Автор: Поскрякова Екатерина Вячелавовна
Аутизм – это расстройство психики, характеризующееся дефицитом социального взаимодействия.
Выявленные у детей-аутистов нарушения в развитии являются пожизненными и оказывают значительное влияние на их восприятие окружающего мира. Проявления аутизма по данным статистики встречается у 2-4-х детей из 100 000, а в сочетании с умственной отсталостью у 20-ти из 100 000 (атипичный аутизм). Соотношение девочек и мальчиков, с выявленной патологией составляет один к четырем.
Аутизм может быть выявлен в любом возрасте, разная только лишь клиническая картина заболевания. В зависимости от возраста выделяют следующие типы аутизма:
· ранний детский аутизм (до 3-х лет); детский аутизм (с 3-х до 11-ти лет);
· подростковый аутизм (у подростков старше 11-ти лет).
Помимо указанной классификации, аутизм принято подразделять не только в зависимости от возраста ребенка, но и от психических сопутствующих отклонений, например: атипический аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера.
Диагноз ребенку с аутизмом чаще всего ставят в возрасте 2,5-3 лет. Это связано с тем, что именно в этом возрасте ярче всего проявляются речевые нарушения, замкнутость и ограниченность в социальном общении. Однако первые признаки аутизма начинают проявляться еще на первом году жизни ребенка. Данные признаки связаны с характерными особенностями поведения, особенно если ребенок в семье не один и родители начинают замечать «непохожесть» его поведения с другими детьми и сверстниками, буквально в первые месяцы жизни. В том случае, если ребенок первый в семье, то родители могут и не обратить внимания, на особенности поведения ребенка.
Однако аутизм может проявиться и значительно позже, в возрасте 5-ти лет. В этом случае уровень интеллекта ребенка будет значительно выше, чем у детей, аутизм которых проявился в возрасте 3-х лет. У ребенка сохраняются элементарные навыки общения, несмотря на то, что изолированность от общества доминирует. Когнитивные расстройства у ребенка выражены не значительно, довольно часто отмечается высокий коэффициент интеллекта.
Особенности поведения ребенка с аутизмом
Основными характеристиками поведения ребенка с аутизмом являются следующие явления.
Нарушение процесса взаимодействия с окружающими и социальных контактов – является основной характеристикой детей с аутизмом, встречается у всех детей-аутистов. Выражается в том, что дети с аутизмом «живут» в своем внутреннем мире, они избегают общения с окружающими, некоммуникабельны. Данная особенность является одной из тех, на которую родители обращают внимание в первую очередь, ребенок практически не просится на руки, он спокоен, у него слабая реакция на звук и свет, ребенок редко улыбается. Дети-аутисты не откликаются на имя, в связи с чем, родители могут даже обращаться к сурдологу, считая, что ребенок плохо слышит. Все эти особенности наиболее ярко проявляются в период поступления ребенка в детский сад. Ребенок пассивен, игнорирует окружающих, может проявлять агрессию или даже убегать и прятаться от общества.
Ограниченные интересы и особенности игр – пятая часть детей-аутистов игнорируют игрушки и различные виды игровой деятельности. Если у ребенка и есть интерес, то он только к одной конкретной игрушке, в которую он играет в однообразные игры. Так, грудничок может длительное время смотреть на игрушку, но при этом не брать ее и не просить. Ребенок по-старше может часами наблюдать за машинами на дороге, просматривать один и тот же мультфильм. Родителей и педагогов должно насторожить, что ребенку не надоедает это однообразие, а желание отвлечь вызывает недовольство.
Склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям) – наблюдается у 80% детей-аутистов. Стереотипность проявляется не только в поведении, но и в речи.
Чаще всего это однообразные движения головой, подергивание плечами или сгибание-разгибание пальцев. Чаще всего отмечают следующие стереотипные действия у детей-аутистов:
· пересыпание мелких частей (песок, мозайка, крупы и т.д.);
· включение и выключение света; открывание и закрывание дверей;
· разрывание или разминание бумаги; напряжение и расслабление конечностей.
Стереотипы в речи – это повторение одних и тех же слов, звуков, словосочетаний. Повторение может быть, услышанного по телевизору или от родителей. Например, мама спрашивает: «Пойдем гулять?» Ребенок начинает повторять без остановки и чаще всего без эмоций и пауз: «Пойдем гулять, пойдем гулять, пойдем гулять….».
Нарушение вербального общения – различные виды и степени нарушения речи встречаются при всех формах детского аутизма. Речь у ребенка может развиваться с задержкой, либо вовсе не развиваться. Наиболее ярко расстройство речи проявляется в раннем детском аутизме, может протекать в виде мутизма – полного отсутствия речи. Так же речь может появиться, но затем пропасть на некоторое время, а иногда и на несколько лет.
Расстройства интеллектуальной сферы – встречаются у 75% детей с аутизмом. Проявляется в виде умственной отсталости или неравномерного умственного развития. У детей-аутистов отмечаются сложности в сосредоточенности, целенаправленности, усидчивости, абстрактном и символическом мышлении, логике.
Нарушенное чувство самосохранения – встречается у трети детей-аутистов, проявляется в виде аутоагрессии на различные неблагоприятные жизненные ситуации и отношения. Так как дети-аутисты не идут на социальный контакт, то чаще всего негативная энергия проецируется ими на самих себя. Проявляется в виде укусов себя, нанесение себе ударов и т.д.
Особенности походки и движений – иногда у детей с аутизмом наблюдается специфическая походка. Чаще всего они имитируют бабочку, ходя при этом на цыпочках и балансируя руками. Некоторые же передвигаются вприпрыжку. Также дети, страдающие аутизмом, могут ходить приставным шагом, раскачиваться во время ходьбы или ходить строго определенным особым маршрутом.
Рекомендации и методы обучения корректирующей работы с детьми РАС:
Коррекционно-педагогическая работа должна включать следующие направления:
– ознакомление с окружающим миром и развитие речи;
– формирование продуктивных видов деятельности;
– формирование элементарных математических представлений;
– обучение игре;
– музыкальное воспитание;
– физическое воспитание.
Занятия осуществлялись командой специалистов. При этом ребенок мог находиться в группе от одного до трех часов, в зависимости от эмоционального состояния и адаптированности к условиям группы.
Работа по развитию речи у детей с тяжелыми РАС включала несколько основных этапов: установление эмоционального контакта, выбор стратегии речевого взаимодействия; выработка учебного стереотипа; установление зрительного контакта; выполнение речевых инструкций во время игры; выработка указательного жеста; имитация вербальных движений (имитация основных движений, имитация действий с предметами, имитация мелких и точных движений, имитация вербальных движений); выработка голосовых реакций и звукопроизношения.
Занятия по формированию продуктивных видов деятельности (рисование, лепка) включали: работу по преодолению имеющейся у некоторых детей брезгливости к различным материалам (например, пластилину); обучение пользоваться различными материалами (кистью, красками, карандашами, глиной, тестом и др.); нетрадиционные техники изображения (рисование пальцами, рисование на песке и др.); обучение различным приемам и видам рисования и лепки.
В работе по обучению рисованию детей с тяжелыми РАС придерживались следующих этапов: установление эмоционального контакта; выработка учебного стереотипа; привлечение интереса к процессу рисования; обучение рисованию округлых форм (совместное рисование с помощью приема «рука в руке», рисование с помощью шаблонов); введение сюжета. Работа по обучению лепке включала этапы: установление эмоционального контакта; привлечение интереса к процессу лепки; обучение основным приемам лепки; изготовление поделок с элементами декоративной лепки с использованием приемов «размазывание» и «вдавливание»; изготовление «пластилиновых картин», «пластилиновой страны»; создание игровых ситуаций с помощью пластилиновых предметов.
В коррекционно-педагогической работе по формированию элементарных математических представлений у детей с расстройствами аутистического спектра следует постепенно пройти ряд этапов: установить эмоциональный контакт; выработать учебный стереотип; обучить различению геометрических форм (шар, куб) одинаковые по цвету и величине; обучить различать цвета геометрических форм (шар, куб) одинаковой величины; обучить различать геометрические формы (шар, куб) разного размера, но одинакового цвета; обучить различать геометрические формы (шар, куб) разного размера и разного цвета; обучить различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) одинаковые по цвету и величине; соотнесение геометрической формы и геометрической фигуры с реальным предметом.
На занятиях по обучению игре следует придерживаться следующих этапов работы: установить эмоциональный контакт; выработать учебный стереотип; привлечь интерес к процессу игры; сформировать элементарные представления о ближайшем окружении; познакомить детей с функциональным назначением игрушек; сформировать целенаправленные предметно-игровые действия.
Детьми с аутизмом свой потенциал в социальном и творческом развитии может быть реализован, если им своевременно оказывается помощь – правильно и вовремя начато организованное обучение и воспитание, обеспечивающее общие и особые образовательные потребности.
Наиболее перспективная форма обучения ребенка РАС – обеспечение постепенной, индивидуально дозированной и специально поддержанной интеграции в группу детей, у которых отсутствуют коммуникационные проблемы, или же они выражены небольшой степенью. Для каждого конкретного ребенка следует избирать собственное образовательное направление и применять методику обучения с учетом его особенностей. К примеру, если ребенок вообще ни с кем не общался и не состоял в доверительных отношениях, а также если у такого ребенка наблюдается отражение ярко выраженного эмоционального дискомфорта и полевого поведения, с ним следует сначала проводить строго индивидуальные занятия. Затем по прошествии достаточно продолжительного временного отрезка, в течение которого ребенка подготовят к совместным занятиям, тогда и только тогда его можно включить в совместную группу.
Затем уже проведение совместных занятий с детьми с РАС дает определенный положительный эффект в виде развития коммуникационных навыков, речевых способностей, социальной адаптации и будет достигнуто общее психическое развитие.
Так, можно подвести итоги, что правильно подобранная методика и ее своевременное применение будет способствовать наступлению значительного положительного эффекта в коррекционной и развивающей работы с детьми РАС: будет установлен эмоциональный контакт, передан социальный опыт и достигнут прогресс в социализации в целом, дети будут вовлечены в культуру. Подобного вида методы можно рассматривать в качестве одного из наиболее эффективного варианта по оказанию целенаправленной психолого–педагогической помощи.
Рекомендации по работе с детьми-аутистами
- Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
- Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
- Принимайте его таким, какой он есть.
- Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
- Придерживайтесь определенного режима дня.
- Соблюдайте ежедневные ритуалы.
- Не трогайте ребенка.
- Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
- Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
- Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
- Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
- Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
- Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.