Автор: lada.cherepanova@yandex.ru
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учетом требований ФГОС и может быть использована в школах гуманитарного профиля. Значимость курса определяется необходимостью подготовки учащихся к выбору профессиональной деятельности.
Программа предназначена для преподавания в 5-9 классах в кадетских классах.
Цель — изучение истории, стратегии и тактики войн и в целом, военного искусства и формирование положительного отношения к службе в
Вооруженных силах РФ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Так как учебники и учебные пособия для учащихся по данному курсу отсутствуют, то основным методом работы являются лекции, которые и составляют основу теоретической подготовки учащихся. На них даются систематизированные знания по наиболее важным и сложным проблемам развития военного дела, проведения военных реформ, деятельности выдающихся военачальников, традициям и истории ВС. В целях повышения интереса к изучаемым вопросам в ходе изложения лекционного материала предусматривать просмотр отрывков из документальных и художественных военно-исторических фильмов.
Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам темы и имеют целью углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и военно-исторической литературой, привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала. Вопросы на семинары должны формулироваться так, чтобы в них не было готового ответа в учебниках, лекциях. Они должны заинтересовывать обучающихся своей новизной, конкретностью поставленных проблем, связью с практикой, мотивировать творческий поиск.
Основной метод проведения семинаров — дискуссия. На семинарах большую часть времени необходимо отводить анализу военно-исторического опыта России и ведущих государств мира по защите их территориальной целостности, развитию способов и средств вооруженной борьбы и эволюции военной мысли.
Требования к уровню подготовки учащихся (кадетов)
В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
знать:
— важнейшие этапы мировой и российской военной истории, боевые традиции и направления эволюции военного искусства ведущих государств мира;
— основные причины возникновения прошлых войн, современных локальных войн, вооруженных конфликтов, условия их ведения, формирование обычаев и законов войны;
— основные направления развития средств и способов вооруженной борьбы, стратегии и тактики действий в прошлых войнах и вооруженных конфликтах современности
уметь:
— обобщать и творчески использовать боевой и военно- исторический опыт и традиции армий;
иметь представление:
— о военном и полководческом искусстве выдающихся военачальников;
— о формах и методах ведения военно-исторической работы.
В программе возможны изменения и дополнения в отдельных разделах и темах с учетом практического опыта её реализации, специфики обучения и учебно-материальной базы. При этом должны быть реализованы требования Федерального компонента государственного стандарта школьного исторического образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
Первобытное общество.
Предмет, содержание, функции и задачи военной истории. Её роль в системе подготовки кадетов. Зарождение военного дела в родовой общине. Вожди и воины. Причины и характер войн. Вооружение, комплектование, воспитание, стратегия и тактика в войнах.
Древний Восток.
Войны древних египтян. Войны в Передней Азии. Ассирийская и Персидская военные державы. Военное дело в Древней Индии. Войны Древнего Китая.
Древняя Греция.
Троянская война. Спартанское войско. Спартанское военное воспитание
Великая греческая колонизация.Греко-персидские войны: Марафонская битва. Саламинское сражение. Палестра. Александр Македонский и его войско.
Древний Рим.
Военные победы римлян.Войны Рима и Карфагена. Ганнибал.
Войны Рима с Македонией, Сирией и Египтом. Разрушение Коринфа и Карфагена.Гражданские войны в Древнем Риме. Спартак. Наёмная римская армия. Г.Ю.Цезарь. Военное искусство римлян. Военное искусство варваров. Падение Западной Римской империи.
6 класс
Завоевания и военное искусство Карла Великого. Столетняя война: участники, состав, комплектование, вооружение. Крестьянские восстания.
Гуситские войны. Военная тактика гуситов. Завоевания Византийской империи. Завоевания арабов. Боевое искусство крестоносцев. Крестовые завоевательные походы. Войны Османской империи. Военные успехи и потери средневековых Индии, Америки, Китая, Африки.
Восточные славяне и их соседи. Военная организация славянского общества. Князья и дружины.
Княжеские усобицы. Причины распада Древнерусского государства. В. Мономах. Войны русских земель и княжеств в XII- начале XIII вв.
Походы монголов на Русь. Военная организация монгольского войска. Чингисхан. Батый. Борьба с западной экспансией (шведы, крестоносцы). А.Невский. Куликовская битва. Д.Донской. Свержение золотоордынского ига. Внутренние и внешние военные успехи Ивана Грозного. Ливонская война.
7 класс
Смута. К.Минин и Д.Пожарский.Народные выступления в XII веке: И. Болотников. Соляной бунт. Медный бунт. С. Разин. Старообрядцы. Войны России с Речью Посполитой, Швецией и Турцией в XII веке. Разгром Сибирского ханства. Азовские походы Петра I. Военные реформы Петра I. Создание регулярной армии и морского флота. Северная война 1700-1721 гг. Полтавская битва 1709 года. Полководческое искусство Петра I, П.С. Салтыкова, П.А. Румянцева. Складывание традиций и развитие военной мысли в русской армии. Народные движения в России в XVIII веке. Емельян Пугачёв. Русско-турецкие войны: 1735-1739 гг., 1768-1774 гг., 1787-1791 гг. Русско-шведская война 1741-1743 гг. Участие России в Семилетней войне 1756-1762 гг. и разделе Речи Посполитой. Итальянский и Швейцарский походы А.В, Суворова. А.В. Суворов — великий полководец.
Всеобщая военная история XVII — XVIII века:Колониальные захваты в эпоху великих географических открытий. Войны эпохи Реформации. Религиозные войны. Военная тактика участников Нидерландской, Английской и Великой французской революций. Война за независимость и образование США.
8 класс
Войны России с Ираном, Турцией и Швецией в начале XIX века.Участие России в войне с Наполеоном в составе коалиции Отечественная война 1812 года Полководческое искусство М.И.Кутузова Заграничный поход русской армии. Войны России в 20-30-х годах с Ираном, Турцией и Польшей. Кавказская война 1817-1864 гг. Крымская война 1853-1856 гг. Полководческое искусство В.А. Корнилова, П.С. Нахимова. Военная реформа <metricconverter productid=«1874 г» w:st=«on»>1874 г.Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Полководческое искусство М.Д. Скобелева. Участие России в создании военно-политических блоков. Окончательное присоединение Средней Азии.
Всеобщая военная история (XIX век): Войны наполеоновской Франции. Полководческое искусство Н. Бонапарта. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Создание Германской империи. О.Ф. Бисмарк. Начало борьбы за передел мира и создание военно — политических блоков.
9 класс
Всеобщая военная история (ХХ-ХХ1 вв.):Международные отношения в начале XX века. I Мировая война: причины, участники, основные военные действия, итоги. Военные преобразования в мире в 20-30-е гг. XX века. Фашизм. Национал-социализм. Милитаризм. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке. II Мировая война: основные причины, этапы и участники военных действий. Вооруженные силы сторон. Итоги войны. Основные военные конфликты после II Мировой войны Национально-освободительные и антивоенные движения Войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. Законы и обычаи войны.
История России XX-XXIв. Состояние российской армии и флота в начале XX века. Русско-японская война 1904-1905 гг. Военно-стратегические причины поражения России. Россия в I мировой войне. Развитие позиционных форм войны, военное искусство и тактика. Полководческое искусство А.А. Брусилова. Гражданская война. Создание белой и красной армий. Иностранная интервенция. Военное искусство красных и белых. Изменения в Советской армии между двумя мировыми войнами.
Военная реформа 1924-25 гг. Влияние боевого опыта Х-Гола и советско-финской войны на развитие военного искусства. СССР во II Мировой войне. ВОВ 1941-45 гг.: этапы и крупнейшие сражения. Московское сражение. Сталинградская и Курская битвы — коренной перелом в ходе войны. СССР — освободитель Европы. Изменения и новые подходы в военном искусстве. Активная оборона. Партизанское движение. Советские военачальники и полководцы. Разгром японской армии.
Военные итоги. «Холодная война». Создание военно-политических блоков. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием. Преобразования в Советской армии в 50-80-е гг. Военно-стратегический паритет СССР и США. Политика разрядки. Афганская война. Участие советских военных в международных конфликтах. Локальные войны и их уроки. Чеченский конфликт. Реформы в современной Российской армии. Военная доктрина современной России. Укрепление национальной безопасности. Боевые традиции Российской армии. Воинские символы и знаки. Военно-историческая работа: формы и методы. Задачи кадетов по организации её работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс.
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
|
5 класс |
|
1. |
Первобытное общество. Предмет, содержание, функции и задачи военной истории. Её роль в системе подготовки кадетов. |
1 |
2. |
Зарождение военного дела в родовой общине. Вожди и воины. |
1 |
3. |
Причины и характер войн. Вооружение, комплектование, воспитание, стратегия и тактика в войнах. |
1 |
4-5. |
Древний Восток. Войны древних египтян. |
2 |
6-7. |
Войны в Передней Азии. Ассирийская и Персидская военные державы. |
2 |
8 |
Военное дело в Древней Индии. |
1 |
9 |
Войны Древнего Китая. |
1 |
10. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Зарождение принципов военного искусства» |
1 |
11 |
Древняя Греция. Троянская война. |
1 |
12. |
Спартанское войско |
1 |
13-14. |
Спартанское военное воспитание |
2 |
15. |
Великая греческая колонизация. |
1 |
16-17. |
Греко-персидские войны: — Марафонская битва. Саламинское сражение. |
2 |
18. |
Палестра. |
1 |
19-20. |
Александр Македонский и его войско. |
2 |
21. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Военное искусство Древней Греции». |
1 |
22-23. |
Древний Рим. Военные победы римлян. |
2 |
24. |
Войны Рима и Карфагена. Ганнибал. |
1 |
25-26. |
Войны Рима с Македонией, Сирией и Египтом. Разрушение Коринфа и Карфагена. |
2 |
27. |
Гражданские войны в Древнем Риме. Спартак. |
1 |
28-29. |
Наёмная римская армия. Г.Ю.Цезарь. |
2 |
30. |
Военное искусство римлян. |
1 |
31. |
Военное искусство варваров. Падение Западной Римской империи. |
1 |
32. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «военное искусство Древнего Рима» |
1 |
33-34. |
Итоговое повторение. |
2 |
|
6 класс |
|
1-2. |
Завоевания и военное искусство Карла Великого. |
2 |
3-4. |
Столетняя война: участники, состав, комплектование, вооружение. |
2 |
5-6. |
Крестьянские восстания. |
2 |
7. |
Гуситские войны. Военная тактика гуситов. |
1 |
8-9 |
Завоевания Византийской империи. |
2 |
10-11 |
Завоевания арабов. |
2 |
12 |
Боевое искусство крестоносцев. |
1 |
13-14. |
Крестовые завоевательные походы. |
2 |
15-16. |
Войны Османской империи. |
2 |
17 |
Военные успехи и потери средневековых Индии, Америки, Китая, Африки. |
1 |
18. |
Повторительно-обобщающий урок. |
1 |
19. |
Восточные славяне и их соседи. |
1 |
20 |
Военная организация славянского общества. Князья и дружины. |
1 |
21-23 |
Княжеские усобицы. Причины распада Древнерусского государства. В. Мономах. Войны русских земель и княжеств в XII- начале XIII вв. |
3 |
24-26. |
Походы монголов на Русь. Военная организация монгольского войска. Чингисхан. Батый. Борьба с западной экспансией (шведы, крестоносцы). А.Невский.
|
4 |
27 |
Куликовская битва. Д.Донской. Свержение золотоордынского ига. |
2 |
28-29. |
Внутренние и внешние военные успехи Ивана Грозного. |
2 |
30-31 |
Ливонская война. |
2 |
32-34 |
Повторительно-обобщающий урок. |
1 |
|
7 класс |
|
1-2. |
Смута. К.Минин и Д.Пожарский. |
2 |
3-4. |
Народные выступления в XII веке: И. Болотников. Соляной бунт. Медный бунт. С. Разин. Старообрядцы. |
2 |
5-6. |
Войны России с Речью Посполитой, Швецией и Турцией в XII веке. |
2 |
7. |
Разгром Сибирского ханства. |
1 |
5-11. |
Азовские походы Петра I. Военные реформы Петра I. Создание регулярной армии и морского флота. Северная война 1700-1721 гг. Полтавская битва 1709 года. Полководческое искусство Петра I, П.С. Салтыкова, П.А. Румянцева. Складывание традиций и развитие военной мысли в русской армии. |
14 |
12-13. |
Народные движения в России в XVIII веке. Емельян Пугачёв. |
1 |
14-15. |
Русско-турецкие войны: 1735-1739 гг., 1768-1774 гг., 1787-1791 гг. |
1 |
16-17. |
Русско-шведская война 1741-1743 гг. |
1 |
18-19. |
Участие России в Семилетней войне 1756-1762 гг. и разделе Речи Посполитой. |
1 |
20-21. |
Итальянский и Швейцарский походы А.В, Суворова. А.В. Суворов — великий полководец. |
2 |
22. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Военная история России в ХУП-ХУШ веках». |
1 |
23-24. |
Всеобщая военная история XVII — XVIII века. Колониальные захваты в эпоху великих географических открытий. |
1 |
25-26 |
Войны эпохи Реформации. Религиозные войны. |
2 |
28-29. |
Военная тактика участников Нидерландской, Английской и Великой французской революций. |
1 |
30-31 |
Война за независимость и образование США. |
1 |
32-33 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Всеобщая военная история ХУП-ХУШ вв.» |
1 |
34. |
Повторение. |
2 |
|
8 класс |
|
1-2. |
Войны России с Ираном, Турцией и Швецией в начале XIX века. |
1 |
3-4. |
Участие России в войне с Наполеоном в составе коалиции |
2 |
5-6. |
Отечественная война 1812 года |
3 |
7-8 |
Полководческое искусство М.И.Кутузова. |
1 |
8-9 |
Заграничный поход русской армии. |
1 |
10-11 |
Войны России в 20-30-х годах с Ираном, Турцией и Польшей. |
1 |
12-13. |
Кавказская война 1817-1864 гг. |
2 |
14-15 |
Крымская война 1853-1856 гг. Полководческое искусство В.А. Корнилова, П.С. Нахимова… |
2 |
16-17. |
Военная реформа <metricconverter productid=«1874 г» w:st=«on»>1874 г |
2 |
18-19 |
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Полководческое искусство М.Д. Скобелева. |
3 |
20-21. |
Участие России в создании военно-политических блоков. Окончательное присоединение Средней Азии. |
2 |
22-23 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Военная история России.XIX век» |
1 |
24-26. |
Всеобщая военная история (XIX век) Войны наполеоновской Франции. Полководческое искусство Н. Бонапарта. |
2 |
27-28 |
Франко-прусская война 1870-1871 гг. Создание Германской империи. О.Ф. Бисмарк. |
1 |
28-29 |
Начало борьбы за передел мира и создание военно -политических блоков. |
1 |
30-34 |
Повторительно — обобщаюший урок по теме «Всеобщая военная история. Х1Х в». |
1 |
|
9 класс |
2 |
1. |
Состояние российской армии и флота в начале XX века. Русско-японская война 1904-1905 гг. Военно-стратегические причины поражения России. |
1 |
2-3. |
Россия в I мировой войне. Развитие позиционных форм войны, военное искусство и тактика. Полководческое искусство А.А. Брусилова. |
2 |
4. |
Гражданская война. Создание белой и красной армий. Иностранная интервенция. Военное искусство красных и белых. |
1 |
5. |
Изменения в Советской армии между двумя мировыми войнами. Военная реформа 1924-25 гг. Влияние боевого опыта советско-финской войны на развитие военного искусства. |
1 |
6-10. |
СССР во II Мировой войне. ВОВ 1941-45 гг.: этапы и крупнейшие сражения. Московское сражение. Сталинградская и Курская битвы — коренной перелом в ходе войны. СССР — освободитель Европы. Изменения и новые подходы в военном искусстве. Активная оборона. Партизанское движение. Советские военачальники и полководцы. Разгром японской армии. Военные итоги. |
5 |
11 |
«Холодная война». Создание военно-политических блоков. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием. |
1 |
12. |
Преобразования в Советской армии в 50-80-е гг |
1 |
13. |
Военно-стратегический паритет СССР и США. Политика разрядки. |
1 |
14-15. |
Афганская война. Участие советских военных в международных конфликтах. Локальные войны и их уроки. Чеченский конфликт |
2 |
16 |
Реформы в современной Российской армии. Военная доктрина современной России. Укрепление национальной безопасности. |
1 |
17. |
Боевые традиции Российской армии. Воинские символы и знаки. Военно-историческая работа: формы и методы. Задачи кадетов по организации её работы. |
1 |
18-19. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Военная история России. ХХ-ХХ1 вв. |
2 |
20-21. |
Международные отношения в начале XX века. I Мировая война: причины, участники, основные военные действия, итоги. |
2 |
22 |
Военные преобразования в мире в 20-30-е гг. XX века. |
1 |
23. |
Фашизм. Национал-социализм. Милитаризм. |
1 |
24-25 |
Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке. |
2 |
26-27. |
II Мировая война: основные причины, этапы и участники военных действий. Вооруженные силы сторон. Итоги войны. |
2 |
28-29 |
Основные военные конфликты после II Мировой войны |
2 |
30 |
Национально-освободительные и антивоенные движения |
1 |
31. |
Войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. Законы и обычаи войны. |
1 |
32-33. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Всеобщая военная история.ХХ-ХХ1 вв.» |
2 |
34. |
Урок-зачёт. |
1 |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ
ВОЕННОЙ ИСТОРИИ
1. Какова была военная организация древних славян? Чем они были вооружены?
2. Чем вам запомнился киевский князь Владимир Мономах?
3. В чем вы видите причины поражения русских войск при нашествии монголо-татар в XIII в.?
4. Когда и где была остановлена агрессия немецких и шведских феодалов-крестоносцев? Кто возглавил защиту северо-западных границ Руси?
5. Почему стала возможной победа русских войск в Куликовской битве? Каково ее значение?
6. В чем состоит отличие стрелецкого войска от дворянской конницы?
7. Кто стоял во главе народного ополчения, изгнавшего польских интервентов из Москвы? Где оно формировалось?
8. Какие преобразования в военной области были проведены после поражения под Нарвой? Какую роль в этом сыграл Петр I?
9. Каково значение Полтавской битвы?
10. Какое сражение Петр I называл «второй Полтавой»? Поясните смысл его высказывания.
11. С кем и почему воевала Россия в Семилетней войне 1756— 1763гг.?
12. Какие сражения с участием П.А. Румянцева вы знаете?
13. Что вам известно о суворовской «Науке побеждать»? Почему Суворов называл своих солдат «чудо-богатырями»?
14. Почему взятие Измаила вошло в историю как образец военного искусства?
15. Как русский флот способствовал сухопутной армии при осаде и штурме Измаила?
16. Каковы были цели и план Наполеона в войне с Россией?
17. Что представляла из себя «Великая армия» Наполеона?
18. Кто командовал русскими армиями на западных границах России в начале войны?
19. Когда произошло Бородинское сражение? Что вы можете о нем рассказать?
20. Каково значение партизанского движения в Отечественной войне <metricconverter productid=«1812 г» w:st=«on»>1812 г.? Кто из партизан стал героем этой войны?
21. Почему французская армия отступала по разоренным ею же областям?
22. Где произошло последнее сражение Отечественной войны 1812г.?
23. В каком морском сражении Крымской (Восточной) войны был уничтожен турецкий флот? Когда это произошло? Кто командовал русской эскадрой?
24. Назовите организаторов и других известных вам героев Севастопольской обороны. Какие события происходили в это время на других театрах военных действий?
25. Когда и почему в России была введена всесословная воинская повинность?
26. Чем знаменит Шипкинский перевал? Каковы были итоги русско-турецкой войны 1877—1878 гг.?
27. Что известно вам об обороне Порт-Артура? В чем ее сходство с защитой Севастополя во время Крымской (Восточной), войны 1853—1856гг.?
28. Назовите главные события первой мировой войны на русском фронте. Когда и как Россия вышла из войны?
29. Когда были созданы Красная Армия и Красный Флот? Как они развивались в предвоенные годы?
30. Какие цели ставил Гитлер в войне против СССР? Какие страны были союзниками фашистской Германии?
31. Почему был сорван фашистский план «молниеносной войны»? Где советские войска впервые вынудили врага перейти к обороне?
32. Что вам известно об обороне Ленинграда?
33. Кто руководил защитой Москвы? Каково значение Московской битвы?
34. Почему победу под Сталинградом называют началом коренного перелома в войне?
35. Расскажите о планах командования вермахта в операции на Курской дуге и их выполнении.
36. Какие крупные операции провели партизанские соединения в <metricconverter productid=«1943 г» w:st=«on»>1943 г.?
37. Назовите государства, которые были союзниками СССР в войне против немецкого фашизма? Когда и где был открыт второй фронт?
38. Какие страны Европы были освобождены советскими войсками в ходе войны?
39. Что вы знаете о войне СССР против Японии?
РЕФЕРАТЫ
Основные темы рефератов по дням воинской славы России:
1. Ледовое побоище 1242 г.
2. Куликовская битва 1380 г.
3. Освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 г.
4. Полтавское сражение 1709г.
5. Взятие крепости Измаил 1790 г.
6. Бородинское сражение 1812г.
7. День защитника Отечества.
8. Битва под Москвой.
9. Сталинградская битва.
10. Курская битва.
11. Снятие блокады Ленинграда.
12. Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Литература:
1. Буганов В. И. Петр Великий и его время / В. И. Буганов. — М., 1989.
2. Военный энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М., 1986.
3. Куликовская битва: Сб. ст. — М., 1980.
4. Российская Федерация в годы Великой Отечественной войны. —Воронеж, 1995.-152
Основные темы рефератов по военным реформам в истории России:
1. Военные реформы Ивана IVГрозного середины XVIвека.
2. Военные реформы Петра I(Великого).
3. Военные реформы 1860-1870 гг.
4. Военные реформы 1905-1912 гг.
5. Военные реформы 1924-1925 гг.
6. Современная концепция военной реформы.
Литература
1. Артамонов В.А. Петр Iи регулярная армия /В.А.Артамонов // Воен.-ист. Журн.- 1992. -№ 9
2. Военные реформы России: история и современность. М., 1992.
3. Военный энциклопедический словарь.-2-е изд.-М.,1986…
Основные темы рефератов по актуальным темам военной истории
1. Российская Федерация в системе международных военно-политических отношений.
2. Государственные символы России.
3. Выдающиеся российские полководцы, флотоводцы и военачальники.
4. Терроризм: сущность, цели, основные формы и методы действий.
5. Выдающиеся военные ученые и конструкторы России.
6.Место подвига — Афганистан.
7.Страницы воинской доблести (о мужестве и верности воинскому долгу российских солдат в контртеррористических и миротворческих операциях).