РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ТЕАТР МОД» для учащихся 5-7 классов

Автор: Тарасова Ирина Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №41»

Муниципального образования г.Братска

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

«ТЕАТР МОД»

для учащихся 5-7 классов

срок реализации 3 года

 

 

 

 

 

Направление деятельности: культурологическое

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Тарасова Ирина Николаевна

учитель технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Братск 2023 год

Пояснительная записка

Реформой общеобразовательной школы предусматривается широкое всестороннее развитие учащихся, совершенствовать их трудовое обучение и эстетическое воспитание.

Роль кружка помогает раскрыть творческие возможности учащихся, вести психологическую и практическую подготовку их к трудовой деятельности.

Работа кружка «Театр мод» способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь, ребята смогут углубить свои знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

При разработки программы, раскрыты принципы организации и проведения занятий курса, направленные на развитие творческой активности учащихся; освещены основные формы эстетического и художественного воспитания на занятиях, вопросы культуры одежды, нравственности, отношения вещизму.

Большое внимание уделено основам моделирования и композиции одежды, основные способы и приёмы технического моделирования. При разработке конкретных моделей учитывались утилитарные и эстетические требования, предъявляемые к современной молодёжной одежде, также средства композиции, используемые в процессе создания модели.

В разделах раскрыты основные свойства современных материалов — их структура и физико-механические свойства, влияющие на технологию изготовления одежды.

На вводном занятии целесообразно провести беседу об истории возникновения и развития костюма, его взаимосвязи с тем или иным стилем и эпохой, раскрывая при этом суть социальных различий в одежде трудового сословия и господствующего класса на протяжении многих веков. В беседе должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие русской одежды и особенности национальной одежды, декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы, основанные на народном искусстве. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но и вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Одним из главных принципов организации занятий является чередование разнообразных видов деятельности учащихся. В основном она носит практический характер, но теоретические сведения (об основах конструирования, моделирования, о свойствах материалов, технологии обработки изделий) также необходимы, поскольку без них невозможно изучение основ технического моделирования и самостоятельная творческая работа учащихся по созданию конструкций изделий, предусмотренных программой.

Учащиеся приходят на занятия с большим желанием побыстрее применить полученные навыки при выполнении какого-либо изделия для себя. Поэтому как можно раньше начинать практические занятия, чередуя их с теоретическими, постепенно сообщая необходимые сведения в ходе выполнения различных работ.

Одной из главных задач занятий является формирования хорошего вкуса, культуры одежды. Эти вопросы необходимо рассматривать с высоких идейных и нравственных позиций. Научить школьниц отличать действительно художественные, новаторские течения в моде от псевдохудожественных, основанных на бездумном подражании моде. Необходимо давать отрицательную оценку таким видам украшений одежды, как реклама.

Периодически проводить лекции о направлении моды и её цветовой гамме в текущем сезоне, при этом делая акцент на молодёжную моду.

Важное значение имеет хорошо организованная экскурсия в музей прикладного искусства. В процессе активного и непосредственного общения с искусством, учащимся открывается мир прекрасного, могучий источник нравственной чистоты и духовного богатства. Недаром замечательный педагог, В.А.Сухомлинский, подчёркивая, что: «одним из важных условий богатства эстетических потребностей, чувств, переживаний является глубокое интеллектуальное развитие человека. Поэтому эстетическое воспитание имеет в виду широкое ознакомление ребёнка с достижениями мировой культуры, с культурными ценностями человека».

Для успешной работы необходима определённая материально-техническая база. Помещение для занятий должно отвечать всем требованиям безопасности труда, производственной санитарии, а инвентарь — современным эстетическим представлениям.

Лучшие работы учащихся демонстрировать на тематических выставках. Опыт показывает, такие выставки поддерживают постоянный интерес к работе, способствуют активному приобщению учащихся к творческой деятельности.

 

Работа кружка направлена на достижение следующих целей:

освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приёмами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получения опыта применения технологических знаний и умений самостоятельной практической деятельности.

Задачи:

— развитие познавательно-трудовой активности, профессиональной мобильности учащихся;

— формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и инициативы учащихся;

— воспитания трудолюбия, предприимчивости, ответственности у учащихся;

— овладение учащимися трудовыми навыками, позволяющими самостоятельно изготавливать швейные изделия;

— овладение методами и средствами современных швейных технологий.

Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 5-7 классов на 3 года.

Первый год обучения в 5 классе 34 часа, 2 год обучения в 6 классе 34 часа, 3 год обучения в 7 классе 34 часа. Она содержит все знания для достижения запланированных в ней целей подготовки.

Требования к уровню подготовки:

Занятия в кружке обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

проявление познавательных интересов и активности в данной области; — овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного труда; — самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; — смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности) — нравственно – эстетическая ориентация; — развитие готовности к самостоятельным действиям; — развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; — проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; — готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; — самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда

Метапредметные результаты

познавательные УУД:

-алгоритмизированное планирование процесса познавательно — трудовой деятельности;

— определение адекватных имеющимся организационным и материально – техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

— самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

— осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

— соблюдение норм и правил безопасности познавательно – трудовой деятельности и созидательного труда;

коммуникативные УУД:

— согласование и координация совместной познавательно – трудовой деятельности с другими её участниками;

— приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико – технологического и организационного решения;

регулятивные УУД:

— целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;

— самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия); саморегуляция;

— диагностика результатов познавательно – трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

— обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процесса.

 

Предметные результаты

в познавательной сфере:

— подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;

— владение методами чтения графической информации и способами выполнения чертежа изделия;

— владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующей культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

— планирование технологического процесса и процесса труда;

— соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

— оценка и учёт свойств тканей животного и растительного происхождения при выборе модели одежды;

— выполнение на универсальной швейной машине технологических операций с использованием различных приспособлений;

— планирование и выполнение технологических операций по снятию мерок, моделированию, раскрою, поузловой обработке поясного изделия;

— соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

— выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

в мотивационной сфере:

— оценивание способности и готовности к труду в конкретной деятельности;

— осознание ответственности за качество результатов труда;

— стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда;

в эстетической сфере:

— дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

— моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

в физиолого – психологической сфере:

— развитие моторики и координации движений рук при работе с помощью машин и механизмов;

— достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

— сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности.

 

Виды используемого контроля

На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. Предполагается также использование таких методов обучения, как беседа, проблемное изложение учебного материала, организация поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблемных ситуаций, демонстрация объектов и процессов труда. Текущий, периодический, итоговый контроль производится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков. Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования – дефиле, учебно-исследовательские конференции.

Содержание программы кружка «Театр мод» 5-7 классы

 

; Разделы, главы, пункта, подпункта

Содержание программы кружка

Планируемые результаты

1.Организация работы кружка

Общие сведения, цели, задачи работы кружка. Значение профессионального мастерства.

Обучающиеся научатся:

организации работы кружка.

Обучающиеся получат возможность научиться:

правилам организации рабочего места и трудового процесса. Безопасным приёмам работы со швейными инструментами и оборудованием

2.История возникновения костюма

Общие сведения об одежде и её истории. Ассортимент швейных изделий. Утилитарная, социальная и эстетическая функции одежды. Факторы, влияющие на развитие одежды.

Обучающиеся научатся:

общим сведениям об одежде и её истории.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Факторам, влияющим на развитие одежды

3.Ручные работы

Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для ручных работ: виды, назначение и правила пользования. Технические условия выполнения ручных работ. Ручные стежки и швы: назначение и применение.

Обучающиеся научатся:

находить и представлять информацию об истории создания инструментов для раскроя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

изготавливать образцы ручных работ

4.Характеристика материалов

Теоретические сведения. Основные понятия и термины: ткачество, основа, уток, зевообразование, переплетения, прокидка утка, плотность основы. Виды и свойства текстильных материалов

Обучающиеся научатся:

определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою.

Обучающиеся получат возможность научиться:

определять свойства текстильных материалов

 

5.Машинные работы

Организация рабочего места. Оборудование, инструменты и приспособления для машинных работ. Основные регулировки машин. Технические условия выполнения машинных швов. Виды швов в изделиях, конструкция швов, способы и приёмы выполнения машинных швов

Обучающиеся научатся:

изготавливать образцы машинных работ: притачивание обтачивание

Обучающиеся получат возможность научиться:

соблюдать безопасные приёмы работы за швейной машиной

Обработка деталей и основных узлов швейных изделий

Детали изделий одежды различных ассортиментных групп, их виды. Терминология деталей кроя изделий, контурных линий деталей и срезов. Конструктивные особенности деталей одежды. Технические требования к обработке деталей одежды различных групп. Дополнительные материалы для обработки материалов одежды. Способы, технологическая последовательность и приёмы обработки деталей одежды. Методы и приёмы обработки застёжек в изделиях разных ассортиментных групп

Обучающиеся научатся:

рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертежи, выполнять эскизы изделий. Получать выкройку швейного изделия из журнала мод. Выполнять экономную раскладку выкроек изделий на ткани, обмеловку с учётом припусков на ткани.

Обучающиеся получат возможность научиться:

выполнять раскрой выбранной модели. Дублировать детали клеевой прокладкой — корсажем Обрабатывать изделия по индивидуальному плану.

Тематическое планирование кружка «Театр мод»

Название темы, раздела

Количество часов

Примечание

Примечание

1 год освоения программы/5 класс (34 часа)

1

2

3

4

  1. Организация работы кружка «Театр мод» 1час

 

 

 

1.Организация работы кружка

1

 

 

  1. История возникновения и развития

костюма (4часа)

 

 

 

2.Общие сведения об одежде

1

 

 

3.История одежды

1

 

 

4.Мода. Стиль

1

 

 

5.Композиция в одежде

1

 

 

  1. Ручные работы (7часов)

 

 

 

6.Организация рабочего места

1

 

 

7.Технические условия выполнения ручных работ

1

 

 

8.Терминология ручных работ

1

 

 

9.Ниточное соединение деталей

1

 

 

10.Смёточная строчка, выполняемая прямыми стежками

1

 

 

11.Намёточная, замёточная строчка, выполняемая прямыми стежками

1

 

 

12.Пришивание фурнитуры

1

 

 

  1. Машинные работы (4 часа)

 

 

 

13.Организация рабочего места

1

 

 

14.Технология выполнения машинных швов

1

 

 

15. Стачной шов вразутюжку и взаутюжку.

1

 

 

16. Накладной шов с открытыми и с закрытыми срезами

1

 

 

  1. Цвет в одежде (2 часа)

 

 

 

17. Природа цвета

1

 

 

18. Гармоничное сочетание цветов

1

 

 

  1. Основы лоскутного шитья (16 часов)

 

 

 

19. Материаловедение

20.Свойство ткани растительного происхождения

1

1

 

 

21. Проектирование узоров лоскутной пластики

22.Проектирование узоров лоскутной пластики

1

1

 

 

23. Раскрой узоров по шаблонам

24.Раскрой узоров по шаблонам

1

1

 

 

25. Методы шитья

1

 

 

26. Технология лоскутной пластики

1

 

 

27. Лоскутное шитьё

1

 

 

28. Узор « Спираль»

1

 

 

29. Узор «Изба»

1

 

 

30. Технология создания лоскутного верха (соединение деталей кроя)

1

 

 

31. Стёжка (выстёгивание)

32.Стёжка (выстёгивание)

1

1

 

 

33. Обработка срезов лоскутного изделия

34.Обработка срезов лоскутного изделия

1

1

 

 

 

2 год освоения программы/6 класс (34часа)

1

2

3

4

  1. Организация работы кружка «Театр мод» 1 (час)

 

 

 

1 Организация работы кружка

1

 

 

  1. Основы моделирования одежды (4 часа)

 

 

 

2.Стиль и мода

1

 

 

3.Средства композиции одежды

1

 

 

4.Цвет в одежде

1

 

 

5.История моды. Ампир

1

 

 

  1. Материаловедение (3 часа)

 

 

 

6.Ткани на основе натуральных волокон животного происхождения и их свойства

1

 

 

7.Ткацкие переплетения

1

 

 

8.Прокладочные и клеевые материалы

1

 

 

  1. Машиноведение (2 часа)

 

 

 

9.Регуляторы швейной машины

1

 

 

10.Уход за швейной машиной

1

 

 

5. Конструирование и моделирование поясного изделия (10 часов)

 

 

 

11.Конструирование юбок

1

 

 

12.Построение чертежа и моделирование конической юбки

13.Построение чертежа в М 1:1;

1

1

 

 

14.Построение чертежа и моделирование клиньевой юбки

1

 

 

15.Построение чертежа и моделирования основы прямой юбки

16.Построение чертежа в М 1:1;

1

1

 

 

17.Построение чертежа и моделирование брюк

18.Построение чертежа в М 1:1;

1

1

 

 

19.Оформление выкройки

1

 

 

  1. Технология изготовления изделия (15 часов)

 

 

 

 

20.Подготовка ткани к раскрою

1

 

 

21.Раскладка выкройки на ткани и раскрой изделия

22.Раскрой изделия

1

1

 

 

23Подготовка деталей кроя к обработке

24.Первая примерка. Дефекты посадки

1

1

 

 

25.Обработка вытачек и складок

1

 

 

26.Соединение деталей и обработка срезов

1

 

 

27.Обработка застёжки

1

 

 

28.Обработка притачного пояса

29.Обработка верхнего среза изделия

1

1

 

 

30.Обработка низа изделия

1

 

 

31.Окончательная отделка изделия

1

 

 

32.Обработка декоративных элементов одежды

33.Обработка декоративных элементов одежды

1

1

 

 

34.Украшение одежды

1

 

 

 

 

 

 

3 год освоения программы/7 класс (34 часа)

1

2

3

4

  1. Организация работы кружка «Театр мод» 1(час)

 

 

 

1.Организация работы кружка

1

 

 

  1. Основы моделирования одежды (5часа)

 

 

 

2.Мода и стиль. История костюма

1

 

 

3.История моды. Модерн

1

 

 

4.История моды. Раннее рококо

1

 

 

5.История моды. Поздняя готика

1

 

 

6.История моды. Русское царство

1

 

 

  1. Характеристика материалов (4 часа)

 

 

 

7.Структура материалов

1

 

 

8.Физико-механические свойства материалов

1

 

 

9.Цвет и оформление материалов

1

 

 

10.Химические волокна и их свойства

1

 

 

  1. Машиноведение (1час)

 

 

 

11.Приспособления малой механизации, применяемые при изготовлении швейных изделий

1

 

 

  1. Конструирование и моделирование (7 часов)

 

 

 

12.Конструирование плечевого изделия с втачным рукавом

1

 

 

13Снятие мерок для построения чертежа основы плечевого изделия с втачным рукавом

1

 

 

14.Построение чертежа основы плечевого изделия в М 1:1

1

 

 

15.Построение чертежа основы одношовного рукава в М 1:1

1

 

 

16.Моделирование плечевого изделия с втачным рукавом

1

 

 

17.Моделирование втачного одношовного рукава

1

 

 

18.Подготовка выкройки

1

 

 

  1. Технология изготовления швейных изделий (16 часов)

 

 

 

19.Технология изготовления изделия с втачными рукавами

1

 

 

20.Раскладка выкройки изделия на ткани

1

 

 

21.Раскрой изделия

22.Раскрой изделия и подготовка деталей кроя

1

1

 

 

23.Подготовка изделия к примерке

1

 

 

24.Проведение примерки

25.Исправление дефектов

1

1

 

 

26.Пошив изделия

1

 

 

27.Обработка горловины

28.Обработка горловины

1

1

 

 

29.Обработка карманов

1

 

 

30.Обработка низа рукава

31.Втачивание рукава в пройму

1

1

 

 

32.Обработка декоративных элементов в изделии

33.Обработка декоративных элементов в изделии

1

1

 

 

34.Окончательна отделка изделия

1

 

 

 

1 ЛИТЕРАТУРА

1. В.И.Баженов. Материалы для швейных изделий. -М.; Легкая промышленность 2020г.

2. Р.И.Егорова, В.П.Монастырская; Учись шить. -М.; Легкая промышленность 2021г.

3. А.Т.Труханова. Технология женской и детской одежды. -М; Легкая промышленность 2000г.

4. Ф.М.Пармон. Композиция костюма. -М.; Легпромбытиздат. 2019г.

5. М.Н.Мерцалова. История костюма. -Ь.; Искусство. 2015г.

6. Т.И.Еременко. Иголка-волшебница. -М.; Просвещение. 2013г.

7. Научно-методический журнал ; Школа и производство. №1-8.г.

8.Д.О.Клинг. История моды-ООО «Идея Центр». 2018г.

 

9.М.Макарова. Журнал «Бурда» 2020г.-2023г.

 

×
×