Автор: Родькин Ефим Игоревич
Родькин Ефим Игоревич
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Детско-юношеский центр
Светлогорского городского округа»
Психолого-педагогические аспекты подготовки обучающихся к публичным выступлениям: из опыта работы педагога по классу синтезатора
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические приёмы, позволяющие обеспечить необходимое качество концертных и конкурсных (публичных) выступлений обучающихся с разными темпераментальными и психологическими особенностями. На основе анализа педагогического опыта предлагаются стратегические и тактические решения подготовки обучающихся, раскрывается тезис о соответствии выбираемых педагогом приёмов индивидуальным особенностям обучающихся. Статья адресована педагогам дополнительного образования, осуществляющим индивидуальное обучение воспитанников.
Актуальность проблемы подготовки обучающихся к публичным выступлениям определяется как потребностью обучающихся в оптимальной презентации собственного творческого опыта, так и необходимостью таких презентаций, выступающих своеобразными вехами на пути творческого развития личности.
Проблема подготовки может быть представлена как противоречие между «предметной» готовностью обучающегося к публичному выступлению, что выражается в уверенном владении произведением, и психологической неготовностью к публичному выступлению, что может свести на нет все усилия обучающегося и педагога.
Объектом выступает процесс подготовки к таким выступлениям, а предметом – стратегии и тактики подготовки, определяемые в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
Цель работы – охарактеризовать наиболее продуктивные приёмы подготовки, обосновать связь их выбора с индивидуально-психологическими особенностями обучающихся.
Задачи работы – кратко рассмотреть наиболее типичные трудности, характерные для обучающихся с разными индивидуально-психологическими особенностями, описать механизмы воздействия того или иного приёма на обучающегося.
Публичные выступления являются неотъемлемой частью освоения образовательной программы по классу синтезатора. Публичное представление результатов творческих усилий исключительно значимо для обучающегося; оно позволяет зафиксировать достигнутый результат, побуждает к продолжению занятий, выступает для родителей свидетельством успешности освоения ребёнком образовательной программы, выступает мощным мотиватором творческого развития личности.
В то же время опыт показывает, что при сходном уровне и качестве освоения произведения его публичное исполнение существенно различается у обучающихся с разными психотипами.
Следовательно, подготовка к публичным выступлениям, необходимо включающая в себя нужное число занятий, дополнительных репетиций не может обойтись без психолого-педагогической подготовки.
Психологическая готовность обучающегося к выступлению представляет собой сложное системное образование, включающее в себя и самообладание, и настроенность на оптимальное исполнение, и уверенность в собственных силах, и стремление наилучшим образом «донести» произведение до слушателей.
С какими же проблемами сталкивается педагог в процессе подготовки обучающегося? Приведём наиболее распространённые.
1. Страх сцены. У значительного числа детей и подростков присутствует страх публичных выступлений. По статистике, боязнь публичных выступлений является максимально широко распространённой, присущей подавляющему большинству людей.
Этот страх проявляется на физиологическом уровне в виде учащённого сердцебиения, переживания нехватки воздуха, сухости во рту, ощущения холода в конечностях и животе, покраснения или побледнения кожных покровов, дрожания рук, потливости и так далее. Такие проявления часто присущи детям со слабым типом нервной системы, впечатлительным, ранимым, застенчивым.
Каковы же стратегии и тактики подготовки такого обучающегося к выступлению?
Основной смысл подготовки – предварительная адаптация к условиям выступления, основная форма – моделирование ситуации публичного выступления в психологически безопасном пространстве. «Отрепетировав» условия выступления, т.е. многократно повторив в классе не только само произведение, но и весь ритуал сценического поведения (выход, поклон, усадка за инструмент, упорядочивание дыхания перед началом игры, мысленная команда к началу, окончание, вставание из-за инструмента, поклон, уход), можно существенно снизить уровень страха в реальном публичном выступлении. Эффективным приёмом здесь может выступать видеозапись репетиции публичного выступления, сделанная в классе неоднократно; обучающийся может самостоятельно и с педагогом смотреть, анализировать, подмечать и корректировать собственное сценическое поведение, а главное – приобрести опыт реального переживания в специально созданных педагогом психолого-педагогических условиях. Продуктивным приёмом может выступить проговаривание обучающимся в процессе подготовки собственных переживаний, рефлексия собственных ощущений; если обучающийся затруднятся, педагог задаёт вопросы («тёплые ли руки?», «ровно ли дышишь?», «свободны ли плечи, шея, ноги и др.?»).
Поскольку у разных обучающихся эмоция страха может локализоваться к разных частях тела, целесообразно, выявив локализацию, научить ребёнка способам релаксации (ритмичное напряжение и расслабление мышц, основы дыхательной гимнастики, элементарные приёмы медитации). Важно, чтобы у каждого обучающегося сложился на основе этих приёмов свой собственный ритуал сценического поведения.
2. Неконтролируемый кураж. Эта проблема встречается не так часто, как страх сцены, но тоже заслуживает рассмотрения. Излишне уверенный в собственных силах, стремящийся выглядеть как можно лучше, что часто свойственно детям с сильным типом нервной системы, наличием демонстративной или истероидной компоненты в структуре характера, обучающийся в реальном публичном выступлении не справляется с собственным куражом; кураж, будучи ценным качеством для публичных выступлений, нуждается в контроле со стороны ученика.
Бесконтрольный кураж, который может переживаться как чувство силы, лёгкости может превратить публичное выступление в самолюбование, в самопрезентацию в ущерб задаче показа произведения, а зачастую и полностью «смазать» исполнение.
Каковы стратегии тактики подготовки такого ребёнка?
Основной смысл – привитие обучающемуся идеи о наилучшем показе произведения, а не себя, как доминирующей ценности выступления (ср. «Любить не себя в искусстве, а искусство в себе». К.С. Станиславский). Когда ребёнок радуется, что получился сложный пассаж, например, необходимо обсудить с ним, что его успех – это важно, но этот успех прежде всего необходим для наилучшего, соответствующего авторскому замыслу исполнения произведения, для донесения его смысла до слушателей.
Таким детям очень важно оставлять пространство для спонтанного самовыражения. Если ребёнку с относительно слабым типом нервной системы важно отработать весь ритуал до мелочей, выучить произведение с большим «запасом прочности», то для обладателей неконтролируемого куража можно предложить возможность хотя бы в минимальной степени вариативного исполнения.
Например, в ходе работы над произведением попробовать разные варианты его агогики или динамики, разумеется, в пределах стилистики произведения.
Так, указания rubato, rallentando, stringendo, agitato, animato, con fuoco и мн. др. могут трактоваться и воплощаться достаточно вольно, вариативно. И ребёнку с неконтролируемым куражом важно освоить хотя бы два отличающихся способа воплощения этих указаний, чтобы перед выступлением педагог мог предложить ему выбрать один из них. В таком случае энергия неконтролируемого куража локализуется в процессе спонтанного выбора ребёнка.
3. Перфекционизм. Есть дети и подростки, которые крайне критически относятся к результатам собственной деятельности, всегда оценивая её как недостаточно успешную, стремясь к совершенству. Как правило, эти дети обладают хорошо развитым мышлением вкупе с неадекватно низкой (заниженной) самооценкой.
Такой ученик всегда недоволен своим выступлением, зачастую готов доводить до автоматизма исполнение произведения, что лишает публичное выступление живости, сценического обаяния.
Основная стратегия работы с такими детьми – структурирование задач на основе выделенных и обсуждаемых критериев необходимости и достаточности.
Приступая к работе над произведением, важно договорить с учеником о том, что будет считаться необходимым и достаточным для того, чтобы он оценил своё выступление как успешное. Например, определить в качестве необходимых критериев уверенное владение текстом и формой произведения, его агогикой, комплексом технических и художественных приёмов; в качестве достаточных – уверенное воспроизведение освоенного в разных условиях (в классе, на концерте, на конкурсе).
Приняв критерии необходимого и достаточного, ученик-перфекционист сможет, во-первых, предметно анализировать собственные выступления, избегая при этом избыточно эмоционально окрашенных оценочных суждений; во-вторых, сможет определить направления совершенствования.
Ещё один приём, который может быть эффективным в процессе подготовки перфекциониста – совместное формулирование перспектив. Исполненное публично произведение важно рассмотреть с таким учеником не как завершение деятельности, а как важный шаг продолжения этой деятельности, показать ученику, какие возможности и какой репертуар открывается ему после исполнения данного произведения.
Разумеется, здесь обозначены далеко не все проблемы подготовки. Но основной вывод, который можно сделать – это вывод о необходимости подбора разных стратегий и тактик подготовки к публичным выступлениям, причём эта разница обусловлена индивидуально-психологическими различиями обучающихся. Такая работа педагога позволит реализовать важнейшие идеи личностно-ориентированного подхода в образовании.