Автор: Гатауллина Разиля Наильевна
ГКУ «Социальный приют для детей и подростков «Мечта»
в Аксубаевском муниципальном районе»
Принята на педагогическом совете ГКУ «Социальный приют для детей и подростков «Мечта» в Аксубаевском муниципальном районе» Протокол №___ от ___________2024г |
|
«Утверждаю» Директор ГКУ «Социальный приют для детей и подростков «Мечта» в Аксубаевском муниципальном районе» ________________ Л.М.Старшинина «____» _____________ 2024г |
Рабочая программа
по кружковой деятельности
«Семьеведение»
|
Разработала воспитатель: Гатауллина Р.Н. |
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………. 3
Планируемые результаты освоения программы «Семьеведение»…………………………………5
Личностные результаты…………………………………………………………………………………………………. 5
Метапредметные результаты………………………………………………………………………………………….. 5
Предметные результаты…………………………………………………………………………………………………. 7
Содержание программы «Семьеведение»………………………………………………………………………………. 9
Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………… 12
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Программа «Семьеведение» (далее – программа) для детей старших классов составлена на основе положений и требований:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
Конституция Российской Федерации;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Семейный кодекс Российской Федерации.
Актуальность программы
Актуальность разработки программы «Семьеведение» в современных условиях способствует формированию у представителей молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование становится средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.
Важность обращения к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач.
Создание программы «Семьеведение» для детей старших классов продиктовано важностью целенаправленной просветительской и воспитательной деятельности, которая предполагает:
— осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни современного человека;
— приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
— формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим поколениям;
— приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание в программе придается современным научно-педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Новизна программы заключается в том, что её содержание предполагает:
— освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию;
— рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта;
— развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.
Цель и задачи программы
Целью программы является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.
Изучение программы направлено на формирование:
— четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
— понимания обучающимися старших классов особой значимости института семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений;
— ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
— ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов;
— формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
— осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их для построения собственной семьи в будущем;
— содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов, связанных с семейными отношениями;
— обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
— содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
— ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
— обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений.
Место программы
Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 1 года и содержит 20 часов: 2 часа в месяц.
Особенность программы состоит в том, что в ней в краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной проблематики (исторические, социокультурные, правовые, экономические, психологические, нравственные), позволяющие обучающимся ознакомиться с основами семьеведения.
Планируемые результаты освоения программы «Семьеведение»
Реализация программы «Семьеведение» направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
гражданское воспитание:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи;
— понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
— обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;
— готовность выстраивать бесконфликтные отношения в семье;
— понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
патриотическое воспитание:
— осознание российской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;
духовно-нравственное воспитание:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора в семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;
— способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию крепкой, гармоничной семьи;
эстетическое воспитание:
— восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
— соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернет-среде;
трудовое воспитание:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
ценности научного познания:
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с учетом семейных традиций народов России;
адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
— умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
— выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
— знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
— самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе);
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения);
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
— регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
— освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе; содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные отношения, включая правовые нормы;
— осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности в современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории народов России;
— формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма, преемственности истории нашей Родины;
— умение характеризовать особенности семейных отношений с использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами);
— умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для написания ее родословной;
— умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
— умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;
умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе со старшими членами семьи;
— умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;
— умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;
— овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
— умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании семейного бюджета.
Содержание программы «Семьеведение»
1. Как и для чего создается семья?
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени: мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно- нравственные ценности.
Семья и брак в современном обществе.
2. Семья как ценность для ребенка.
Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования личности ребенка, его духовно-нравственного становления.
Эмоциональное взаимопонимание между родителями и детьми.
3. Семья и ее роль в обществе
Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в решении демографических проблем современной России. Расширенная (многопоколенная) семья как исторический феномен.
4. История семьи
Родословная моей семьи.
Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи).
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п.
5. Роль родителей в современной семье
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой, а также родителей и детей. Образ семьи в художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века (мультипликация, кино и др.).
6. Родители и дети
Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в зависимости от их возраста. Уважительное взаимодействие родителей и детей.
7. Братья и сестры
Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи. Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино, литература).
8. Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с бабушками и дедушками. Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому. Черты семейного поведения, присущие бабушкам и дедушкам, и бесконфликтные стратегии их восприятия. Доверительное общение внуков с бабушками и дедушками
9. Что мы называем своим «домом»?
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и сельской местности.
10. Ведение домашнего хозяйства
Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственно-экономическая функция семьи. Типичные проблемы обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения.
11. Семейный бюджет
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет
и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их использования.
12. Семейный быт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства дома.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных регионах России.
13. Как создать благоприятную семейную атмосферу?
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и детско-родительских отношений.
14. На чем держится семья?
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка, честность. Умение слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие семью. Конструктивное взаимодействие членов семьи.
15. Как избегать конфликтов в семье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры общения.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.
Умение родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной проблемы.
16. Что помогает семье объединиться?
Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи. Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы.
Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествий в сплочении семьи и личностном развитии ее членов.
17. Здоровый образ жизни в семье
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая активность. я. Варианты домашнего меню как примеры здорового питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи»).
18. Вступление в брак
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и условия заключения брака в современной России. Брачный договор.
19. Поддержка государством семей с детьми
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей. Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня».
20. Права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье. Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых под опеку.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам.
№ п/п |
Наименование тем программы |
Количество часов и дата проведения |
Программное содержание |
Форма работы / характеристика деятельности обучающихся |
1. |
Как и для чего создается семья? |
1 |
Семья в различные исторические эпохи – от древности до современности: мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно-нравственные ценности. Семья и брак в современном обществе. |
Беседа на основе презентации «Семья в различные исторические эпохи». Анализ репродукций картин известных художников, посвященных семье в разные исторические эпохи. Создание плаката «Современная семья». |
2. |
Семья как ценность для ребенка |
1 |
Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования личности ребенка, его духовно-нравственного становления. |
Беседа и создание схемы «Значение семьи в жизни человека». Анализ предложенных ситуаций, показывающих влияние семьи на жизнь подростка. |
3. |
Семья и ее роль в обществе |
1 |
Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в решении демографических проблем современной России. Расширенная (многопоколенная) семья как исторический феномен. |
Беседа «Семья и ее основные функции». Анализ примеров семей по страницам художественной литературы, кинематографа |
4. |
История семьи |
1 |
Родословная моей семьи. Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи). Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п. |
Составление родословных на основе предложенных воспитателем макетов. Беседа на основе презентации «Способы сохранения исторической памяти о семье». |
5. |
Роль родителей в современной семье |
1 |
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой, а также родителей и детей. Образ семьи в художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века (мультипликация, кино и др.) |
Обсуждение отрывков из художественной литературы, кинофильмов, мультипликационных фильмов о гармоничных отношениях в семье. Создание облака слов на тему «Ценности семьи» |
6. |
Родители и дети |
1 |
Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в зависимости от их возраста. Уважительное взаимодействие родителей и детей. |
Анализ кейсов на тему «Стили воспитания». Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я оказался на месте своих родителей, то…» |
7. |
Братья и сестры |
1 |
Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи. Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино, литература). |
Обсуждение темы «Взаимоотношения с братьями, сестрами» в группах: «Хорошо ли быть единственным ребенком в семье», «Нас в семье двое/трое», «У меня много братьев и сестер». Составление правил конструктивного взаимодействия с братьями и сестрами. Обсуждение кейсов о конструктивном взаимодействии детей с братьями и сестрами |
8. |
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками? |
1 |
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с бабушками и дедушками. Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому. Черты семейного поведения, присущие бабушкам и дедушкам, и бесконфликтные стратегии их восприятия. Доверительное общение внуков с бабушками и дедушками |
Анализ иллюстраций на тему «Межпоколенное общение». Анализ ситуаций, отражающих конструктивное взаимодействие внуков с бабушками и дедушками, для выработки бесконфликтной стратегии поведения. Практикум «Уважение к старшим и помощь в семье» |
9. |
Что мы называем своим «домом»? |
1 |
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и сельской местности |
Составление облака слов «Дом» на основе ассоциаций. Конкурс рисунков «Мой дом» или «Дом моей мечты» |
10. |
Ведение домашнего хозяйства |
1 |
Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственно- экономическая функция семьи. Типичные проблемы обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения. |
Беседа на основе презентации «Семейное хозяйство в разные исторические периоды развития России». Разработка правил рачительного ведения домашнего хозяйства |
11. |
Семейный бюджет |
1
|
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их использования. |
Анализ схемы «Семейный бюджет». Решение практических задач, направленных на планирование и учет семейных доходов и расходов, на выявление рациональных способов расходования карманных денег. |
12. |
Семейный быт |
1 |
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных регионах России.
|
Игра «Красота и комфорт в доме» на основе предложенных карточек (интернета, иллюстрации, предметы интерьера). Составление облака слов по теме «Уют в доме». Обсуждение презентации «Традиции обустройства дома (семейного хозяйства) в разных регионах России». Рассказы детей на тему «Мой вклад в чистоту и порядок в доме». Продолжение разработки коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность» |
13. |
Как создать благоприятную семейную атмосферу? |
1 |
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и детско-родительских отношений. |
Обсуждение пословиц, отрывков из художественных произведений, видеосюжетов о семейной атмосфере. Обсуждение модели благоприятной психологической атмосферы в семье.
|
14. |
На чем держится семья? |
1 |
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка, честность. Умение слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие семью. Конструктивное взаимодействие членов семьи. |
Беседа по теме «Нравственные основы взаимоотношений в семье». Анализ учебных кейсов о конструктивном взаимодействии членов семьи.
|
15 |
Как избегать конфликтов в семье? |
1 |
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры общения. Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта. Умение родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной проблемы. |
Обсуждение темы общения в семье на основе презентации. Заполнение таблицы «Мое поведение в семье» Решение учебных кейсов, направленных на поиск компромисса при зарождении конфликта в семье. Анализ кейсов, показывающих конструктивную поддержку со стороны родителей в ситуации поиска подростком «правильного» варианта решения жизненной проблемы. Обсуждение полученных результатов. |
16 |
Что помогает семье объединиться? |
1
|
Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи. Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей. Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы. Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествий в сплочении семьи и личностном развитии ее членов. |
Составление перечня совместных семейных дел на основе личного опыта и анализа информации, предложенной воспитателем (в виде иллюстраций, видеосюжетов) Обсуждение интересных маршрутов для семьи на основе интерактивной карты. Проект «Семейное путешествие/турпоход» |
17 |
Здоровый образ жизни в семье |
1 |
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая активность. Варианты домашнего меню как примеры здорового питания. Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи») |
Обсуждение важности здорового образа жизни на основе презентации воспитателя и личного социального опыта. Составление домашнего меню. Обсуждение возможностей участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях на территории России на основе презентации. Обмен мнениями по теме «Здоровье в моей семье».
|
18 |
Вступление в брак |
1 |
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и условия заключения брака в современной России. Брачный договор |
Работа с фрагментами Конституции Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации. Обсуждение важности вступления в брак |
19 |
Поддержка государством семей с детьми |
1 |
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей. Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня» |
Обсуждение понятий «социальная поддержка», «социальные гарантии», «финансовые организации», «материнский капитал». Решение практических задач для понимания возможностей использования семьями услуг финансовых организаций |
20 |
Права и обязанности родителей и детей |
1 |
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье. Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых под опеку. Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам. |
Работа с фрагментами правовых источников. Игра «Права и обязанности родителей» Игра «Права и обязанности детей»
|
Общее количество часов по программе |
20 |
|