Рабочая программа кружковой деятельности «Семьеведение»

Автор: Гатауллина Разиля Наильевна

ГКУ  «Социальный приют для детей и подростков «Мечта»

в Аксубаевском муниципальном районе»

Принята

на педагогическом совете

ГКУ «Социальный приют для детей и подростков «Мечта» в Аксубаевском

муниципальном районе»

Протокол №___ от ___________2024г

 

«Утверждаю»

Директор

ГКУ «Социальный приют для детей и подростков «Мечта» в Аксубаевском

муниципальном районе»

________________ Л.М.Старшинина

«____» _____________ 2024г

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по кружковой деятельности

«Семьеведение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала воспитатель:

Гатауллина Р.Н.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………. 3

Планируемые результаты освоения программы «Семьеведение»…………………………………5

Личностные результаты…………………………………………………………………………………………………. 5

Метапредметные результаты………………………………………………………………………………………….. 5

Предметные результаты…………………………………………………………………………………………………. 7

Содержание программы «Семьеведение»………………………………………………………………………………. 9

Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………… 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Общая характеристика программы

Программа «Семьеведение» (далее – программа) для детей старших классов составлена на основе положений и требований:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);

федеральной рабочей программы воспитания.

При разработке программы использовались следующие нормативные документы:

Конституция Российской Федерации;

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

Семейный кодекс Российской Федерации.

 

Актуальность программы

Актуальность разработки программы «Семьеведение» в современных условиях способствует формированию у представителей молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта новому поколению.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование становится средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.

Важность обращения к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач.

Создание программы «Семьеведение» для детей старших классов продиктовано важностью            целенаправленной    просветительской и воспитательной деятельности, которая предполагает:

            — осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни современного человека;

— приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;

— формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим поколениям;

— приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.

Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание в программе придается современным научно-педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Новизна программы заключается в том, что её содержание предполагает:

— освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию;

— рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта;

— развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.

 

Цель и задачи программы

Целью программы является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.

Изучение программы направлено на формирование:

— четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;

— понимания обучающимися старших классов особой значимости института семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений;

— ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей.

В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:

— ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов;

— формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;

— осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их для построения собственной семьи в будущем;

— содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов, связанных с семейными отношениями;

— обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;

— содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;

— ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;

— обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений.

 

Место программы

Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 1 года  и содержит 20 часов: 2 часа в месяц.

Особенность программы состоит в том, что в ней в краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной проблематики (исторические, социокультурные, правовые, экономические, психологические, нравственные), позволяющие обучающимся ознакомиться с основами семьеведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы «Семьеведение»

 

Реализация программы «Семьеведение» направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

 

Личностные результаты:

гражданское воспитание:

— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи;

— понимание роли семьи как социального института в жизни человека;

— обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;

— готовность выстраивать бесконфликтные отношения в семье;

— понимание роли семьи как социального института в жизни человека;

патриотическое воспитание:

— осознание российской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;

духовно-нравственное воспитание:

— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора в семейных  отношениях,  готовность  оценивать  свое  поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;

            — способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию крепкой, гармоничной семьи;

эстетическое воспитание:

— восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;

— соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернет-среде;

трудовое воспитание:

— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

ценности научного познания:

— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с учетом семейных традиций народов России;

адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;

— умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.

 

Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

— выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;

— выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.

Базовые исследовательские действия:

— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;

— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— воспринимать  и  формулировать  суждения,  выражать  эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

— знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

— самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе);

— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения);

— делать выбор и брать ответственность за решение.

 

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

— оценивать соответствие результата цели и условиям;

— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

— регулировать способ выражения эмоций.

 

Совместная деятельность:

— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— уметь обобщать мнения нескольких людей;

— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды  в  достижение  результатов,  разделять  сферу  ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

 

Предметные результаты:

— освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе; содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные отношения, включая правовые нормы;

— осознание  значимости  крепкой  семьи,  брака  как  ценности в современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории народов России;

— формирование понимания  роли  семьи в освоении  норм  морали и нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма, преемственности истории нашей Родины;

— умение   характеризовать   особенности   семейных   отношений с использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами);

— умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для написания ее родословной;

— умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;

— умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;

умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе со старшими членами семьи;

— умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;

— умение  решать  в  рамках  изученного  материала  познавательные и практические задачи;

— овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

— умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании семейного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы «Семьеведение»

 

1.      Как и для чего создается семья?

Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени: мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно- нравственные ценности.

Семья и брак в современном обществе.

2.      Семья как ценность для ребенка.

Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования личности ребенка, его духовно-нравственного становления.

Эмоциональное взаимопонимание между родителями и детьми.

3.      Семья и ее роль в обществе

Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в решении демографических проблем современной России. Расширенная   (многопоколенная)   семья   как   исторический   феномен.

4.      История семьи

Родословная моей семьи.

Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи).

Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п.

5.      Роль родителей в современной семье

Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов  между  собой,  а  также  родителей  и  детей.  Образ  семьи в художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века (мультипликация, кино и др.).

6.      Родители и дети

Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в зависимости от их возраста. Уважительное взаимодействие родителей и детей.

7.      Братья и сестры

Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи. Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино, литература).

8.      Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?

Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с бабушками и дедушками. Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому. Черты семейного поведения, присущие бабушкам и дедушкам, и бесконфликтные стратегии их восприятия. Доверительное общение внуков с бабушками и дедушками

9.      Что мы называем своим «домом»?

Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и сельской местности.

10.  Ведение домашнего хозяйства

Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственно-экономическая   функция семьи. Типичные проблемы обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения.

11.  Семейный бюджет

Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет

и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их использования.

12.  Семейный быт

Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства дома.

Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных регионах России.

13.  Как создать благоприятную семейную атмосферу?

Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и  детско-родительских отношений. 

14.  На чем держится семья?

Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка, честность. Умение слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие семью. Конструктивное взаимодействие членов семьи.

15.  Как избегать конфликтов в семье?

Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры общения.

Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.

Умение родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной проблемы.

16.  Что помогает семье объединиться?

Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи.  Разнообразие  форм  совместных  семейных  дел  (уборка  и  ремонт квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей.

Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы.

Роль  семейных  прогулок,  туристических  походов  и  путешествий в сплочении семьи и личностном развитии ее членов.

17.  Здоровый образ жизни в семье

Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая активность. я. Варианты домашнего меню как примеры здорового питания.

Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи»).

18.  Вступление в брак

Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и условия заключения брака в современной России. Брачный договор.

19.  Поддержка государством семей с детьми

Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей. Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня».

20.  Права и обязанности родителей и детей

Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье. Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых под опеку.

Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на  владение,  пользование  и  распоряжение  имуществом,  финансовую и предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам.

 

Тематическое планирование

 

п/п

Наименование тем программы

Количество часов и дата проведения

Программное содержание

Форма работы / характеристика деятельности обучающихся

1.

Как и для чего создается семья?

1

Семья в различные исторические эпохи – от древности до современности: мотивы создания семьи и вступления в брак.

Семья и духовно-нравственные ценности.

Семья и брак в современном обществе.

Беседа на основе презентации «Семья в различные исторические эпохи».

Анализ репродукций картин известных художников, посвященных семье в разные исторические эпохи.

Создание плаката «Современная семья».

2.

Семья как ценность для ребенка

1

Крепкая семья, основанная на любви,

как основа для формирования у ребенка чувства безопасности и ощущения счастья.

Важность для ребенка материальной и психологической поддержки

со стороны родителей. Семья как среда

формирования личности ребенка, его духовно-нравственного становления.

Беседа и создание схемы «Значение семьи в жизни человека».

Анализ предложенных ситуаций,

показывающих влияние семьи на жизнь подростка.

3.

Семья и ее роль в обществе

1

Семья как первичная ячейка общества,

ее важность в самосохранении и развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в решении демографических проблем современной России. Расширенная

(многопоколенная) семья как исторический феномен.

Беседа «Семья и ее основные функции». Анализ примеров семей по страницам художественной литературы, кинематографа

4.

История семьи

1

Родословная моей семьи.

Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи).

Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п.

Составление родословных

на основе предложенных воспитателем макетов.

Беседа на основе презентации «Способы сохранения исторической памяти о семье».

5.

Роль родителей в современной семье

1

Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины

в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка как базовые ценности

взаимоотношений супругов между собой, а также родителей и детей. Образ семьи

в художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века

(мультипликация, кино и др.)

Обсуждение отрывков из художественной литературы, кинофильмов,

мультипликационных фильмов

о гармоничных отношениях в семье.

Создание облака слов на тему «Ценности семьи»

6.

Родители и дети

1

Особенности выстраивания

взаимоотношений между родителями и детьми в зависимости от их возраста.

Уважительное взаимодействие родителей

и детей.

Анализ кейсов на тему «Стили воспитания». Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я оказался на месте своих родителей, то…»

7.

Братья и сестры

1

Конструктивное взаимодействие детей

с братьями, сестрами. Общение с братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи.

Отношения братьев и сестер

в художественных произведениях

(мультипликация, кино, литература).

Обсуждение темы «Взаимоотношения

с братьями, сестрами» в группах: «Хорошо ли быть единственным ребенком в семье»,

«Нас в семье двое/трое», «У меня много братьев и сестер».

Составление правил конструктивного взаимодействия с братьями и сестрами.

Обсуждение кейсов о конструктивном

взаимодействии детей с братьями и сестрами

8.

Чем ценны отношения внуков с бабушками

и дедушками?

1

Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков

с бабушками и дедушками. Уважительное отношение к старшим членам семьи.

Чувство благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому. Черты семейного поведения, присущие бабушкам и дедушкам, и бесконфликтные стратегии их восприятия. Доверительное общение внуков

с бабушками и дедушками

Анализ иллюстраций на тему

«Межпоколенное общение».

Анализ ситуаций, отражающих конструктивное взаимодействие внуков

с бабушками и дедушками, для выработки бесконфликтной стратегии поведения.

Практикум «Уважение к старшим и помощь в семье»

9.

Что мы называем своим «домом»?

1

Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как своего

«дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты.

Особенности и способы обустройства

семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и сельской местности

Составление облака слов «Дом» на основе ассоциаций.

Конкурс рисунков «Мой дом» или «Дом моей мечты»

10.

Ведение домашнего хозяйства

1

Основные составляющие домашнего

(семейного) хозяйства. Хозяйственно- экономическая функция семьи.

Типичные проблемы обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми

и способы их решения.

Беседа на основе презентации «Семейное хозяйство в разные исторические периоды развития России».

Разработка правил рачительного ведения домашнего хозяйства

11.

Семейный бюджет

1

 

Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет

и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их использования.

Анализ схемы «Семейный бюджет». Решение практических задач, направленных на планирование и учет семейных доходов и расходов, на выявление рациональных способов расходования карманных денег.

12.

Семейный быт

1

Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей

в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Важность достижения договоренностей

в распределении ролей между родителями и детьми для поддержания чистоты

и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных регионах России.

 

Игра «Красота и комфорт в доме» на основе

предложенных карточек (интернета, иллюстрации, предметы интерьера). Составление облака слов по теме «Уют в доме». Обсуждение презентации «Традиции обустройства дома (семейного хозяйства) в разных регионах России».

Рассказы детей на тему «Мой вклад в чистоту и порядок в доме».

Продолжение разработки коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша

ценность»

13.

Как создать благоприятную семейную атмосферу?

1

Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка

как важные составляющие супружеских

и детско-родительских отношений.

Обсуждение пословиц, отрывков из художественных произведений,

видеосюжетов о семейной атмосфере. Обсуждение модели благоприятной психологической атмосферы в семье.

 

14.

На чем держится семья?

1

Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка, честность. Умение слушать

и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать

и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие семью. Конструктивное взаимодействие членов семьи.

Беседа по теме «Нравственные основы взаимоотношений в семье».

Анализ учебных кейсов о конструктивном взаимодействии членов семьи.

 

15

Как избегать

конфликтов в семье?

1

Общение супругов друг с другом, а также

родителей с детьми, старших детей с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной семейной жизни.

Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры общения. Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми.

Пути выхода из возникшего конфликта. Умение родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка

со стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной

проблемы.

Обсуждение темы общения в семье

на основе презентации.

Заполнение таблицы «Мое поведение в семье»

Решение учебных кейсов, направленных на поиск компромисса при зарождении конфликта в семье.

Анализ кейсов, показывающих конструктивную поддержку со стороны родителей в ситуации поиска подростком

«правильного» варианта решения жизненной проблемы.

Обсуждение полученных результатов.

16

Что помогает семье объединиться?

1

 

Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи.

Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей. Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы.

Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествий в сплочении семьи

и личностном развитии ее членов.  

Составление перечня совместных семейных дел на основе личного опыта и анализа информации, предложенной воспитателем

(в виде иллюстраций, видеосюжетов)

Обсуждение интересных маршрутов

для семьи на основе интерактивной карты. Проект «Семейное путешествие/турпоход»

17

Здоровый образ жизни в семье

1

Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни.

Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание,

здоровый сон, гигиена, физическая активность. Варианты домашнего меню как примеры здорового питания.

Режим здорового сна для взрослых

и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье.

Важность физической активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные

игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях

и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье

для всей семьи»)

Обсуждение важности здорового образа жизни на основе презентации воспитателя

и личного социального опыта. Составление домашнего меню.

Обсуждение возможностей участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях

на территории России на основе презентации. Обмен мнениями по теме «Здоровье в моей семье».

 

18

Вступление в брак

1

Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок

и условия заключения брака в современной

России. Брачный договор

Работа с фрагментами Конституции Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.

Обсуждение важности вступления в брак

19

Поддержка

государством семей с детьми

1

Меры социальной поддержки семей

с детьми. Социальные гарантии для семей. Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня»

Обсуждение понятий «социальная поддержка», «социальные гарантии»,

«финансовые организации», «материнский капитал».

Решение практических задач для понимания возможностей использования семьями услуг

финансовых организаций

20

Права и обязанности родителей и детей

1

Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье.

Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом.

Права и обязанности родителей

в отношении родных детей и детей, взятых под опеку.

Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую

деятельность.

Обязанности совершеннолетних детей

(с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам.

Работа с фрагментами правовых источников. Игра «Права и обязанности родителей»

Игра «Права и обязанности детей»

 

Общее количество

часов по программе

20

 

×
×