Работа по ФГОС в начальной школе

Автор: Елена Васильевна Перчун

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет ряд серьезных требований к учебному процессу, что породило необходимость его перестройки. Несмотря на то, что ФГОС НОО был принят Министерством образования РФ еще в 2009 году, вопросы о проведении учебных занятий в соответствии с ним до сих пор являются актуальными. Связано это с необходимостью реорганизации учебного процесса в двух аспектах: организационно-управленческом и содержательном. Если требования, относящиеся к организации деятельности образовательного учреждения, были учтены без существенных проблем – это требования к условиям реализации образовательных проблем, такие как, в частности, требования к кадрам, к финансовым условиям (однако, имеются сложности с учебно-методическим и материально-техническим обеспечением), то перестройка содержательных момент учебного процесса невозможна в сжатые сроки ввиду ряд объективных причин. Организационноуправленческие меры тесно связаны с процедурными особенностями функционирования образовательных учреждений, поэтому они фиксируются на юридическом уровне, тогда как содержание занятий зависит не столько от соблюдения процедурных формальностей, сколько от педагогического мастерства учителей. В первые годы после введения ФГОС НОО ложилась следующая проблема: действующие педагоги не смогли оперативно перестроить учебный процесс под новый стандарт, а образовательные организации, готовящие будущих педагогов, не перестроились под изменившуюся специфику практической работы учителей. Поэтому в реальной жизни сложился механизм повышения компетентности педагогов, в котором ни одно из звеньев (в том числе дополнительное образование и переподготовка) полностью не реализует свой потенциал, и профессиональный рост педагогов осуществляется не на системной основе, а носит обрывочный, эпизодичный характер. Данное положение дел налагает существенный отпечаток на работу по ФГОС НОО, когда при внешнем соблюдении всех необходимых формальностей (вплоть до составления развернутого индивидуального портфолио по итогам начальной школы) содержательный аспект образования в образовательных учреждениях весьма различен.

Основными критериями, по которым можно оценивать содержание учебного процесса, являются:

1) уровень и характер методического обеспечения;

2) особенности кадрового состава;

3) результаты контрольных срезов;

4) число учеников, являющихся победителями или призерами конкурсов, олимпиад различных уровней;

5) приблизительное число применяемых инновационных технологий, в частности, информационнокоммуникационных технологий.

ФГОС НОО имеет собственный механизм преломления, состоящий из определенных ступеней: Механизм преломления наиболее существенные для педагогических работников требования ФГОС НОО заключается в поставленных в стандарте основных задач реализации содержания предметных областей. Так, требования к математике и информатике выглядят следующим образом: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Помимо этого нужно учитывать, что у учеников в результате обучения должны сложиться определенные личностные результаты (к примеру, формирование социально ориентированного взгляда на мир) и метапредметные результаты (овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров и др.) освоения образовательной программы .

Все это необходимо учитывать применительно к каждому учебному предмету, от чего будут зависеть конкретные особенности реализации требований ФГОС НОО.

При этом традиционная модель урока существенно отличается от урока, выстроенного в целях достижения требований стандарта. Урок современного типа построен в системно-деятельностной парадигме, в рамках которой ученики обладают большей самостоятельности, нежели ранее, что проявляется в их активной роли.

Например, если в традиционном уроке учитель просто сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, то на современном уроке учащиеся сами определяют способы достижения поставленной цели с помощью педагога .Иными словами, педагог уже не является абсолютным императивом, ученикам должна быть предоставлена учебная свобода (данная свобода проявляется в возможности выбора домашнего задания, определения учебных заданий на уроке, форм и особенностей его проведения и др.) в рамках, возведенных педагогом. Таким образом, ученики учатся проявлять социальную активность, что преследует две основные цели: вхождение в общество и выработка навыков самоорганизации и самообучения. Все эти особенности современных уроков проистекают из нынешней педагогической мысли и образовательной политики государства, что нашло свое прямое отражение в ФГОС НОО. Ключевой особенностью требований ФГОС НОО является, как уже было сказано выше, смена роли педагога в учебном процессе. Так, современный урок литературного чтения подразумевает активное использование формата беседы педагога с учащимися. Педагог должен подводить учеников к тому, чтобы они самостоятельно выявили главную мысль рассматриваемого литературного произведения, сформулировали выводы. Традиционный вопрос «чему учит произведение» сменился на «над чем вы задумались, прочитав этот рассказ (сказку)» .

Для достижения обозначенных в стандарте результатов важно проводить интегрированные уроки, что является основным средством построение межпредметных связей.

Отдельно стоит сказать о внеурочной деятельности, поскольку она является незаменимой для нормальной социализации школьников и формировании гармоничной социально ориентированной личности. Для сочетания ФГОС НОО и внеурочной деятельности необходимо перенести акцент с содержательного на организационный аспект. Посредством внеурочной деятельности должна строиться новая социальная структура образовательных учреждений (конечно, этому способствуют и другие факторы), которая должна включать в себя помимо самой школы также и организации дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты .

 Педагог при применении тех или иных технологий должен учитывать потребности детей и уровень их развития, обеспечивая специализированную помощь в освоении образовательной программы Таким образом, несмотря на наличие объективных проблем, современные уроки в начальной школе выстроены с максимально возможным учетом требований федерального стандарта.

 

×
×