РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Зайцев Иван Викторович

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зайцев И.В.

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал  Шуя, Россия

Педагогическая деятельность в соответствии с ФГОС начального общего образования направлена на расширение возможностей получения знаний через внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, способствующих развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и критического мышления обучающихся.

Регулятивную компетенцию личности необходимо формировать и развивать с первых лет жизни ребенка на всех последующих возрастных этапах. Это позволит обучающемуся стать полноправным участником различных видов деятельности.

Наиболее важным для развития произвольности в этом возрасте является способность ребенка не только руководствоваться целями взрослого, но и самостоятельно ставить перед собой такие цели и, соответственно, самостоятельно контролировать свое поведение и деятельность. В младшем школьном возрасте первый этап целеполагания происходит под четким руководством взрослых (родителей и педагогов). Одна из типичных ситуаций такого рода – когда ребенок выполняет задание. Даже среди первоклассников, готовых выполнить задание взрослого, очень часто дети не справляются с заданиями, потому что не понимают сути, быстро теряют интерес и т.д.

Во–первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же его повторили. Во–вторых, вы должны попросить детей немедленно детально спланировать свои действия, то есть сразу же после задания приступить к их мысленному исполнению. Чтобы понять, как реализуются возможности развития произвольного поведения у младших школьников, испытывающих трудности в обучении, необходимо подробно рассмотреть каждое из представленных условий. Ставя перед ребенком определенные цели, необходимо учитывать содержание мотивов, которые действительно имеют для него значение.

Задача формирования саморегуляции заключается в том, чтобы ребенок на протяжении первых лет обучения научился сознательно управлять своим поведением, и сформировал у себя требуемые для этого качества личности.

Психолог, работающий с детьми младшего школьного возраста, ставит перед собой следующие задачи:

– помощь детям в осознании своих эмоций и чувств.

– обучение детей стратегиям саморегуляции.

– сотрудничество с родителями и учителями.

Для этого психолог может проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми, нацеленные на развитие эмоционального интеллекта, самовоспитания, управления своими реакциями на стрессовые ситуации и способности сосредотачиваться на задаче.

Следующий путь развития произвольного поведения – это наличие внешних средств организации поведения. Внешние средства являются важным условием успешного овладения поведением у младших школьников. Такие средства служат наглядной поддержкой и помогают ребенку контролировать свои действия.

Оптимальным для жизни человека, а так же для развития личности является высокий уровень воли, общей саморегуляции, а так же ее составляющих. Обучающийся с высоким уровнем самоуважения, определения желаемого, обладает чувством собственного достоинства, уверенный в себе. Ребенок осуществляет и утверждает себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных возможностей, собственных усилий.

Следовательно, применение современных педагогических технологий в развитии произвольности поведения младших школьников расширяет возможности продуктивного использования учебного времени педагогами и обучающимися в условиях современной средней общеобразовательной школы. При переходе обучения в онлайн–пространство данные технологии приобретают всё большую актуальность и популярность во всем мире, расширяя традиционную образовательную практику.

Таким образом, при определенных условиях дети младшего школьного возраста могут научиться организовывать свое поведение в соответствии с определенными целями и собственными намерениями. Важнейшим условием развития свободного поведения является участие взрослого, который направляет усилия ребенка, раскрывает его значение и предоставляет средства для овладения.

Подводя итог рассмотрению изменений когнитивно–психических процессов в младшем школьном возрасте, следует отметить, что эти изменения полностью выражаются только в том случае, если процесс обучения организован достаточно правильно. Способность к произвольному регулированию у детей заключается в следующих особенностях:

– в подчинении своей учебной деятельности и поведения заданным правилам и требованиям;

– в способности сдерживать свои эмоциональные порывы, когда этого требует ситуация (не говорить громко на уроке, не прыгать, не бросаться в драку, не обливаться слезами);

– в способности планировать свои действия и предвидеть результаты своих действий);

– в способности выполнять долгое время неинтересную работу, когда это необходимо, подчинять свои минутные интересы и желания будущим, более важным целям и многому другому.

Насколько ребенок развил эти навыки, во многом зависит от его успеваемости, благоприятного статуса в классе и его самооценки.  Характер поведения человека тесно связан с особенностями его саморегуляции.

Работа психолога по развитию произвольной регуляции поведения детей младшего школьного возраста играет важную роль в их общем развитии и успешной адаптации в обществе. Психолог помогает детям развивать навыки саморегуляции, контроля над эмоциями и поведением, что способствует их социальной адаптации и успеху в учебе.

Педагог–психолог работает над развитием у обучающихся младшего школьного возраста произвольной регуляции поведения, то есть способности контролировать свои действия, эмоции и мысли, а также принимать решения. Для этого специалист может проводить следующие виды работы:

Проведение психологических тренингов и занятий, направленных на развитие навыков саморегуляции у детей.

Индивидуальные консультации с детьми, которые испытывают сложности с саморегуляцией.

Работа с классом или группой детей по формированию позитивного коллектива, в котором каждый ученик чувствует себя уверенно и защищенно.

Сотрудничество с учителями по созданию благоприятной образовательной среды, способствующей развитию произвольной регуляции поведения у детей.

Включение родителей в работу по развитию саморегуляции и произвольной регуляции поведения у детей.

Можно резюмировать, что работа по развитию произвольной регуляции поведения у обучающихся младшего школьного возраста требует комплексного подхода и совместной работы педагогов, психологов, родителей и самого ребенка. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и необходимо индивидуальный подход к каждому случаю.

 

Список использованной литературы

1.              Блонский, П.П. Психология младшего школьника: Избранные психологические труды / П.П. Блонский. – М.: Издательство Московского психолого–социального института, 2006. – 632 с.– Текст: непосредственный.

2.              Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования /Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2010. – 384 с. – Текст: непосредственный.

3.              Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства. /Т.В. Габай. – М.: ВНИК «Школа», 2009. – 250 с. – Текст: непосредственный.

4.              Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология / В. В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.

5.              Захарова, Л. Е. Психологическая готовность детей к школе в условиях дополнительного образования / Л.Е. Захарова. – Текст непосредственный: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2013. – 24 с.

6.              Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова. Изд. 6–е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 442 с. – Текст: непосредственный.

7.              Круглова, Е.А. Как помочь ребенку успешно учиться в школе/ Е.А.Круглова. – СПб.: Питер, 2017.– 218 с. – Текст: непосредственный.

8.              Леонтьев, Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал / Д. А. Леонтьев.– Текст: непосредственный // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 62. – С. 18–37.

9.              Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К.Маркова. – М: Просвещение, 2008. – 380 с.– Текст: непосредственный.

10.          Новые исследования в психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Московский психолого–социальный институт: Флинта, 2010. – 420 с.– Текст: непосредственный.

 

 

×
×