Психологическое сопровождение развития логического мышления младших школьников с ЗПР

Автор: Олеся Викторовна Дьячкова

Обзор отечественных и зарубежных подходов к изучению психологического сопровождения формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР

Духанина Олеся Викторовна

магистрант

Пешкова Н.А.

канд.психол.наук, доцент
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого» Тульская обл

 

Аннотация Актуальность анализа литературы по развитию мыслительной деятельности у младших школьников с ЗПР обусловлена тем, что недостаточность ее развития приводит к трудностям в формировании логического мышления и развития индивида в целом. В данной статье представлен теоретический обзор взглядов ученых на данную проблему исследования и составлена примерная диагностическая программа для выявления нарушений мыслительной деятельности.

Ключевые слова: формирование логического мышления, младший школьник с ЗПР, диагностика мышления, мыслительная деятельность, младшие школьники, задержка психического развития, мыслительные операции, диагностическая программа, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

 

Мышление является высшим психическим познавательным процессом, представляющим собой опосредованный и обобщённый способ отражения действительности, выражающийся в форме творческого преобразования.

В советской психолого-педагогической литературе детей, испытывающих трудности в обучении, не имеющих нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, не являющихся умственно отсталыми, имеющих достаточно обширную «зону ближайшего развития», отнесли в особую категорию детей с задержкой психического развития. Исследования Г.Е. Сухаревой, Т.В Егоровой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, К.С. Лебединской направлены на изучение нарушений в развитии детей с ЗПР

В большинстве определений мышление рассматривается психологами (Б.Г.Мещеряковым, В. П. Зинченко[43], А. В. Петровским, М. Г. Ярошевским[83], и др.) как психический процесс, осуществляемый в результате мыслительной деятельности человека, как «высшая форма психического отражения» (Е. И. Бондарчук, Л.И. Бондарчук[16, С.51]), как «форма внутренней деятельности» (Г. Г. Гранатов[35]). При этом отмечается, что процесс мышления – это «сложный системный процесс (В.В. Селиванов [94, С.2],), социально обусловленный, неразрывно связанный с речью (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, А. А. Крылов[83]), направленный на установление связей и отношений между познаваемыми предметами и явлениями, на поиск открытия нового знания, что и представляет опосредствованное и обобщенное отражение действительности. В основе этого мыслительного процесса субъект анализирует (синтезирует, обобщает и т.д.) данные (образы), полученные «низшими» познавательными процессами»

В современной психологии одно из определений связано с психологической теорией деятельности А. Н. Леонтьева. «Мышление – процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты» [57, с.39].

Входя в группу высших психических функций, таких как речь, восприятие и память — мышление представляет собой процесс интериоризации. Внешние условия, обусловленные культурой и обществом переходя во внутренний план, становятся достоянием личности. Л. С. Выготский [24] помимо социального происхождения высших психических функций выделил опосредованное строение посредством культурных знаков (речи) и сознательное управление. Теорию Л.С. Выготского о культурноисторическом формировании высших психических функций представили и развили в своих исследованиях и А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев[57], А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин [109], П. Я. Гальперин[30] и др.

Логические умения рассматривает Н.А. Подгорецкая: «Умение логически мыслить включает в себя ряд компонентов: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок и т.д.» [86].

Механизмы словесно-логического мышления исследуются и в работах А.Н. Леонтьева. Используя метод наводящих задач, автор пришел к экспериментальному выводу, что процесс логического мышления претерпевает ряд этапов своего развития: репродуцированный, синтезированный, регламентированный и программированный. Характеризуя каждый этап процесса логического мышления А.Н. Леонтьев учитывал особенности деятельности испытуемых:

1) степень развития способностей к произвольному воспроизведению,

2) степень осознанности действий,

3) объем логической деятельности,

4) скорость логических действий,

5) характер логических ошибок [57].

По мере того, как в процессе логического мышления складываются определенные операции — анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение по мере того, как они закрепляются у индивида, развивается и формируется логическое мышление как способность, складывается интеллект.

Критериями формирования операций логического мышления являются сами операции: анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение и умозаключение.

С.Л.Рубинштейн первым объяснил механизм развития мышления с точки зрения операционных структур, где выдвигается на первый план мыслительные операции. Мышление, по С.Л. Рубинштейну развивается путем обобщений, которые идут от элементарных обобщений к обобщением высокого порядка. Процесс мышления обусловлен тремя этапами: элементарным обобщением; обобщением через анализ и абстракцию; Обобщением через дедукцию. «Можно, — пишет Рубинштейн, -… различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности… Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое» [91, с.362].

В наше стране широкое практическое применение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я.Гальпериным [29]. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе (А.Валлон) и в других трудах.

Таким образом, анализируя исследования советских и зарубежных исследователей по проблеме формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР, мы приходим к выводу, что становление мышления происходит в процессе развития ребенка, и вытекает в стадии наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления. Школьник начинает более отчетливо осознавать связь между причиной и следствием явлений, постепенно овладевает способностью словесно формулировать эти причинно — следственные связи

 

Список литературы:

1. Абакумова Д.А. Изучение логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] /Д. А. Абакумова// Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26-27 апреля 2018 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. И. А. Филатовой, А. В. Цыганковой. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2018. – 1 электрон опт. диск (CD-ROM). — С.51-54.

2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб.пособие / Л. Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.

3. . Власова, Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст]:пособие для учителей/ под ред. Т. А. Власовой [и др.]. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с.

 

×
×