Автор: Головинская Елена Анатольевна
Пояснительная записка
Цель – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).
В программе четко просматривается линия развития геометрических представлений учащихся. Дети знакомятся не только с плоскими, но и с пространственными фигурами, учатся их различать. При этом рассматривается взаимное расположение фигур на плоскости (например, пересечение, параллельность и перпендикулярность прямых). Большое внимание уделяется формированию графических умений – построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению практических задач (деление отрезков, окружности). Усиление внимания к изучению стереометрического материала, формированию элементарных пространственных представлений.
В курсе работают принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов общества:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в познавательный процесс
2. Принцип целостного представления о мире – личностное отношение учащегося к полученным знаниям и умение применять их
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения
4. Принцип минимакса позволяет ученику получить максимум содержания и усвоить его согласно способности
5. Принцип психологической комфортности – снятие стрессообразующих факторов учебного процесса
6. Принцип вариативности – нахождение различных вариантов решения с целью выбора оптимального. Снижения страха перед ошибкой, побуждение к её исправлению.
7. Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало.
1 класс
Темы : «Взаимное расположение предметов»; «Поверхности. Линии. Точки».
Цель:Уточнить представления детей о пространственных отношениях: «справа-слева», «впереди –сзади», «перед-за», «между», «над-под». Научить читать графическую информацию и ориентироваться в ней относительно точки отсчета.
Сформировать у детей (опираясь на опыт и интуицию) представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые); познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, границы области).
Примерное тематическое планирование
№ урока |
Тема |
дата |
1. |
Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Весёлой Точкой. |
9/09 |
2. |
Цвета радуги. Их очерёдность. |
16/09 |
3. |
Сравнение величин. Взаимное расположение предметов. |
23/09 |
4. |
Прямая линия. |
30/09 |
5. |
Линии. Прямая линия и её свойства. |
07/09 |
6. |
Волшебные гвоздики на Геоконте. |
14/09 |
7. |
Кривая линия. |
21/09 |
8. |
Замкнутые и незамкнутые кривые линии. |
28/09 |
9 |
Решение топологических задач. |
11.11 |
10 |
Пересекающиеся линии. |
18.11 |
11 |
Решение топологических задач. Лабиринт. |
25.11 |
12 |
Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. |
2.12 |
13 |
Вертикальные и горизонтальные линии. |
9.12 |
14 |
Первоначальное знакомство с сетками. |
16.12 |
15 |
Обобщение изученного. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. |
23.12 |
16 |
Отрезок. |
13.01 |
17 |
Отрезок. Имя отрезка. |
20.01 |
18 |
Отрезок. Закрепление изученного. |
27.01 |
19 |
Сравнение отрезков. Единицы длины. |
3.02 |
20 |
Ломаная линия. |
10.02 |
21 |
Ломаная линия. |
17.02 |
22 |
Ломаная линия. Длина ломаной. |
24.02 |
23 |
Решение задач на развитие пространственных представлений. |
2.03 |
24 |
Обобщение изученного материала. |
09.03 |
25 |
Луч. |
16.03 |
26 |
Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света. |
23/03 |
27 |
Луч. Закрепление изученного материала. |
|
28 |
|
|
Знания и умения: знать и применять пространственные отношениях: «справа-слева», «впереди –сзади», «перед-за», «между», «над-под»; читать графическую информацию и ориентироваться в ней относительно точки отсчета; умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые); знать свойства замкнутых областей (соседние и несоседние области, границы области).
2 класс
Темы: «Поверхности. Линии. Точки»; «Углы, Многоугольники. Многогранники».
Цель: научить читать графическую информацию, проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и изображениях многогранников.
Примерное тематическое планирование
№ |
Тема |
Дата |
1 |
Угол |
|
2 |
Прямой угол. Вершина угла. Его стороны |
|
3 |
Острый угол |
|
4 |
Тупой угол |
|
5 |
Развёрнутый угол и прямая линия |
|
6 |
Вершины прямого, острого, тупого углов |
|
7 |
Многоугольники |
|
8 |
Математическая викторина |
|
9 |
Треугольник |
|
10 |
Условия построения треугольника |
|
11 |
Типы треугольников |
|
12 |
Виды треугольников |
|
13 |
Четырёхугольник. Прямоугольник. Трапеция |
|
14 |
Четырёхугольники. Прямоугольник |
|
15 |
Квадрат |
|
16 |
Ромб |
|
17 |
Обобщение изученного |
|
18 |
Плоские фигуры и объёмные тела |
|
19 |
Многоугольники |
|
20 |
Многоугольники |
|
21 |
Периметры многоугольников |
|
22 |
Окружность. Круг |
|
23 |
Циркуль |
|
24 |
Окружность. Круг |
|
25 |
Диаметр. Радиус |
|
26 |
Касательная |
|
27 |
Закрепление и обобщение знаний, полученных во 2 классе |
|
28 |
Закрепление и обобщение знаний, полученных во 2 классе |
|
29 |
Закрепление и обобщение знаний, полученных во 2 классе |
|
30 |
Контроль и учёт знаний, полученных во 2 классе |
|
31 |
Контроль и учёт знаний, полученных во 2 классе |
|
32 |
Повторение знаний, полученных во 2 классе |
|
33 |
Повторение знаний, полученных во 2 классе |
|
34 |
Геометрический КВН |
|
Знания и умения: читать графическую информацию, проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и изображениях многогранников.
3 класс
Темы: «Кривые и плоские поверхности», «Пересечение фигур», «Шар. Сфера. Круг. Окружность».
Цель: расширить представление о плоских и кривых поверхностях, о многогранниках, о пересечение фигур; формирование представлений о круге, сечение шара, о связи круга и окружности как границы, о взаимном расположении окружностей и кругов на плоскости.
Примерное тематическое планирование
№ |
Тема |
Дата |
1 |
Решение задач. Узлы и зацепления |
|
2 |
Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости |
|
3 |
Радиус и диаметр окружности |
|
4 |
Использование геометрических фигур для иллюстраций долей величины. Сектор круга. |
|
5 |
Сектор. Сегмент. |
|
6 |
Параллельные прямые. |
|
7 |
Виды четырехугольников. |
|
8 |
Обобщение изученного. |
|
9 |
Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые. |
|
10 |
Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. |
|
11 |
Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. |
|
12 |
Диагонали квадрата. |
|
13 |
Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». |
|
14 |
Решение топологических задач. |
|
15 |
Обобщение изученного материала. |
|
16 |
Многоугольники выпуклые и невыпуклые. |
|
17 |
Периметр многоугольника. |
|
18 |
Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. |
|
19 |
Площадь. |
|
20 |
Площадь. Единицы площади. |
|
21 |
Площадь. Единицы площади. |
|
22 |
Нахождение площади равностороннего треугольника. |
|
23 |
Плоскость. |
|
24 |
Угол. Угловой радиус. |
|
25 |
Сетки. |
|
26 |
Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объемных тел. Пентамино. |
|
27 |
Обобщение изученного |
|
28 |
Куб |
|
29 |
Прямоугольный параллелепипед. Развёртка |
|
30 |
Модель куба. Развёртка |
|
31 |
Площадь полной поверхности куба |
|
32 |
Свойства игрального кубика |
|
33 |
Закрепление изученного материала |
|
34 |
Контроль и учёт знаний |
|
Знания и умения: расширение и дифференциация представлений о плоских и кривых поверхностях, о многогранниках, о пересечение фигур; сформированность представлений о круге, сечение шара, о связи круга и окружности как границы, о взаимном расположении окружностей и кругов на плоскости.
4 класс
Темы: «Цилиндр. Конус. Шар»(тела вращения), «Пересечение фигур».
Цель: усиление внимания к изучению стереометрического материала, формированию элементарных пространственных представлений.
Примерное тематическое планирование
№ |
Тема |
Дата |
1 |
Повторение материала, изученного в 3-м классе |
|
2 |
Повторение материала, изученного в 3-м классе |
|
3 |
Геометрический КВН |
|
4 |
Равносторонний и равнобедренный треугольники |
|
5 |
Измерение углов. Транспортир |
|
6 |
Построение углов заданной градусной меры |
|
7 |
Построение треугольника по трем заданным сторонам |
|
8 |
Построение равнобедренного и равностороннего треугольников |
|
9 |
Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации |
|
10 |
Обобщение изученного материала |
|
11 |
Площадь. Измерение площади палеткой |
|
12 |
Числовой луч |
|
13 |
Числовой луч |
|
14 |
Сетки. Игра «Морской бой» |
|
15 |
Сетки. Координатная плоскость |
|
16 |
Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам |
|
17 |
Обобщение изученного материала |
|
18 |
Осевая симметрия |
|
19 |
Осевая симметрия |
|
20 |
Осевая симметрия |
|
21 |
Поворотная симметрия |
|
22 |
Прямоугольный параллелепипед |
|
23 |
Прямоугольный параллелепипед |
|
24 |
Прямоугольный параллелепипед. Модель развертки |
|
25 |
Цилиндр |
|
26 |
Цилиндр |
|
27 |
Обобщение изученного материала |
|
28 |
Конус |
|
29 |
Пирамида |
|
30 |
Пирамида |
|
31 |
Шар |
|
32 |
Геометрические тела. Обобщение |
|
33 |
Контроль и учет знаний |
|
34 |
Обобщение изученного материала |
|
35 |
Итоговая контрольная работа |
|
Знания и умения:
К концу года обучения дети должны уметь строить фигуры на координатной плоскости по заданным точкам, строить симметричные фигуры, знать особенности геометрических тел (параллелепипеда, цилиндра, конуса, пирамиды, шара). Уметь вычислять площадь фигур сложной конфигурации, пользоваться транспортиром, циркулем.
ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА: развитие пространственного мышления младших школьников, развитие интуиции, образного и логического мышления, формирование конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию и умение выражать ее.
Используемая литература:
1. Истомина Н. Б., Редько З.Б. Наглядная геометрия: Тетрадь по математике для 1-4 класса четырехлетней начальной школы. Издатель: Линка-Пресс. 2010г.
2. Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
3. Ароштам М. Баранова О. Пространственная геометрия для малышей ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС», 2003г