Автор: Кочкина Виктория Владимировна
Новый век в истории психологии: Преобразования и их наследие
Давыдова Дарья Николаевна
студент, Оренбургский Государственный Университет, РФ, г. Оренбург
Загуменникова Анастасия Сергеевна
студент, Оренбургский Государственный Университет, РФ, г. Оренбург
Кочкина Виктория Владимировна
студент, Оренбургский Государственный Университет, РФ, г. Оренбург
Новикова Виктория Евгеньевна
студент, Оренбургский Государственный Университет, РФ, г. Оренбург
Неволина Виктория Васильевна
доктор педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский Государственный Университет, РФ, г. Оренбург
Анотация: Статья посвящена актуальной теме в сфере психологии как психология Нового времени в XVI-XVII вв. Именно в этот период человек начинает работать над двумя направлениями: эмпиризмом и рационализмом, а представители вышесказанных течений, таких как: Френсис Бэкон, Р. Декарт, Бенедикт Спиноза- стали основоположниками важных аспектов в психологии. В центре внимания стоят философские концепции, благодаря которым строится основа научной психологии. Новое время стало переходным этапом от схоластического понимания души к философскому осмыслению сознания, познания и человеческого поведения. Статья подчеркивает значимость этих перемен для формирования современных психологии и философии, расширяя границы дальнейших исследований и дискуссий в области гуманитарных наук. Эти мысли, представленные в контексте научного и психологического развития, наполняют статью и делают ее не только интеллектуальной, но и в значительной мере занимательной для большого круга читателей.
Ключевые слова: психология, рационализм, развитие, экспериментальный подход, дуализм, Новое время, душа.
Этап Нового времени в период XVI-XVII вв основывается расцветом научной революции, более глубоком изучении рационализма и эмпиризма, а также возвышенным интересом к индивидуальному опыту и познанию, оказал основное влияние на формирование представлений о человеческой психике. Если рассуждать о времени в Средние века «психология» была неразрывно вплетена в деятельность богословия и философии, рассматривая душу преимущественно как объект веры и духовных рассуждений, то XVI–XVII века стали временем, когда вопросы сознания, познания, ощущений и воли начали постигаться через призму разума и опыта. В статье мы рассмотрим, каким образом рационалистические и эмпирические учения по-разному объясняли природу психического и какие теоретические конструкты были введены для описания человеческого опыта и поведения.
В конце XVI — начале XVII в. в психологии сформированы два основных подхода в теории познания. Они связаны с именами мыслителей – Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта. Первый из них – основатель эмпиризма, в котором на первый план ставили опытный характер нашего знания и предполагали ориентацию на чувственное познание. Во втором же на первый план выдвигали интеллектуальную деятельность, которая олицетворяла рационалистический подход.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – английский философ, являлся проповедником экспериментального знания. В 1597 г. Бэкон опубликовал «Опыты или наставления нравственных и политических», именно эта работа принесли ему литературную известность. «Новый Органон» – трактат, излагающий новое понимание сути науки. Он является ключевым произведением в литературной деятельности учёного. В данных работах сформулированы основы направления, которое получило название эмпиризм [2].
Рене Декарт (1596-1650) – французский математик и философ. Рене Декарт писал: «Существуют две независимые, самостоятельные субстанции – душа и тело». Эта философская позиция получила название дуализм – противостояния двух субстанций: материи и мышления. Главным атрибутом души является мышление, а высшей души – воля и мышление. Основное свойство тела представляет собой протяжённость или распространенность. Главным инструментом познания принимается душа. Рене Декарт считал, что единственное существо, обладающее душой – это человек. У животных же нет никакой души и есть только тело – рефлекс [3].
Бенедикт Спиноза (1632—1677) – нидерландский философ. Он представил идею о единой субстанции. Субстанция – это то, что «существует само по себе и представляется само через себя» (Бенедикт Спиноза. Избранные произведения, т. I, М., 1957). Душа и тело человека соответствуют друг другу. Также учёный выявил, что в основе каждой эмоции лежит интеллектуальное сравнение и ввёл новое понимание эмоций.
Также Бенедикт Спиноза создал теорию аффектов. Для достижения счастья, человеку необходимо избавиться от своих чувств и после, благодаря этому, получить свободу. Чувство радости способно усиливать способность человека к действию, а чувство печали наоборот, действует негативно [5].
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) – немецкий учёный, философ, изобретатель. Он ввёл понятия о бессознательных «малых перцепциях» («малых восприятиях»). В концепции «малых перцепций» он разделил понятия психики и сознания. В данной концепции он признавал, что существуют слабо осознаваемые и вовсе не осознаваемые психические процессы. Эта теория оказала влияние на дальнейшее развитие философской мысли [1].
Джон Локк (1632—1704) – британский педагог и философ. Он считал, что любое знание человек получает из опыта. Если бы идеи были врожденными, то они были бы известны ребенку и взрослому. Сознание ребенка он назвал «чистой доской» (tabula rasa), в нём из опыта формируется сознание человека.
Источниками опыта учёный считал ощущения и рефлексию. Ощущения Джон Локк считал «простыми идеями». Человек получает их с помощью органов чувств. После человек мыслит и обрабатывает эти идеи, преобразуя их в сложные. При получении опыта от преобразования простых идей в сложные происходит развитие психики человека.
Джон Локк также вводит понятие рефлексии. Рефлексия – это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность» (Джон Локк. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. М., 1960).
Локк ввел также понятие ассоциации – это неверное соединение идей, которые в сознании людей начинают работать как единое целое. Например симпатия или антипатия, вызываемые одними людьми у других [6].
Далее, чтобы лучше понять эпоху Нового времени, обратимся к достижениям и трудностям данного периода.
Для начала рассмотрим достижения психологии Нового времени. К ним относятся:
1. Формирование систематической и эмпирической базы знаний о человеке и его природе
2. Появление экспериментального подхода
3. В новое время особое внимание уделялась человеку , его личности и эмоциям что подразумевало индивидуальный подход
4. Благодаря тому, что философы начали особое внимание уделять и изучать человека как ценность, то привело к более тщательного и детального изучения внутреннего состояния человека
5. Благодаря интеграции знаний из различных областей наук, таких как медицина, социология и тд, появился более комплексный подход – междисциплинарность.
Также нельзя забывать, что любой период имеет и трудности тоже. К ним относятся:
1. Научные методы и в целом наука была еще совсем примитивной, что предоставляло не совсем достоверную информацию о безопасности и достоверности тех или иных исследований, экспериментов
2. Все-таки в Новое время философские и религиозные высказывания учитывались и были более приоритетны, чем научные
3. В каком-то плане продвижению научного и тщательного изучения внутреннего мира мешало духовные нормы
4. Из-за отсутствия единого подхода к изучении психологии развитие различных теорий и методов значительно затруднялось.
Важно отметить, что эпоха Нового времени внесла огромный вклад в развитие современной психологии.
Р. Декарт является одним из самых выдающихся людей того времени. Черчес Т. Е. в своём исследовании рассказывает, что Декарт придавал жизнедеятельности животных и людей машинообразный характер. Он считал, что все телесные проявления жизни (дыхание, сердцебиение, пищеварение и т.д.), а также ряд других функций (ощущения, восприятие, страсти, память) работают как механизмы. Данное учение французского мыслителя положило начало такому важному термину в психологии как «рефлекс». Также исследования Декарта дали возможность считать его основателем экспериментальной психофизиологии, которая так популярна в наше время [7].
Многие психологи в наше время в работе опираются преимущественно на объективные, измеряемые данные, а не на теорию. Такое направление в психологии называется эмпирическим. Так вот благодаря статье «Психологическая мысль Нового времени» Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко можно узнать, что основателем эмпиризма является один из родоначальников философии Нового времени Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). Он утверждал, что истинное знание строится не только на чувственном опыте, но и на эксперименте [8].
Помимо эмпирической психологии в современном мире также много других направлений. Одним из них является ассоциативная психология. Её предвестником является философ Томас Гоббс. Он рассматривал психические явления как результат взаимодействия простейших элементов сознания. Также идеи Гоббса способствовали образованию естественнонаучного и экспериментального подхода в изучении психических процессов [9].
Также эпоха Нового времени обращала внимание на индивидуальный и субъективный опыт человека. Это стало важной частью в развитии многих видов психологии. Именно в это время зародились концепции, направленные на изучение влияния общества на индивидуальное поведение человека. Также нельзя забывать, что современные теории развития личности зародились благодаря данной эпохе.
Таким образом Новое время стало важным периодом для зарождения основных идей и методов, которые служат почвой для современной психологии.
Подводя итоги данной статьи можно сделать вывод: период Нового времени поспособствовал расцвету психологии как науки и расширил ее границы. Динамика и прорыв за десятилетие в вышеупомянутом времени до сих пор даёт свои плоды и впечатляет. Новое время предоставило обществу знаменитых личностей, благодаря которым современные психологи опираются на теории и мысли людей той эпохи. Новое время нам доказало, что человек- это полноценная система, в которой психические процессы сложны и подлежат глубокому изучению.
Список литературы:
-
Лейбниц Готфрид Вильгельм, биография и открытия — [Электронный ресурс] // Рувики : [сайт]. — URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D1%86,_%D0%93%D0%BE%D1%82%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%B4_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC (дата обращения: 01.06.2025).
-
Павел Николаевич Шишкоедов Развитие психологии в Новое время — [Электронный ресурс] // Livelib: [сайт]. — URL: https://www.livelib.ru/book/145070/readpart-obschaya-psihologiya-pavel-nikolaevich-shishkoedov/~5 (дата обращения: 01.06.2025).
-
Общая характеристика психологии в Новое время — [Электронный ресурс] // СтудентСервис : [сайт]. — URL: https://student-servis.ru/spravochnik/obshhaya-harakteristika-psihologii-v-novoe-vremya/ (дата обращения: 01.06.2025).
-
Храмов Ю. А. Лейбниц Готфрид Вильгельм (Leibniz Gottfried Wilhelm) // Физики : Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва : Наука, 1983. — С. 159. — 400 с. — 200 000 экз.
-
Особенности развития психологии в Новое время — [Электронный ресурс] // Автор24 : [сайт]. — URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/osobennosti_razvitiya_psihologii_v_novoe_vremya/ (дата обращения: 01.06.2025).
-
Киселева Тамара Геннадьевна «Развитие психологии в Новое время» — [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: https://multiurok.ru/files/razvitie-psikhologii-v-novoe-vremia.html (дата обращения: 01.06.2025).
-
Черчес Т. Е. «Лекция 4 по истории психологии» — 2021 г. — [Электронный ресурс] — URL: https://bspu.by/blog/cherches/article/lection/lekciya-4-po-istorii-psihologii (дата обращения: 01.06.2025).
-
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии «Психологическая мысль Нового времени» — 2009 г. — [Электронный ресурс] — URL: https://psyera.ru/psihologicheskaya-mysl-novogo-vremeni-317.htm (дата обращения: 01.06.2025).
-
Филиппов Александр «Актуальность философии Гоббса. Статья вторая» — 2009 г. — [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-filosofii-gobbsa-statya-vtoraya (дата обращения: 01.06.2025).