Автор: Германов Павел Геннадьевич
Рабочая программа по химии 10 -11 класс
Воспитательные задачи:
· воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к знаниям учащихся:
В Поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в Поурочное планирование.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
· важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
· основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
· важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
· важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
· основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
· важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
уметь
· называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
· определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
· характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
· объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
· выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
· проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
· определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
· безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
· приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
· критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
· называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
· определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
· характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
· объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
· выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
· проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
· определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
· безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
· приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ.
Строение и классификация органических соединений
Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК.
Углеводороды
Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов.
Алканы
Гомологический ряд и общая формула алканов, Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические и химические свойства алканов. Алканы в природе.
Алкены
Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Физические и химические свойства алкенов.
Алкины
Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Физические и химические свойства алкинов.
Алкадиены
Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Физические и химические свойства алкадиенов.
Циклоалканы
Понятие о циклоалканах и, их свойствах.
Арены
Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола.
Спирты и фенолы
Спирты. Состав и классификация спиртов. Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.
Фенолы
Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения.
.
Альдегиды. Кетоны.
Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов.
Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры.
Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические и химические свойства карбоновых кислот. Строение сложных эфиров.
Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС (в сравнении).
Углеводы.
Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (11) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе.
Строение дисахаридов.
Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль).
Азотсодержащие органические соединения.
Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Состав и строение молекул аминокислот. Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот. Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды, Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков.
Биологически активные вещества.
Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины.
Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.
Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы.
Учебный план
|
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
всего |
34 часа |
9 |
7 |
11 |
7 |
|
Контрольная работа |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Практическая работа |
|
|
1 |
1 |
2 |
11 класс
1. Строение атома (3 часа)
Периодический закон и периодическая система химических элементов.
Состав атомных ядер. Строение электронных оболочек атомов элементов первых 4-х периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов.
2. Строение вещества (4 часов)
Химическая связь. Ковалентная связь, её разновидности и механизм образования. Электроотрицательность. Степень окисления. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Золи, гели, понятие о коллоидах. Теория строения органических соединений. Структурная изомерия. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.
Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества».
3. Химические реакции (8 часов)
Классификация химических реакций. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Катализ. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Среда растворов: кислая, нейтральная, щелочная.
4. Вещества и их свойства (9 часов)
Классификация неорганических веществ. Металлы. Неметаллы.
Кислоты неорганические и органические. Основания неорганические и органические. Амфотерные неорганические и органические соединения. Качественные реакции на неорганические и органические вещества.
Контрольная работа № 2 по теме «Вещества и их свойства». Практическая работа № 2. Идентификация неорганических веществ.
Учебный план
Тема модуля |
Количество часов |
Контрольные работы |
Тематические тесты |
|
3 |
|
№ 1,2 |
|
17 |
1 |
№ 3-10 |
|
12 |
1 |
№ 11- 18 |
|
2 |
|
|
Итого: |
34 |
2 |
18 |
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ |
Тема модуля |
Контрольная работа |
1 |
Строение вещества |
Контрольная работа № 1 |
2 |
Вещества и их свойства |
Контрольная работа № 2 |
|
Итого: |
2 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ |
Тема модуля |
Практическая работа |
1 |
Строение вещества |
Получение, собирание и распознавание газов |
2 |
Вещества и их свойства |
Идентификация неорганических веществ |
|
Итого: |
2 |
Учебно – тематическое планирование по химии на 2018-2019 учебный год
10 класс (1 час в неделю)
Дата |
№ урока |
Тема |
Сроки изучения |
Введение в органическую химию 2 часа |
|||
|
1 |
Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе |
Сентябрь |
|
2 |
Теория строения органических соединений Бутлерова
|
Сентябрь |
|
3 |
Теория строения органических соединений Бутлерова
|
Сентябрь |
Углеводороды 11 часов |
|||
|
3 |
Алканы: строение, изомерия, номенклатура
|
Сентябрь |
|
4 |
Алканы: химические свойства, применение
|
Октябрь |
|
5 |
Алкены: строение, изомерия, номенклатура
|
Октябрь |
|
6 |
Алкены: химические свойства, применение
|
Октябрь |
|
7 |
Алкадиены
|
Октябрь |
|
8 |
Алкины
|
Ноябрь |
|
9 |
Арены
|
Ноябрь |
|
10 |
Практическая работа «Получение этилена и опыты с ним»
|
Ноябрь |
|
11 |
Нефть и способы ее переработки
|
Ноябрь |
|
12 |
Обобщение знаний
|
Декабрь |
|
13 |
Контрольная работа «Углеводороды»
|
Декабрь |
Кислородсодержащие соединения 14 часов |
|||
|
14 |
Спирты: номенклатура, физические свойства, строение
|
Декабрь |
|
15 |
Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Получение и применение спиртов |
Декабрь |
|
16 |
Фенолы
|
Январь |
|
17
|
Альдегиды и кетоны |
Январь |
|
18 |
Химические свойства альдегидов и кетонов
|
Январь |
|
19 |
Практическая работа «Получение и свойства альдегидов»
|
Январь |
|
20 |
Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, изомерия
|
Февраль |
|
21 |
Карбоновые кислоты: химические свойства, получение, применение |
Февраль |
|
22 |
Практическая работа «Получение и свойства карбоновых кислот» |
Февраль |
|
23 |
Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства, применение |
Февраль |
|
24
|
Жиры |
Март |
|
25 |
Практическая работа «Получение этилового эфира уксусной кислоты» |
Март |
|
26
|
Обобщение знаний |
Март |
|
27 |
Контрольная работа «Кислородсодержащие соединения»
|
Март |
Углеводы 2 часа |
|||
|
28 |
Моносахариды
|
Апрель |
|
29 |
Дисахариды. Полисахариды
|
Апрель |
Азотсодержащие органические соединения 2 часа |
|||
|
30 |
Амины
|
Апрель |
|
31 |
Аминокислоты, белки
|
Апрель |
Обобщение 4 часа |
|||
|
32-35 |
Повторение и промежуточная аттестация |
май |
Учебно – тематическое планирование по химии на 2019-2020 учебный год
11 класс (1 час в неделю)
Дата |
№ урока |
Тема |
Сроки |
СТРОЕНИЕ АТОМА |
|||
|
1 |
Строение атома
|
Сентябрь |
|
2 |
Электронная оболочка. Особенности строения электронных оболочек переходных элементов |
Сентябрь |
|
3 |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
Сентябрь |
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА |
|||
|
4 |
Ионная и ковалентная химическая связь
|
Сентябрь |
|
5 |
Металлическая и водородная связь
|
Октябрь |
|
6 |
Вещества молекулярного и немолекулярного строения |
Октябрь |
|
7 |
Состав вещества. Причины многообразия веществ
|
Октябрь |
|
8 |
Чистые вещества и смеси. Состав смесей. Разделение смесей |
Октябрь |
|
9 |
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов |
Ноябрь |
|
10 |
Дисперсные системы. Коллоидные растворы
|
Ноябрь |
|
11 |
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Тепловой эффект химических реакций |
Ноябрь |
|
12 |
Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена |
Ноябрь |
|
13 |
Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов. Водородный показатель |
Декабрь |
|
14 |
Урок – упражнение. Схемы гидролиза
|
Декабрь |
|
15 |
Окислительно – восстановительные реакции
|
Декабрь |
|
16 |
Урок – упражнение. Составление схемы электронного баланса для ОВР |
Декабрь |
|
17 |
Скорость химических реакций
|
Январь |
|
18 |
Обратимые химические реакции. Химическое равновесие |
Январь |
|
19 |
Обобщение и систематизация знаний по темам
|
Январь |
|
20 |
Контрольная работа № 1
|
Январь |
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ И ОБЩАЯ ХИМИЯ |
|||
|
21 |
Классификация и номенклатура неорганических соединений. Оксиды |
Февраль |
|
22 |
Кислоты
|
Февраль |
|
23 |
Основания
|
Февраль |
|
24 |
Соли
|
Февраль |
|
25 |
Генетическая связь между классами неорганических соединений |
Март |
|
26 |
Металлы и их свойства
|
Март |
|
27 |
Общие способы получения металлов. Электролиз
|
Март |
|
28 |
Урок – упражнение. Составление схемы электролиза
|
Март |
|
29 |
Неметаллы и их свойства
|
Апрель |
|
30 |
Галогены
|
Апрель |
|
31 |
Практическая работа № 1 «Получение газов и изучение их свойств» |
Апрель |
|
32 |
Практическая работа № 2 «Идентификация неорганических веществ» |
Апрель |
|
33-35 |
Повторение и промежуточная аттестация
|
Май |