и развития или возникает в острой катастрофической ситуации, человек сталкивается с сильными переживаниями. Наиболее острыми среди них выступают переживания невозможности: невозможность существовать прежним, известным человеку способом, невозможность реализовывать свои мотивы, стремления и ценности, невозможность преодолеть кризис способами, известными из прошлого опыта.
В кризисной психологии наряду с понятием кризис часто употребляются такое понятия как стресс.
Под стрессом, по определению Г. Селье, понимается неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует перестройки организма для адаптации к изменившимся условиям.
Другое понятие, часто употребляемое в кризисной психологии – это понятие острое стрессовое расстройство.
Острое стрессовое расстройство – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.
Я считаю, что, оказывая помощь в данной кризисной ситуации ни в коем случае не нужно обесценивать чувства людей. Не давать обещаний «Всё будет хорошо». Необходимо следить за собственной речью: говорить короткими предложениями (не более шести фраз), понятно, чётко, медленно.
Острые стрессовые реакции
Плач.
Помощь:
· Необходимо дать выплакаться пострадавшему. Не успокаивать и не оставлять одного.
· Привлечь внимание на себя, узнать имя, изолировать от зрителей ( увести за дверь, закрыть собой и т.д.)
· Установить позицию «Я рядом!» — это важно.
Истерика.
Активная энергозатратная и эмоционально «заразительная» поведенческая реакция. Как правило, происходит в присутствии зрителей. То на сколько сильно и громко кричит человек – на столько сильно ему в данный момент больно.
Помощь:
· подойти, представится, узнать имя.
· Убрать зрителей, остаться наедине.
· В разговоре использовать директивную речь и повелительный тон.
· Для привлечения внимания можно применить ориентировочный рефлекс – резко хлопнуть дверью или в ладоши и т.д.
· В завершении истерики человек может лишиться сил. Необходимо сопроводить в место отдыха и не оставлять одного.
Агрессия – злость. Активная энергозатратная и эмоционально «заразительная» реакция, которая может быть вербальной (словесные угрозы) и невербальной (агрессивные действия).
Помощь:
· Подойти, представится, узнать имя.
· Убрать зрителей, остаться наедине.
· Создать условия для реализации агрессии социально приемлемым способом.
Не в коем случае не вовлекаться в эмоциональное состояние пострадавшего, не реагировать на обиду.
Возможность выдерживать агрессию пострадавшего, не принимая на свой чет – главный ресурс, который может помочь вовлечь его в отвлечённую от ситуации деятельность.
Психомоторное возбуждение — это состояние патологической двигательной и психической активности, характеризующееся нецеленаправленностью действий.
Механизм возникновения – под воздействием сильного фактора у человека появляется огромное количество энергии, которая выходит в кинезис.
Помощь:
· подойти, представится, узнать имя. Замыкаем внимание на себя.
· Если есть возможность – взять за руки.
· При разговоре говорить короткими фразами. Задавать вопросы закрытого типа, предполагающие односложные ответы.
· Привлечь к посильной интеллектуальной работе.
Кроме того, рекомендуется массировать биологически активные точки.
Апатия — безразличие и отсутствие эмоций.
Психика под воздействием стрессового фактора «берёт паузу». Данная реакция может перейти в клиническую депрессию.
Помощь:
· Подойти, представится, узнать имя.
· Задать вопросы открытого типа, предполагающие развернутый ответ.
· Вовлечь в посильное дело.
Нервная дрожь
Механизм возникновения – под воздействием травмы, образуется огромное количество кинетической энергии. Она выражается в хаотичном клоническом сгибании мышц.
Нервная дрожь – очень заразительна.
Помощь:
· Подойти, представится, узнать имя.
· Убрать зрителей
· Дать состояться дрожи.
Страх — сильная отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности.
Механизм возникновения – под влиянием чрезвычайного раздражителя, происходит регресс в ребёнка.
Помощь:
· Подойти, представится, узнать имя.
· Убрать зрителей. Остаться наедине.
· Замыкаем внимание на себя. Основное внимание необходимо уделить собственной уверенной мимики, пантомимике.
· Выражаем позицию «Я рядом».
· Попытаться говорить о страхе. Инициируем человека говорить о том, что происходит в настоящий момент.
· Если допустимо – используем телесный контакт.
Ступор – замирание. Психика «не работает».
Помощь:
· Вызвать скорую помощь
· Убрать зрителей
· Пытаться вернуть сознание и ощущение тела.
· Массаж биологически активных точек.
Формы психологической работы
Индивидуальная психологическая помощь — работа с актуальным состоянием пострадавшего.
Групповая психологическая помощь – регуляция актуального состояния.
Информационно-психологическая поддержка.
Задача – выдержать, попытаться вместе с человеком найти ресурс и максимально предоставлять запрашиваемую информацию.
На мой взгляд, не менее важным является обеспечение собственной безопасности. Не нужно пытаться решить все проблемы человека, необходимо оказывать посильную помощь без вреда себе.
«Мы только лопата, которой человек копает свой огород»!
Автор: педагог-психолог Кулаева Т.С.