Психологическое здоровье детей

Автор: Савченко Ирина Николаевна

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

         Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. 

 социальные — нерациональное питание, жилищные условия, образ жизни, доход семьи, уровень образования родителей, психологический климат семьи, наличие животных в доме; курение в доме;

биологические – болезни матери во время беременности, осложнения во время родов)

         Главный неблагоприятный фактор – недостаток или отсутствие материальных, или духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Отсутствие или недостаток этого фактора может привести к ухудшению здоровья детей – психического, физического или социального.

         Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Ириной Владимировной Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

         Если составить портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека. Он принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Этот человек находится в гармонии с самим собой и с окружающим миром. 

         По результатам исследования психологов, изучавших психические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, оказалось, что всем им характерны такие качества, как: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность, умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам. То есть мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью признает себя, и при этом признает уникальность и ценность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за собственную жизнь, прежде всего на себя. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

         Все вышесказанное мы можем отнести к человеку взрослому. Конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.

Специфика психологического здоровья ребенка.

         Психическое здоровье детей характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными эмоциями и закреплением первых в чертах характера и личности детей. В каком качестве закрепляются положительные эмоции у несовершеннолетних? В качестве положительной самооценки, доброжелательности, уверенности в себе и в своих силах.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Львом Семеновичем Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит в том, что помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки меньше взаимодействуют с взрослыми и сверстниками. От недостатка общения дети становятся более эгоистичными и переутомленными. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативного отношения друг к другу могут принести самые нежелательные плоды.

Таким образом, особенно важно объединить усилия педагогов, направив их на обеспечение благоприятного психологического микроклимата.

Условно состояние психического здоровья ребенка можно разделить на три ровня: высокий, средний и низкий уровень.

— К высокому уровню – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.

-К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.

-К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

Факторы риска психологического здоровья детей.

Для эффективного оказания психологической помощи необходимо определить факторы риска.

Их можно разделить на две группы: среда (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

 (К средовым факторам относятся неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка).

Назовем различные психотравмирующие детей ситуации, возникающие в семье

— ревность к братьям и сестрам;

— физическое отдаление матери;

— пренебрежение интересами ребенка, навязывание ему моделей поведения, удобных родителям, а не ему самому;

— недостаток ласки, понимания, внимания к детским проблемам;

— отсутствие единого подхода к воспитанию ребенка;

— отсутствие необходимых условий для личного пространства ребенка;

А теперь рассмотрим различные психотравмирующие детей ситуации, возникающие в образовательной среде:

— первая встреча с воспитателем, учителем;

— возможность появления конфликтных отношений со сверстниками;

— сложная, зачастую перегруженная образовательная программа;

— боязнь ребенка оказаться «неспособным»;

— педагогом не принимается во внимание, что у разных детей могут быть различные творческие наклонности;

— напряженность умственных усилий и величина энергетических затрат ребенка.

         Для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка при построении воспитательно-образовательной и оздоровительной работы в центре. В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье ребенка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая педагогами, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком, предоставляют ребенку больше самостоятельности и независимости.

Психологическая поддержка детей в центре.

Задачи психологической поддержки детей:

Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.

Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).

Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.

Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

Диагностика тревожности и адаптированности детей, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.

Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в групповые занятия профилактической направленности.

Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе и индивидуальному консультированию.

         Сохранить и укрепить психологическое здоровье детей нам помогают методы арт – терапии.

— изотерапия – одно из направлений арт —  терапии, работа с использованием методов изобразительного искусства. Цель изотерапии – повышать эмоционально – положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка. Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно – развивающую направленность, успешно применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально – волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении.

— сказкотерапия – разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально разработанные, коррекционные и др. Сочинение сказок ребенком и для ребенка – основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать с взрослыми;

— музыкотерапия – одно из направлений арт – терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. При помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии;

— игротерапия – вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие;

— цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. Цветотерапия использует цвет для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.

Основные принципы арт – терапии:

— поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;

— не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;

— принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества.

Рекомендации педагогам учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка. (12 слайд)

Создавайте в группе спокойную, жизнерадостную обстановку.

Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.

Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств.

Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.

В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.

Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым.

Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих детей.

Учите детей устанавливать связи между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.

При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.

Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.

Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку.

Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

         Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т. д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от нашего настроения, от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать личностные проблемы.

 

         Педагогам следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От нас требуется установление доброжелательного контакта с воспитанниками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка.  «Будь внимателен к здоровью тех, кого воспитываешь и обучаешь! Не навреди!»

 

×
×