Автор: Иванова Валентина Владимировна
Работа классного руководителя начальной школы с родителями
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя
могут дать детям большое
человеческое счастье»
В.А. Сухомлинский
Сегодня структура и содержание образования претерпевают коренные изменения в силу объективных и субъективных причин. В частности, в начальной школе вводятся новые предметы, изменились учебные программы и учебники, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Во всех нововведениях порой трудно разобраться и самому учителю, а тем более родителям. Часто они хотят, но не могут помочь своему ребёнку дома: не знают правильного объяснения решения примера, задачи, теряются в многообразии пособий, учебников.
Учителя начальных классов хорошо знают, что первый год обучения в школе – большое испытание для первоклассников и их родителей, ведь успех на пути к обретению своего места в жизни закладывается уже с первых школьных лет.
Учение – серьёзный и нелёгкий труд. Полюбит ли ребёнок труд или нет? Он его полюбит, если каждый день его трудовые усилия будут приносить ему хотя бы маленькие, пусть незаметные на первый взгляд успехи, а с ними радость. Найти этот маленький успех у каждого ученика, дарить радость каждый день – задача учителя начальных классов. А главным помощником учителя являются родители.
Школьная жизнь на каждом шагу убеждает педагогов в том, что лучшими классами бывают, как правило, те, в которых преобладающая часть родителей активно помогает учителю. Педагогический союз классного руководителя, учителей и родителей – могучая воспитательная сила.
Семья и школа должны вместе воспитывать и обучать ребёнка. Правильно организованная работа с родителями — уже половина успеха в обучении и воспитании учеников.
Ещё до начала учебного года учитель знакомится не только со своими будущими первоклассниками, но и с их родителями, узнавая в личной беседе о положении в семье, индивидуальных особенностях ребёнка, чтобы с первого же дня работы всё это учесть, не допуская промаха при общении с детьми, развитии возможности каждого.
Основной формой работы с родителями являются родительские собрания. Они проводятся не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.
На первом собрании родителям надо рассказать о режиме дня школьника и роли его выполнения, о необходимых принадлежностях, о специфике учебной программы. В дальнейшем, когда учеников узнаём лучше, беседы с родителями становятся более конкретными и частыми. Уже с полной определённостью можно сказать, от какого ребёнка можно и нужно потребовать построже, а с какими следует проявить больше терпения: что он успешнее усваивает, в чём затрудняется, почему, как помочь. Сколько бы это ни отнимало времени и даже сил, учитель должен учить родителей методически правильно помогать детям в учёбе и воспитывать их.
На родительских собраниях и в личных беседах надо внушить родителям, что они такие же воспитатели, как и учителя, лишь с той разницей, что у них не 15 – 20 воспитанников, а гораздо меньше, и они должны выработать в себе такие же качества, какие требуются от учителя: выдержку, терпение, индивидуальный подход к ребёнку, искренний интерес к его делам, высокую моральную принципиальность в личном поведении. При личных беседах с родителями важным объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний и классный руководитель, уважая чувства родителей, должен дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь.
При подготовке к родительским собраниям необходимо придерживаться следующих правил:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
Ещё одной формой работы с родителями является психолого-педагогическая диагностика. Без использования такой диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение в семье которых чрезвычайно трудное.
Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами:
1. Если родители поделились информацией со своими классным руководителем, она не должна быть доступной всем.
2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
Работая совместно с детьми и их родителями, важно видеть положительную динамику роста интереса родителей и детей к школьным проблемам.
Итак, используя различные формы работы с родителями, решаются главные задачи школы и семьи — воспитание активного, самостоятельного, уверенного в себе, успешного в любой деятельности, благополучного в дальнейшей жизни гражданина страны.
Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.