Рабочая программа по химии 10 -11 класс

Автор: Германов Павел Геннадьевич

Рабочая программа по химии 10 -11 класс

Воспитательные задачи:

·        воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

·        применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Требования к знаниям учащихся:

В Поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.

            Конкретные требования к уровню подготовки выпускников  определены для каждого урока и включены в Поурочное планирование.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

·                важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

·                основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

·                основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

·                важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

·                важнейшие химические понятия:  вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

·                основные законы химии:  сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

·                основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

·                важнейшие вещества и материалы:  основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

уметь

·                называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

·                определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

·                характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

·                объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

·                выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

·                проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

·                определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

·                экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·                оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

·                безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

·                приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

·                критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

·                называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

·                определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

·                характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

·                объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

·                выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

·                проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и  ее представления в различных формах.

·                использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

·                определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

·                экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·                оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

·                безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

·                приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ.

Строение и классификация органических соединений

Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК.

Углеводороды

Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов.

Алканы

Гомологический ряд и общая формула алканов, Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические и химические свойства алканов. Алканы в природе.

Алкены

Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Физические и химические свойства алкенов.

 

Алкины

 Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Физические и химические свойства алкинов.

Алкадиены

Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Физические и химические свойства алкадиенов.

Циклоалканы

Понятие о циклоалканах и, их свойствах.

Арены

Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола.

Спирты и фенолы

Спирты. Состав и классификация спиртов. Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.

Фенолы

Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения.

.

Альдегиды. Кетоны.

Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов.

Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры.

Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические и химические свойства карбоновых кислот. Строение сложных эфиров.

Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС (в сравнении).

Углеводы.

Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (11) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе.

Строение дисахаридов.

Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль).

Азотсодержащие органические соединения.

Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Состав и строение молекул аминокислот. Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот. Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды, Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков.

 

 

Биологически активные вещества.

Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины.

Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.

Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы.

 

Учебный план

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

всего

34 часа

9

7

11

7

 

Контрольная работа

1

1

1

1

4

Практическая работа

 

 

1

1

2

 

11 класс

 

1. Строение атома (3 часа)

Периодический закон и периодическая система химических элементов.

Состав атомных ядер. Строение электронных оболочек атомов элементов первых 4-х периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов.

2. Строение вещества (4 часов)

Химическая связь. Ковалентная связь, её разновидности и механизм образования. Электроотрицательность. Степень окисления. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Золи, гели, понятие о коллоидах. Теория строения органических соединений. Структурная изомерия. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

Практическая работа 1. Получение, собирание и распознавание газов.

Контрольная работа 1 по теме «Строение вещества».

3. Химические реакции (8 часов)

Классификация химических реакций. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Катализ. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Среда растворов: кислая, нейтральная, щелочная.

4. Вещества и их свойства (9 часов)

Классификация неорганических веществ. Металлы. Неметаллы.

Кислоты неорганические и органические. Основания неорганические и органические. Амфотерные неорганические и органические соединения. Качественные реакции на неорганические и органические вещества.

Контрольная работа № 2 по теме «Вещества и их свойства». Практическая работа 2. Идентификация неорганических веществ.

 

 

 

 

Учебный план

 

Тема модуля

Количество часов

Контрольные работы

Тематические тесты

  1. Строение атома

3

 

№ 1,2

  1. Строение вещества

17

1

№ 3-10

  1. Неорганическая и общая химия

12

1

№ 11- 18

  1. Практические занятия

2

 

 

Итого:

34

2

18

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Тема модуля

Контрольная работа

1

Строение вещества

Контрольная работа

№ 1

2

Вещества и их свойства

Контрольная работа

№ 2

 

Итого:

2

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

Тема модуля

Практическая работа

1

Строение вещества

Получение, собирание и распознавание газов

2

Вещества и их свойства

Идентификация неорганических веществ

 

Итого:

2

 

 

 

Учебно – тематическое планирование по химии на 2018-2019 учебный год

10 класс (1 час в неделю)

Дата

№  урока

Тема

Сроки изучения

Введение в органическую химию

2 часа

 

1

Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе

Сентябрь

 

2

Теория строения органических соединений Бутлерова

 

Сентябрь

 

3

Теория строения органических соединений Бутлерова

 

Сентябрь

Углеводороды

11 часов

 

3

Алканы: строение, изомерия, номенклатура

 

Сентябрь

 

4

Алканы: химические свойства, применение

 

Октябрь

 

5

Алкены: строение, изомерия, номенклатура

 

Октябрь

 

6

Алкены: химические свойства, применение

 

Октябрь

 

7

Алкадиены

 

Октябрь

 

8

Алкины

 

Ноябрь

 

9

Арены

 

Ноябрь

 

10

Практическая работа «Получение этилена и опыты с ним»

 

Ноябрь

 

11

Нефть и способы ее переработки

 

Ноябрь

 

12

Обобщение знаний

 

Декабрь

 

13

Контрольная работа «Углеводороды»

 

Декабрь

Кислородсодержащие соединения

14 часов

 

14

Спирты: номенклатура, физические свойства, строение

 

Декабрь

 

15

Химические свойства предельных одноатомных  спиртов. Получение и применение спиртов

Декабрь

 

16

Фенолы

 

Январь

 

17

 

Альдегиды и кетоны

Январь

 

18

Химические свойства альдегидов и кетонов

 

Январь

 

19

Практическая работа «Получение и свойства альдегидов»

 

Январь

 

20

Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, изомерия

 

Февраль

 

21

Карбоновые кислоты: химические свойства, получение, применение

Февраль

 

22

Практическая работа

«Получение и свойства карбоновых кислот»

Февраль

 

23

Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства, применение

Февраль

 

24

 

Жиры

Март

 

25

Практическая работа «Получение этилового эфира уксусной кислоты»

Март

 

26

 

Обобщение знаний

Март

 

27

Контрольная работа «Кислородсодержащие соединения»

 

Март

Углеводы

2 часа

 

28

Моносахариды

 

Апрель

 

29

Дисахариды. Полисахариды

 

Апрель

Азотсодержащие органические соединения

2 часа

 

30

Амины

 

Апрель

 

31

Аминокислоты, белки

 

Апрель

Обобщение

4 часа

 

32-35

Повторение и промежуточная аттестация

май

 

Учебно – тематическое планирование по химии на 2019-2020 учебный год

11 класс (1 час в неделю)

Дата

№ урока

Тема

Сроки

СТРОЕНИЕ АТОМА

 

1

Строение атома

 

Сентябрь

 

2

Электронная оболочка.  Особенности строения электронных оболочек переходных элементов

Сентябрь

 

3

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Сентябрь

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

 

4

Ионная и ковалентная химическая связь

 

Сентябрь

 

5

Металлическая и водородная связь

 

Октябрь

 

6

Вещества молекулярного и немолекулярного строения

Октябрь

 

7

Состав вещества. Причины многообразия веществ

 

Октябрь

 

8

Чистые вещества и смеси.  Состав смесей. Разделение смесей

Октябрь

 

9

Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов

Ноябрь

 

10

Дисперсные системы. Коллоидные растворы

 

Ноябрь  

 

11

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Тепловой эффект химических реакций

Ноябрь

 

12

Электролитическая диссоциация. Реакции  ионного обмена

Ноябрь

 

13

Гидролиз неорганических и органических соединений.  Среда водных растворов. Водородный показатель

Декабрь

 

14

Урок – упражнение. Схемы гидролиза

 

Декабрь

 

15

Окислительно – восстановительные реакции

 

Декабрь

 

16

Урок – упражнение. Составление схемы электронного баланса для ОВР

Декабрь

 

17

Скорость химических реакций

 

Январь

 

18

Обратимые химические реакции.  Химическое равновесие

Январь

 

19

Обобщение и систематизация знаний по темам

 

Январь

 

20

Контрольная работа № 1

 

Январь

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ И ОБЩАЯ ХИМИЯ

 

21

Классификация и номенклатура неорганических соединений.  Оксиды

Февраль

 

22

Кислоты

 

Февраль

 

23

Основания

 

Февраль

 

24

Соли

 

Февраль

 

25

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Март

 

26

Металлы и их свойства

 

Март

 

27

Общие способы получения металлов.  Электролиз

 

Март

 

28

Урок – упражнение.  Составление схемы электролиза

 

Март

 

29

Неметаллы и их свойства

 

Апрель

 

30

Галогены

 

Апрель

 

31

Практическая работа № 1 «Получение газов и изучение их свойств»

Апрель

 

32

Практическая работа № 2 «Идентификация неорганических веществ»

Апрель

 

33-35

Повторение и промежуточная аттестация

 

Май

 

 

×
×