Автор: Пучкова Юлия Николаевна
Ю.Н. Пучкова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Подготовка ребенка дошкольного возраста к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является важной задачей современной психолого-педагогической практики.
Как показывают современные исследования, переход к обучению ребенка в начальной школе — значимая ступень его детства. Начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому, психическому здоровью и подготовленности в целом. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению.
Происходящие изменения в системе общего образования (введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования, обновление содержания и введение новых методов обучения) предъявляют иные требования к уровню подготовки дошкольников к обучению в школе. Отдельной задачей становится психологическая подготовка родителей будущих первоклассников, их педагогическое просвещение по вопросам подготовки ребенка к школе.
Современные исследователи проблемы развития дошкольников, такие как Терещенко М.Н., Распопова С.Г., Ружникова И.Г., Байбородова Л.В., Пономарева В.М. отмечают, что требования к подготовке ребенка к школе существенно изменились, и требуется по-новому организовывать процесс данной подготовки с привлечением родителей дошкольников.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей в дошкольном образовательном учреждении поможет обеспечить успешную подготовку и адаптацию детей к школе, повысит их заинтересованность в учебной деятельности, будет способствовать развитию познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации. Оно должно строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях.
Под психолого-педагогическим сопровождением понимается не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы, процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Этот подход представляется особенно значимым, когда мы говорим о психолого-педагогическом сопровождении родителей.
Организация психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников осуществляется на базе детского сада, что важно для родителей детей, не посещающих дошкольные учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей предполагает несколько этапов:
· диагностический этап;
· этап знакомства и установления контактов;
· основной этап;
· этап подведения итогов.
На диагностическом этапе педагог-психолог и другие специалисты детского сада выявляют уровень готовности родителей к школьному обучению детей, используя методы анкетирования и тестирования. Например: тест для родителей «Готов ли ребенок к школе?», «Тест, позволяющий взрослым глубже узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему хорошо учиться», анкета для родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником», «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?», анкета «Готовы ли к школе родители?».
На этом этапе проводится наблюдение за общением родителей и детей в разных видах деятельности и заполняется карта наблюдения. И в данный период важно определить тематику встреч в ходе сопровождения родителей, которая обязательно должна включать проблемы готовности родителей к школьному обучению детей, выявленные в ходе диагностики.
На этапе знакомства и установления контактов с родителями осуществляется работа, направленная на установление доверительного контакта между родителями, педагогами, специалистами дошкольного учреждения, партнерских отношений между родителями, совершенствование коммуникативных навыков детей и родителей. Воспитатели совместно с педагогом-психологом выясняют круг родительских проблем, связанных с будущим обучением детей в школе. Специалистами детского сада и педагогами старшего дошкольного возраста оформляется информационный уголок для родителей, в котором освещаются основные вопросы подготовки детей к обучению в школе.
Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения организуется с родителями, не учитывающими индивидуальных и возрастных особенностей своих детей, чьи требования к ребенку на этапе подготовки к школьному обучению становятся слишком жесткими. Индивидуальное сопровождение целесообразно проводить и с категорией родителей, которые не готовы взять на себя ответственность за подготовку детей к школе, не верят в их силы и возможности. У таких родителей, как правило, нарушены взаимоотношения с детьми, они придерживаются неэффективного стиля воспитания. После консультаций педагог-психолог организует совместный тренинг с такими родителями и детьми. Ситуации, проигрываемые в тренинге, помогают преодолеть имеющиеся трудности в общении, достичь партнерских отношений, снять тревожность детей в процессе общения со взрослыми, развить у родителей веру в возможности своих детей.
Основной этап психолого-педагогического сопровождения направлен на повышение ответственности и компетентности родителей в области подготовки и адаптации дошкольников к школе, развитие умений самостоятельно решать возникающие в ходе этого проблемные ситуации.
На этапе подведения итогов в ходе совместных встреч специалистов, педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей выясняются удовлетворенность результатами сопровождения каждого участника, достигнутые им результаты. Особое внимание обращается на изменения, которые произошли в поведении детей, их готовности к школьному обучению.
Для выявления изменения позиции родителей по отношению к детям, их готовности к школьному обучению должна проводиться контрольная диагностика, в ходе которой могут использоваться следующие анкеты: «Что я знаю о своем ребенке?», «Готовы ли мы к школе?» и другие. После чего родители должны получать конкретные рекомендации по оптимизации воспитания ребенка дома и его дальнейшей подготовки к школьному обучению.
В целях преемственной работы детского сада и школы, на каждого выпускника дошкольного учреждения должно заполняться «Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования», которое передается в дальнейшем психологу школы.
Процесс поэтапного психолого-педагогического сопровождения родителей помогает создать условия успешной подготовки и дальнейшей адаптации дошкольников к школе, установить и преодолеть причины, тормозящие этот процесс.
Главным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников и ее высокой результативности является совместная работа воспитателей, специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей, их активность и заинтересованность в дальнейших школьных успехах детей, а также в изменении родительских установок по отношению к процессу развития, воспитания ребенка, восприятия самого ребенка, его личностно-индивидуальных особенностей.
Литература
1. Байбородова Л.В., Пономарева В.М. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе подготовки детей к обучению в школе. Ярославский педагогический вестник. 2021. Т.2. № 3. С. 13-19.
2. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 2017, 96с.
3. Распопова С.Г. Подготовка детей старшей группы детского сада к обучению в школе. Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога/ материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2019. С. 58-59.
4. Ружникова И.Г. Развитие крупной и мелкой моторики в процессе подготовки детей к обучению в школе. Детский сад: теория и практика. 2020. № 6 (42). С.86-93.
5. Терещенко М.Н. Подготовка детей к обучению в школе: вчера и сегодня. Актуальные вопросы современной науки. 2018. №4-1. С. 226-232.