Психолого-педагогическая деятельность по преодолению Интернет-зависимости в подростковом возрасте.

Автор: Бесчастная Татьяна Викторовна

Бесчастная Татьяна Викторовна, магистрант группы М 211

Научный руководитель: Зотова Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент

 

Психолого-педагогическая деятельность по преодолению Интернет-зависимости в подростковом возрасте.

Аннотация: В работе представлены психолого-педагогические особенности подросткового возраста, причины и понятия Интернет-зависимости, показан диагностический инструментарий для оценки уровня Интернет-зависимости в подростковом возрасте, а также эффективность и результативность разработанной программы.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, аддикция, подростковый возраст.

Abstract: The paper presents a psycho-pedagogical features of adolescence, causes and concept of Internet addiction, the diagnostic tools to assess the level of Internet addiction in adolescence, as well as the efficiency and effectiveness of the developed program.

Key words: Internet addiction, addiction, adolescence.

Одним из самых значимых процессов в современной России является переход к информационному обществу. Интернет является ключевой технологией информационной эпохи.

Широкое внедрение информационных технологий в жизнь
современного человека имеет как позитивные, так и негативные последствия.
Отрицательными последствиями длительного использования информационных технологий являются сужение круга интересов, уход от реальности в виртуальный мир и развитие зависимости. Неуклонно растущая компьютеризация российского общества актуализирует проблему патологического использования Интернета.

Исследование личностных особенностей Интернет-зависимых подростков проходило в несколько этапов.  Первый этап включал в себя изучение степени выраженности Интернет-зависимости среди подростков с помощью методики К. Янг в адаптации Лоскутовой (Буровой).

В результате проведения методики и подсчета баллов каждого испытуемого, все испытуемые были поделены на три группы:

35  испытуемых- не имеют Интернет-зависимости;

11 испытуемых — имеют предрасположенность к возникновению Интернет — зависимости, т.е. относятся к группе риска;

54 испытуемых — зависимы от Интернета.

Таким образом, совершенно не зависимыми от сети Интернет является 35% испытуемых и 54% имеют Интернет-зависимость, 11% — склонность, т.е. мы можем говорить, что склонность к Интернет-зависимости или уже сформированная зависимость от сети имеется у большинства подростков. Из выше сказанного можно сделать вывод, что феномен Интернет-зависимости распространен довольно широко.

На втором этапе исследования выявлялись личностные особенности подростков, зависимых от Интернета и подростков, не подверженных Интернет-зависимости.

Исходя из полученных данных, мы можем говорить о том, что подростки 1 и 2 группы отличаются по уровню социально-психологической адаптации и некоторым свойствам личности. А именно, Интернет-зависимые подростки  характеризуются наличием выраженных, негативных переживаний, неприятием себя и других, склонностью к убегания от проблем, т.е. к решению их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов. Им чаще свойственно критическое отношение к людям, раздражение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе. Они более склонны отрицать свою ответственность за происходящие с ними события, считая их результатом действия внешних сил (случая, других людей и т.д.), уровень социально-психологической адаптации у подростков данной группы снижен.

Подростки, не имеющие зависимости от Интернета, напротив, отличаются более высоким уровнем социально-психологической адаптации,  чувством собственного достоинства и умением уважать других, открытостью деятельности и отношениям, преобладанием положительных эмоций, пониманием своих проблем и стремлением справиться с ними.

В группе Интернет-зависимых подростов наблюдались более высокие значения по данным показателям. Такие данные могут свидетельствовать о том, что подростки данной группы отличаются большей пассивностью, медлительностью. Они хуже приспосабливаются к смене обстановки, склонны к тревогам, неуверенны в себе, чувствительны. Им чаще свойственно недоброжелательное отношение к людям, раздражение, агрессия, недоверие, они замкнуты, эмоционально холодны, склонны к абстрактному мышлению. У них более выражено желание самоутвердиться, казаться больше, чем они есть.

Таким образом, результаты по методике Мини-мульт во многом перекликаются с результатами методики СПА и они дополняют друг друга.

Наличие общих значимых ценностей в обеих группах испытуемых – здоровье, активная деятельная жизнь и счастливая семейная жизнь, скорее всего, обусловлено особенностями возраста испытуемых, а так влиянием общепринятых социальных установок («было бы здоровье, остальное приложится», «самое главное в жизни – это семья» и т.д. Необходимо отметить, что совокупность описанных нами личностных особенностей Интернет-зависимых подростков хорошо укладывается в представление о том, что Интернет-пространство может являться средством ухода от неудовлетворяющей реальности и чрезмерного давления социальной среды.

Таким образом, личностные особенности подростков, например, такие как склонность, к убеганию от проблем, нежелание принимать на себя ответственность за свою жизнь, тревожность, негативное отношение к себе и окружающим, желание самоутвердиться, могут способствовать формированию Интернет-зависимости, т.к. они довольно легко компенсируются или же реализуются в Интернет-пространстве.

В результате исследования особенностей социально -психологической адаптации при помощи методика СПА Роджерса-Даймона были выявлены статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группой испытуемых по следующим показателям: «адаптация», «интернальность», «самопринятие», «лживость» и «эмоциональный комфорт»,«доминантность». Причем, уровень всех этих показателей в экспериментальной группе, ниже уровня тех же показателей в контрольной группе.

Наличие общих значимых ценностей в обеих группах испытуемых – здоровье, активная деятельная жизнь и счастливая семейная жизнь, скорее всего, обусловлено особенностями возраста испытуемых, а так влиянием общепринятых социальных установок («было бы здоровье, остальное приложится», «самое главное в жизни – это семья» и т.д.

Анализ данных эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Подростки с Интернет – зависимостью демонстрируют наличие специфических личностных  особенностей, отличающих их от сверстников, не имеющих зависимости от Интернета.

2. Интернет-зависимые подростки характеризуются низким уровнем социально-психологической адаптации, наличием выраженных, негативных переживаний, неприятием себя и других, склонностью к убеганию от проблем, т.е. решают  их на субъективном психологическом уровне, а не в действительности, негибкостью психических процессов, пассивностью, медлительностью. Они хуже приспосабливаются к смене обстановки, склонны к тревогам, неуверенны в себе, чувствительны.

Таким образом, гипотеза, о том, что разработанная программа позволит нам преодолеть Интернет-зависимость подростков подтвердилась неполностью, так как самой программы недостаточно для того, чтобы полностью суметь отвлечь подростка от Сети, немаловажно участие педагогов, родителей и само желание подростканаучиться организовывать свой досуг так, чтобы времени на Интернет оставалось меньше.

 

 

Список литературы

 

1.                Аладышкина А.С. Современное Интернет-сообщество : соц.-стратификац. анализ : дис.  … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2006.

2.                Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютер­ных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология. 1996. Вып. 4. С. 14-20.

3.                 Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)

4.                 Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 1998.Т. 19 №1. С.89-100.

5.                 Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)

6.                 Балонов И.М. «Компьютер и подросток» М., 2002 г. стр.32-58.

 

 

 

 

 

×
×