Путешествие с химией.

Автор: Рахматуллина Любовь Михайловна

Познавательная игра по химии
в 8 классе. « Путешествие с химией.»

Подготовила учитель химии Рахматуллина Любовь Михайловна.

Город Набережные Челны.2023 год.

Цели мероприятия:

ð расширение кругозора учащихся;

ð развитие творческих способностей учащихся

ð создание ситуации успеха для учащихся

ð развитие познавательного интереса учащихся к предмету химия;

ð обобщение, закрепление и систематизация знаний о химических элементах, понятиях, о соединениях, явлениях;

ð развитие навыков и умений при работе с периодической системой;

ð  умение работать в команде;

ð вызывание у учащихся положительных эмоциональных  переживаний в ходе мероприятия;

 

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица химических элементов             Д.И. Менделеева.

Оборудование и реактивы для опыта «Дым без огня»: два химических стакана, раствор аммиака, раствор соляной кислоты HCl.

Оборудование и реактивы для опыта «Посеребрение монеты»: раствор нитрата серебра AgNO3, медная монетка, фильтровальная бумага.

 Оборудование и реактивы для опыта «Много крови без ран»: вата, тупой нож, хлорид железа (III) FeCl3, роданид калия KCNS или роданид аммония NH3CNS, фторид натрия NaF.

Оборудование и реактивы для опыта «Образ нерукотворный»: лист ватмана, кисточка, спиртовой раствор фенолфталеина, концентрированный раствор карбоната натрия Na2CO3, пульверизатор.

Оборудование и реактивы для опыта «Праздничный фейерверк»: металлический напёрсток, спиртовка, перманганат калия KMnO4, порошок железа Fe, древесный уголь.

 

Девиз: “Познание начинается с удивления”

 (Аристотель)

                                          Путешествие с химией

Ведущий:  Сегодня в путешествие отправляются следующие команды: команда 8 «А», команда 8 «К», команда 8 «П», команда 8 «Г». У каждой команды есть паровоз, теперь задача каждой команды прицепить как можно больше вагонов к этому паровозу. Давайте отправимся в путь.

 

 

Станция № 1. «Разминка» 

 

Ведущий:  (разминка проводится в виде загадок о химических элементах) каждой команде я задам по две  загадки, в случае отсутствия ответа возможность ответа переходит к команде, поднявшей первой  руку. За правильно выполненное задание жюри выдаёт командам вагоны: за полностью правильно выполненное задание – вагон красного цвета, за выполненное задание на половину – синий вагон, за не выполненное задание – команда вагон не получает. Дополнительно команда может получить вагон жёлтого цвета, если правильно ответила на вопросы команд – соперниц.

Вопросы 1-й команде:

1.  В конце периода стоит,

В нем вода и та горит. (Фтор)

2.  Давно известно человеку:

Она тягуча и красна,                                   

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она. (Медь)

 

Вопросы 2-й команде:

1.  К восьмой группе отнесен,

В честь России назван он. (Рутений)

2.  Сребристо-белый и активный очень,

Горит под водой, он, между прочим,                          

Сверканье бенгальским огням придает

И в Новый год детям радость несет. (Магний)

 

Вопросы 3-й команде:

1. Седьмой группы элемент

И в природе его нет. (Астат)

2. Был металл серебристо-белым,                      

В соединении стал мелом. (Кальций)

 

Вопросы 4-й команде:

1. Чаще черный я по цвету,

Могу и быть прозрачным.

Мною пишут и рисуют

Бываю я и мрачным. (Углерод)       

 

2. Разглядев мой спектр в оконце,

Обнаружили меня на Солнце.

Я с благородными дружу —

В их семейство я вхожу.  (Гелий)                 

      

 

После конкурса подводятся первые итоги и команды присоединяют первые вагоны к своему составу.

 

Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так. Дым бывает и без огня!!!

 

Опыт «Вот он -Дым без огня»

В один стаканчик наливаем на донышко раствор аммиака, а в другой – соляной кислоты, стаканчики поднести друг к другу, пойдет “белый дым”.

 

Химическая пауза 

 

Ведущий: Вот еще одно развлеченье: я опущу монетку в бесцветный раствор. Из медной монеты она превратится в серебренную монету.

 

Опыт  «Монета была медной стала серебряной»

В заранее приготовленный раствор нитрата серебра опустить медную монету на минуту. Затем просушить ее фильтровальной бумагой.

Станция № 3. «Простое — сложное» 

 

Ведущий:  Каждая команда получает карточки. В них нужно в первой колонке подчеркнуть синим маркером простые вещества, во второй колонке красным маркером – сложные вещества.  За правильно выполненное задание жюри выдаёт командам вагоны: за полностью правильно выполненное задание – вагон красного цвета, за выполненное задание на половину – синий вагон, за не выполненное задание – команда вагон не получает. Время работы — 3 минуты.

 

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

1. Кислород, железо, оксид алюминий.

1. Сульфид цинка, медь, оксид серебра.

2. Азот, сероводород, вода.

2. Алюминий, графит, оксид натрия.

3. Сульфид железа, водород, хлор.

3. Сера, хлорид натрия, хлороводород.

4. Оксид кремния (IV), углерод, цинк.

4. Оксид серы (VI), фтор, железо.

5. Хром, цинк, оксид алюминия.

5. Сероуглерод, сульфид железа, кремний.

6. Иод, медь, сера.

6. Оксид ртути, серебро, хлорид серебра.

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

1. Хром, сера, вода.

1. Алюминий, сера, хлорид натрия.

2. Оксид цинка, цинк, иод.

2. Хлороводород, фтор, кислород.

3. Железо, сероводород, медь.

3. Оксид цинка, сульфид цинка, вода.

4. Хлорид натрия, углекислый газ, водород.

4. Фтороводород, хлорид магния, медь.

5. Железо, серная кислота, углекислый газ.

5. Поваренная соль, железо, сероуглерод.

6. Хлор, сульфид цинка, цинк.

6. Бром, хлорид натрия, оксид натрия.

 

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

1. Сахар, медь, кислород.

1. Малахит, золото, серебро.

2. Сера, хлороводород, магний.

2. Графит, оксид натрия, цинк.

3. Сульфид цинка, вода, водород.

3. Железо, поваренная соль, оксид магния.

4. Натрий, иод, железо.

4. Углекислый газ, бромоводород, алюминий.

5. Сульфид натрия, углерод, ртуть.

5. Азот, сульфид кальция, фосфор.

6. Марганец, хлор, оксид лития.

6. Оксид магния, бром, сероуглерод.

 

 

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

1. Хлор, сероводород, вода.

1. Натрий, сера, хлорид натрия.

2. Оксид цинка, хром, иод.

2. Хлор, фтор, оксид кальция.

3. Серная кислота, сероводород, медь.

3. Оксид цинка, сульфид кальция, вода.

4. Хлорид натрия, углекислый газ, водород.

4. Фтор, хлорид магния, медь.

5. Железо, серная кислота, углерод.

5. Поваренная соль, железо, сера.

6. Хлор, сульфид цинка, цинк.

6. Бром, хлорид натрия, оксид натрия.

 

После конкурса подводятся предварительные  итоги и команды присоединяют вагоны к своему составу.

 

Игра со зрителями

 

Ведущий: Проверим  знания и у наших болельщиков. Сейчас мы с вами будем разгадывать химические загадки. Какой класс заработает больше всего баллов за отгаданные загадки, получит желтый выгон, который может отдать своей команде. Каждая правильно отгаданная загадка – 1 балл.

 

 

1. Сообщаю: я спешу!

Я живу, пока пишу.

Исчертил всю доску белым…

Исчезаю. Был я … (Мелом)

2.Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша! (Медь

3. Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воле.

Без меня вы как без рук:

Нет меня — огонь потух. (Кислород)

 

3.Я блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил! (Магний)

 

4.Я — металл незаменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер — переходный. (Алюминий)

 

5.Я светоносный элемент.

Я спички вам зажгу в момент.

Сожгут меня — и под водой

Оксид мой статен кислотой. (Фосфор)

 

 

6. Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мной дышат. (Азот)

 

7. У меня дурная слава:

Я — известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит. (Мышьяк)

 

8. В горах далеких Шао Линь

Копали глину – каолин.

Из этой глины с давних пор

В Китае делали … (Фарфор)

 

9. Такова моя природа:

Известняк, песок и сода,

Много требуют огня,

Чтобы выплавить меня

Я прозрачно и светло

И зовут меня … (Стекло)

 

 

После игры со зрителями подводятся предварительные  итоги и команды присоединяют вагоны к своему составу.

 

Станция № 4. «Что  пропало?»

 

Ведущий:  На столе разложена химическая посуда и лабораторное оборудование. Игроку предлагается  в течение 5 секунд запоминать  лежащие перед ним предметы и отвернуться. Ведущий быстро меняет предметы местами, убирая при этом один из них. Игрок поворачивается вновь к столу и отгадывает, что с него исчезло. Я приглашаю по одному участнику из каждой команды. Такое задание проводится для каждого игрока от каждой команды. За правильно выполненное задание жюри выдаёт командам вагоны: за полностью правильно выполненное задание – вагон красного цвета, за выполненное задание на половину – синий вагон, за не выполненное задание – команда вагон не получает.

 

После конкурса подводятся предварительные  итоги и команды присоединяют вагоны к своему составу.

Станция № 5. «Агент 003» 

 

Химическая пауза  

 

Ведущий: Вот вам  развлеченье: кто даст руку на отсеченье? Жалко руку на отсеченье, тогда нужен больной для леченья (приглашается зритель). Обращается к помощнику: ты будешь ассистентом.  Оперируем без боли, правда, будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите ассистент, дайте йод. Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент. Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от разреза ни следа.

 

Опыт «Раны нет ,а много крови «

Желающему из зала протирают руку ваткой, смоченной раствором FeCL3 (можно сказать, что это иод), затем берут тупой нож, опускают, будто бы для дезинфекции, в раствор роданида калия KCNS или аммония NH3CNS и проводят по руке, обработанной хлоридом железа(III). В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется “кровяная” полоса (образуется родановое железо). Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем, тампоном ваты, смоченном в растворе фтористого натрия NaF, проводят по “порезу”. “Рана” мгновенно исчезает. Фтористый натрий обесцвечивает родановое железо.

 

 

 

Опыт «Образ нерукотворный»

На листе ватмана заранее делается рисунок – рожица – спиртовым раствором фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната натрия  Na2CO3, при смачивании которым листа бумаги появляется малиновый рисунок, изображающий рожицу.

 

 

Жюри подводит итоги путешествия и называет победителей.

Ведущий:  А сейчас я попрошу членов жюри  огласить результаты. Подводятся итоги конкурса,  вручаются грамоты победителям, активным болельщикам.

Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по миру химии. Наверняка теперь вы поняли, зачем нам необходима химия и зачем мы становимся химиками. Теперь вы тоже настоящие химики! Мы – химики, а химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии. И это счастье и это жизнь!!!! В честь победителей фейерверк.

 

Опыт  «Праздничный фейерверк»

Смешать равные количества перманганата калия, порошка железа и древесного угля, насыпать смесь в металлический наперсток и внести в пламя спиртовки.

 

Ведущий: Знаем мы, что встреча ваша — лишь игра,

И расставаться нам пришла пора.

Будете с улыбкой вспоминать

Как пытались баллы добывать.

Но не важен в баллах результат,

Дружба побеждает — это факт.

А находчивость по жизни вас ведет,

Знатокам всегда, везде везет!

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

Используемая литература:

1.    Учебник О.С.Габриелян Химия 8 класс. Москва, Издательство «Дрофа»,  2018 год.

2. А.Д. Шукайло «Тематические игры по химии», М.: Сфера, 2004.

 

3. Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина «Дидактические игры при обучении химии», М.: Дрофа, 2003.

4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии.- М.: Дрофа, 2002.

5. А. М. Радецкий, В. П. Горшкова, Дидактический материал по химии 8-9 классы,  Москва изд. Просвещение, 2011 г.;

×
×