Пути повышения двигательной активности детей на физкультурном занятии

Автор: Сибагатулин Василь Тагирович

Физкультурное занятие №1 (классического типа, поточно-групповой способ организации)

Задачи:

Учить детей пролезать в обруч боком, закреплять умение перепрыгивать через модули, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь, сохранять равновесие при ходьбе с перешагиванием предметов, ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками.

Развивать силу, ловкость, координацию движений, ловкость, чувство равновесия, гибкость, внимание.

Воспитывать организованность, дисциплинированность, доброжелательное отношение друг к другу.

Для организации детей был выбран поточно-групповой способ организации. Словесные указания были четкими и краткими. Удобное расположение инвентаря позволило потерять меньше времени в процессе перестроения детей. Дети выполняли движения двумя потоками и повторяли упражнения 4 раза. Чем больше в зале пособий и двигательных заданий, тем меньше времени приходится ждать своей очереди, а значит выше физическая нагрузка. Но снарядов было недостаточно и количество повторов упражнений не соответствовало возрасту (2 повтора), а для высокой двигательной активности детей повторов должно быть не меньше 4 раз. Общая плотность занятия составила 79%. Этот показатель входит в рамки низкого уровня двигательной активности, но он выше показателя двигательной активности занятия инструктора. На занятии дети 24 минуты активно двигались, 6 минут было потрачено на установление дисциплины в группе, объяснение и показ сложных упражнений таких, как ползанье по гимнастической скамейке на животе. [Приложение №3]

Физкультурное занятие №2 (классического типа, поточно-круговой)

Задачи:

1.Учить ползать по-пластунски, закреплять умение ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове, сохраняя равновесие, совершенствовать умение прыгать из обруча в обруч, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь, подлезать под дугой гуськом.

2.Развивать силу, ловкость, координацию движений, быстроту, внимание, память.

3.Воспитывать честность, доброжелательное отношение друг к другу.

Т.к. общая плотность первого занятия не превысила 85 % и осталась на низком уровне, на втором занятии был использован поточно-круговой способ организации детей, который позволил им выполнять упражнения потоком друг за другом без длительных ожиданий. Используя данный способ, который позволил выполнять детям движения без остановки, останавливлись только те дети, которые затруднялись выполнять ходьбу по скамейке, т.к. часто мешочек соскальзывал, увеличили физическую нагрузку, но качество выполнения упражнений страдало. На данном занятии, по определению уровня двигательной активности, общая плотность составила 86%. На занятии было потеряно 4 минуты т.к. те дети, которые останавливались, затрудняли движения остальных и нагрузка снижалась, поэтому двигательная активность была на среднем уровне – это подтверждает расчет общей плотности. Объяснения были недостаточно четкими и необходимо было пояснять выполнение упражнений и следить за дисциплиной – при нарушении, останавливать двигательную деятельность детей. [Приложение №4]

Физкультурное занятие №3 (по сюжету, поточно-круговой)

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей сохранять равновесие, энергично отталкиваться и легко приземляться в прыжках, координировано ползать, отбивать мяч 1 рукой.

2.Развивать быстроту, ловкость, силу, ориентировку в пространстве, внимание.

3.Воспитывать дисциплинировать, умение слушать воспитателя.

По результатам проведенных занятий, выявлено, что поточно-круговой способ организации детей на физкультурном занятии, когда дети выполняют движения по кругу, переходят от одного снаряда к другому, не ожидая своей очереди, эффективен в целях повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. При этом физическая нагрузка выше, естественно, потому что дети занимаются с интересом, т.к. много раз повторяют задания по сюжету и не чувствуют утомления. Данное занятие имело сюжетный характер, что значительно повысило интерес детей к выполнению физических упражнений, а, следовательно, и двигательную активность. Это подтверждено результатами диагностики уровня двигательной активности на физкультурном занятии, он составил 90%. Также, показатель уровня двигательной активности достиг среднего уровня благодаря меньшей потере времени на объяснение упражнений, расстановку инвентаря, потеряно было 3 минуты, т.к. дети длительное время принимали исходное положение и отталкивание при выполнении прыжков, тем самым останавливая движение потока детей. У детей недостаточно сформировано умение выполнять прыжок в длину с места. [Приложение №5]

Физкультурное занятие №4 (по сюжету, поточно-круговой, фронтальный)

Задачи:

Учить сохранять равновесие при перешагивании высоты 20 см, закреплять умение энергично отталкиваться и легко приземляться в прыжках, подлезать под дугу, группируясь, отбивать мяч 1 рукой.

Развивать ловкость, быстроту, силу, внимание.

Воспитывать умение действовать по словесной инструкции.

Нами было выяснено, что поточно-круговой способ организации, а также сюжетный тип занятия эффективно повышает двигательную активность детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии. На этом занятии мы решили использовать уже выясненные нами эффективные способы повышения двигательной активности, а также апробировать фронтальный способ организации детей. Фронтальный способ организации обеспечил постоянное взаимодействие воспитателей и детей, приего использовании движения выполняют одновременно все дети и можно держать в поле зрения всю группу и руководить ее деятельностью, делая указания на правильность выполнения. При одновременном выполнении упражнений увеличивается физическая нагрузка. Но недостаток этого способа: при одновременном выполнении упражнений всей группой затруднен индивидуальный подход к каждому ребенку.

На этом занятии чередовали разные способы организации детей, а при выполнении упражнений без интервалов увеличивается физическая нагрузка.

Общая плотность занятия составила 92%, этот результат соответствует среднему уровню двигательной активности на физкультурном занятии. Двигательная деятельность детей на занятии составляла 28 минут, 2 минуты было потеряно т.к. при обучении новому виду движения у детей возникали трудности, что замедляло движение детей по кругу. [Приложение №6]

Физкультурное занятие №5 (по сюжету, станционный: поточный, фронтальный)

Задачи:

Совершенствовать умение энергично отталкиваться в прыжках из обруча в обруч, координировать движения при лазании, сохранять чувство равновесия при ходьбе по скамейке с мешочком на голове, упражнять в отбивании мяча двумя руками.

Развивать ловкость, быстроту, внимание, чувство тактильного восприятия.

Воспитывать выдержку, честность.

Учитывая удачный опыт проведения занятий сюжетного характера, мы решили сохранить тип занятия, апробируя станционный способ организации детей. Применяя данный способ организации детей, удалось достигнуть высокого уровня двигательной активности на физкультурном занятии, общая плотность на данном занятии составила 94%.

Благодаря данному способу организации, при котором дети выполняли небольшими группами потоком и фронтально, то дети не зависели от движения длительного потока и не прерывались для выполнения упражнений, а фронтальный способ способствовал увеличению нагрузки. Было потеряно 1,5 минуты т.к. у детей были сложности с выполнением упражнений на развитие чувства равновесия – мешочки часто соскальзывали.

×
×