Автор: Яковлева Анна Павловна
Занятие «Готовимся к выбору профессии» для учащихся 8-го класса.
Педагог-психолог Яковлева А.П. МБОУ СОШ №3 г. Мантурово Костромской обл.
Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессии и создание условий для профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со склонностями, способностями, индивидуальными особенностями, с потребностями общества.
Задачи:
— сформировать у учащихся положительную мотивацию к трудовой деятельности;
— научить анализировать свои возможности и способности;
— научить соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;
— способствовать проектированию учащимися своих профессиональных планов.
Вступление. Вы можете подумать: « Нам ещё рано выбирать профессию, мы только ещё восьмой класс, мы ещё всё успеем».
И отчасти это так, но вы уже знаете, что дело будет сделано намного лучше, если у вас достаточно времени.
А выбор профессии одно из самых важных дел в нашей жизни. Согласны со мной? … Тогда поехали!
Я начну словами Константина Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».
И ещё словами философа Сенеки: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»
1. В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.
2. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы — их надо зачеркнуть, если их не хватает — дорисовать недостающие. Время выполнения – 1мин.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников — тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
3. Сейчас мы с вами разберём формулу осознанного выбора.
Вот например площадь класса? Как она получается?
a x b=S
А наша с вами формула состоит из слов: хочу+могу+надо= осознанный выбор профессии.
Как объяснить эту формулу?
Хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
Могу – это все, что мне по силам, по способностям.
Надо – это все, что нужно для общества, страны.
Попробуйте сами сделать вывод.
Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества (надо).
4. А сейчас поработаем все вместе. Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому — все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.
Оптимист:
· работа имеет огромное общественное значение;
· высокая зарплата;
· встреча с интересными людьми;
· командировки, дающие возможность многое увидеть;
· использование современной техники.
Скептик:
· трудности, связанные с устройством на работу;
· частые командировки, осложняющие личную жизнь;
· трудности получения образования (например, наличие печатных работ);
· большая ответственность;
· нервные перегрузки;
· ненормированный рабочий день;
· постоянное общение с людьми.
5. Раз вам так повезло сегодня, что классный час проводит психолог, будем проходить тест на определение ваших предпочтений в будущей професии.
Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
- I.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда — животные и растения, почва и воздушная среда — природа.
- 2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
- 3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности — необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
- 4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
- 5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
6. Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности. Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сегодня попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. Прежде всего надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
•При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.
•Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество — хорошо, а исполнительность — плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.
Проанализируй профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 8 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии. Это будет как бы домашнее задание. Сядьте, подумайте, попробуйте ответить на все эти вопросы, если вы не знаете ответов: спросите у родителей или посмотрите в интернете, или подойдите ко мне я вам помогу. Вообще сохраните эти листочки, если вы всё правильно сделаете, то считайте что эта работа залог вашего правильного выбора и в конечном итоге жизненного успеха. Вернитесь к ним потом, когда конкретно будете решать куда пойти учиться и вам будет намного проще.
Вопросы к будущей профессии.
1. Какое значение имеет данная профессия для общества?
2. Назовите объект труда, конечный результат работы.
3. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.
4. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.
5. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?
6. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?
7. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?
8. Где можно её получить?