Автор: Севостьянова Юлия Владимировна
Одной из центральных тем в курсе изучения музыкально-теоретических дисциплин являются интервалы. Владение интервалами, умение их слышать и петь необходимо для развития навыков чтения с листа, записи диктантов, подбора по слуху, анализа музыкальных произведений. Это долгий и кропотливый путь и работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио и чем раньше, тем лучше. Работа над этой темой требует продуманной методики и четкой постепенности в нарастании трудностей. И перед преподавателем стоит задача- как создать условия для активной самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной деятельности, применяя различные формы и методы организации учебного процесса для максимальной эффективности обучения.
Как известно младшим школьникам очень трудно концентрировать внимание им быстро надоедает однообразие, которое быстро утомляет их. Они стремятся к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации на уроке сольфеджио, используя яркие наглядные пособия карточки, магниты, а также используя мультимедиа технологии — все это способствует тому, чтобы учеба казалась для детей более доступной и интересной. Игра всегда побуждает ребёнка к самостоятельной и добровольной деятельности, а дух соперничества заставляет даже самых нерадивых участвовать в процессе обучения. Чаще всего я использую комбинированный урок, совмещая с традиционные формы работы с нетрадиционными.
На сегодняшний день существует огромное количество компьютерных обучающих музыкальных программ и тренажеров, нацеленных на различные стороны развития музыкальной грамотности, музыкального слуха и мышления учащихся. Работа с мультимедиа технологиями – одно из перспективных направлений модернизации учебного процесса. Компьютерные технологии ни в коем случае не подменяют традиционное обучение, они лишь дополняют, совершенствуют классическую методику. Их использование в качестве дидактического материала способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, а также дают возможность за время урока, донести до учащихся больше объёма изучаемого материала. Введение в процесс обучения музыкально-компьютерных технологий, безусловно, преобразит учебный процесс, вовлечет детей в творчество, формирует умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы.
Остановлюсь на некоторых формах работы с интервалами применением компьютерных технологий.
Это могут быть как игры- тренажеры; тестовые при закреплении теоретического материала, задания при построении, а также задания, связанные с вокально- интонационной работой. Творческие задания.
Готовая продукция, позволяет отказаться от всех видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматриваются основные вопросы данной темы.
Многие формы работы сопровождаются пением и проигрыванием на фортепиано.
Все задания выполнены с помощью компьютерных программ: PowerPoint, Smart Notebook.
Большое количество интересных игр-тренажеров я нашла в социальной сети «ВК», в сообществе «Интерактивное сольфеджио». А также созданные мною, использование Интерактивного учебного пособия по «Сольфеджио» составленные авторами Г.А. Жуковской, Т.В. Казаковой которые состоят з обувающих слайдов, заданий,тестов.
\Перечислю те, которые использую на уроках при изучении интервалов: Интерактивная игра «Золотой ключик» — интервалы. Правильно определяя интервалы, учащиеся помогают Буратино перебраться по листьям кувшинок на другую сторону пруда к черепахе Тортилле за золотым ключиком. Игровое пособие для 1-2 класса ДМШ и ДШИ «Карлсон учит сольфеджио». Пособие содержит 6 заданий на различные темы 1-2 класса — нотная грамота, длительности и размеры, ключевые знаки, ступени, интервалы на слух и в записи. Интерактивная игра «Добро пожаловать в Простоквашино» — содержит 7 заданий — кроссворд, ритмическая задача, слуховые задания на гармонические и мелодические интервалы, аккорды в тональности, а также задания на построение (определение по записи) интервалов и аккордов.
Использование фоновой музыки и текстовой озвучки, яркий визуальный ряд создают неповторимую игровую атмосферу. Данные игры-тренажёры очень нравятся детям, их можно использовать как на уроках при изучении интервалов, так и для самостоятельного изучения и выполнения домашних заданий детьми на компьютере, на планшете или в смартфонах в онлайн режиме.
2. Формы работы по освоению темы «Интервалы» с использованием компьютерных технологий.
2.1 Построение интервалов от звука и в ладу
При изучении теоретического аспекта «Интервалы» применяются — ассоциативные слайды (изучение ступеневой и тоновой величины интервалов).
В начале обучения более детально прорабатываем тон и полутон и начинаем строить интервалы при помощи, строим так называемые «скелеты» интервалов, чтобы в дальнейшем правильно и быстро строить интервалы от звука и в ладу. В основном все выполненные упражнения закрепляются пением.
Некоторые задания на построение интервалов от звука и в ладу:
1. допиши верхний звук интервала;
2. допиши нижний звук интервала;
3. найти ошибки в построенных интервалах и исправить их;
4. найти ошибки в обозначении интервалов и исправить их;
5. найди в мелодии интервалы и обозначь их.
6. определение ступени, на которой построен интервал.
7. Посчитать количество ступеней, указанных в обозначениях и записать верхнюю ноту.
8. построй интервалы на предложенных ступенях лада;
9. построй интервалы по цепочке, начиная от звука;
2.2 Вокально- интонационная работа в ладу.
Вокальная работа с интервалами в младших классах включает в себя:
1. пение и определение интервалов в одноголосных мелодиях;
2.пение интервалов по цепочке;
3.пение интервалов на 2 голоса;
4.пение одного из голосов в интервальной цепочке;
5.пение интервалов из интервальной цепочки только вверх;
6.пение интервалов из интервальной цепочки только вниз;
7.педагог играет ув. 4 или ум. 5, а дети должны спеть только его разрешение;
8.пение педагогом 2 голоса к детским прибауткам, различным по звуковому составу;
9.пение канонов на 2 голоса;
10.пение двухголосных мелодий на 2 голоса;
11.пение однородных интервалов с игрой сначала на картонной клавиатуре, потом – на клавиатуре фортепиано, называя ноты.
Для доступного введения учеников в тему «Интервалы», использую ассоциативный метод, благодаря которому дети, прежде всего, быстро и цепко воспринимают всю дальнейшую работу по теме «Интервалы». Начинаю с простого сравнения. (Приложение №2). Здесь можно использовать стихи или песни, использованием названий каждого интервала.
В мелодическом освоении помогут краткие песенки-попевки, на каждый интервал, «знакомых мелодий». Важно, чтобы эти песенки были яркими, легко доступными, запоминающимися в мелодическом и ритмическом плане, для того, чтобы учащийся мог самостоятельно проиграть ее на музыкальном инструменте, выучить наизусть, а в последствии подбирать от других звуков. Желательно, чтобы в мелодии песенок использовалось как восходящее, так и нисходящее движение на данный интервал.
(Важно, чтобы для учащихся основным методом слухового анализа являлось определение точного «звукового образа», через внутреннее интонирование, а также обращение к «памяти» голосовых связок. Физические ощущения при работе голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение способствуют запоминанию, поэтому важно учащихся научить давать правильную и точную характеристику звучания каждого интервала, ведь при систематических занятиях, у каждого создаётся свой образ, ассоциации).
В последующих классах происходит при работе в ладу опираемся на ладовые взаимосвязи, ступеневые представления и их взаимодействия, влияния, чередования.
На первом этапе работы с интервалами не следует давать для восприятия все интервалы. Поэтому следует выбрать небольшое количество интервалов, наиболее xарактерныx для песенного двуxголосия и закрепление на определенныx cтупеняx. Нужно соблюдать основной принцип любой методики — постепенность. Каждая ступень в ладовой системе имеет отдельную характеристику звучания. У учащегося при работе в ладу должен быть хорошо закреплён в сознании характер звучания каждой ступени, это поможет ему осознанно ориентироваться, интонировать в тональности.
I ступень тоника, самая опорная и главная в тональности, она начало и конец звучания,
II ступень неустойчивая, осторожная, близкая к тонике, хочется разрешать в неё нисходящим движением,
III ступень опорная, терцовая по отношению к тонике, в мажоре светлая, весёлая, в миноре – грустная, печальная,
IV ступень самая уверенная, твёрдая из всех неустойчивых благодаря квартовому расстоянию от тоники, хочется допеть, разрешить в
III, V ступень – опорный, устойчивый квинтовый тон тонического трезвучия, доминанта,
VI ступень характеризуется в мажоре светлой, лёгкой, в миноре – жалобной, печальной, хочется разрешать в нисходящем направлении в V ступень, VII ступень по характеру звучания острая, неустойчивая, стремящаяся разрешиться вверх. Применение по Л.С. Синяевой.
2.3. Интонирование интервалов от звука вверх:
Для закрепления темы «Интервалы» учащиеся поют их вверх и вниз от заданного звука так называемые «вертикали» или «интервальные дорожки»: вверх — большие интервалы, вниз — малые. Затем наоборот. Далее целесообразно проверить пение интервалов цепочкой. Например, спеть вверх кварту, а затем от полученного звука вниз — другой интервал и т.д.
1)Играем и одновременно поем модели простых интервалов вверх и вниз, начиная от звука « до» октавного повторения, вначале секунды, вверх затем вниз, затем терции вверх и вниз, кварты, квинты, сексты, септимы.
2)Опережающее дублирование на инструменте. Сначала проигрываем интервал, затем интонируем его, добиваясь точности воспроизведнения.
3)Запаздывающее дублирование. Дается звук на инструменте, являющийся основанием или вершиной интервала; учащиеся самостоятельно интонируют от него какой- либо интервал, после чего проигрывают на инструменте.
Второй этап: от звука «до» (также от всех белых клавиш) играем и поем интервалы вверх. Обращаем внимание на образную характеристику каждого интервала.
Третий этап: играем и поем каждый интервал с преобразованием в его другую разновидность за счет хроматического изменения вершины:
А) Интонируем модель интервала;
Б) Интонируем интервал с хроматически измененной вершиной, до-ре; до- ре-бемоль; до-ми; до-ми-бемоль; до-фа; до-фа диез; до- соль; до- соль-бемоль.и.т.д
Четвертый этап: играем и поем каждый интервал с преобразованием в его другую разновидность за счет хроматического изменения основания:
А) Интонируем модель интервала от основания к вершине;
Б) Возвращаемся к основанию и от него интонируем хроматический полутон, затем неизменную вершину интервала;
В) Интонационно связываем хроматически измененное основание с измененной вершиной, например: до-ре ; до-до-диез-ре; до диез –ре; до- ми; до-ми; до-диез ми; до диез ми. и.т.д. Так же работаем от звуков « ре», « ми».
Г) Интонируем модель интервала от основания к вершине;
Д) Интонируем неизмененное основание и хроматически измененную вершину;
Е) Возвращаемся к модели и вновь интонируем ее;
Ж) Интонируем хроматически измененное основание и неизмененную вершину;
З) Интонируем исходный звук
2.4. Интонирование интервалов от звуков вниз:
Эта работа строится на основе совмещения двух навыков, освоенных ранее. 1) Свободное владение интонированием октавных оборотов от звука вверх и вниз; 2) Свободное интонирование интервалов от звука вверх.
Начинаем работу от звука «до» второй октавы и приму до-до интонируемтвместе с октавным обертоном (т.е на октаву вниз)
м2 интонируется как I-VII ступени мажорной гаммы;поэтому играем и пем ее с возвращением к звуку «до» ( до-си-до), можно с гармонической поддержкой.
б2 интонируется как I-VII ступени как ступени минора, поэтому в продолжение интонации (для стойкого закрепления в памяти)
м3 интонируется как квинтовый и терцовый тон мажорного трезвучия в нисходящем порядке, поэтому для полного осознания интонации доигрываем мажорное трезвучие до примы.
б3 интонирование как квинта и терция минорного трезвучая.
Для овладения навыками интонирования других интервалов (начиная от квинты и до большой септимы) используем октавные обороты.
(Приложение 6).
Ч4 интонируем как I-V ступени тонического трезвучия.
А) Вершина,т.е исходный звук переносится на октаву вниз и от него пропеваем интервал обращения;
Б) «монтируется» ( т.е из этих вспомогательных элементов как бы собирается заданный интервал. какие относятся к каждой группе.
Упражнения на закрепление интервалов о т звуков вверх и вниз.
1) Пропевание 5-6 одинаковых интервалов от звуков, одновременно сыгранных на фортепиано и повторенных голосом.
2) 5-6 одинаковых интервалов поются от звуков, сыгранных: на фортепиано, но не повторенных голосом, то есть пропевается только один (второй) звук интервала, «пристроенный» голосом к первому звуку, взятому на фортепиано.
С помощью третьего упражнения учащийся может сам проверить уровень своего мастерства в пении изучаемого интервала: если ему удастся безошибочно пропеть 5-6 раз этот интервал в быстром темпе, значит можно приступать к изучению следующего интервала.
Умение осознанно пользоваться полученными навыками в интонировании интервалов даёт возможность приобретения, развития интервального слуха, то есть осознанных интервальных представлений, а также при чтении с листа, написании диктантов, пении вне лада, быстро и точно определять их в заданиях по слуховому анализу, помогает в заучивании наизусть, в сочинении и импровизации мелодий, в пении двухголосных мелодий.
2.5 Определение интервалов на слух
Проработав определение на слух интервалов на начальном этапе, можно переходить к слушанию интервалов в следующих формах работ:
1. определение интервалов в мелодическом звучании;
2. определение интервалов в гармоническом звучании;
3. определение интервалов в музыкальных отрывках, с усложнением прохождения интервалов;
4. определение интервалов в интервальных цепочках в ладу;
5. определение интервалов между голосами в двухголосных мелодиях.
Уместно приучать учащихся находить самим выразительные элементы в музыкальных примерах: скачки, движение мелодии по изучаемым интервалам, или роли его в аккомпанементе, рассуждать о его выразительном свойстве, значении в данном произведении, жанре. Ведь интервальный слух – способность точно оценить интервал как высотное соотношение двух звуков, обладающих определенным устойчивым выразительным свойством.
Один из форм творческого задания в младших классах это подбор второго голоса. Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.
3.Заключение
Можно сказать, что музыкально — компьютерные технологии – это целая творческая лаборатория, которая обладает неограниченными возможностями, для творческой фантазии преподавателей, а также для реализации поставленных задач. Конечно же, в процессе подготовки и практики урока возникают новые и новые формы заданий и упражнений. Моя «Педагогическая копилка» постоянно дополняется и расширяется. Уроки сольфеджио должны приносить удовлетворение, как детям, так и педагогу. Они должны вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления.
Если учебный материал подается педагогом в интересной форме, если он затрагивает не только ум, но и чувства учащихся, усвоение его будет легким, а знания будут более прочными.
4. Список используемой литературы:
Никишина И.В. «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов». — Волгоград: Учитель, 2008;
Ягненкова Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ, 2015г;
Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий». — М: Каро, 2005г;
Синяева Л.С. «Наглядные пособия на уроках сольфеджио»- М, Классика-XXI ,2002г;
Фролова Ю.В. « Сольфеджио 2,3,4класс»- Ростов на Дону, Феникс,2022г.
Приложение 1. Игры:
«Портреты интервалов»
1. Прима – первый интервал, очень чист, красив и мал. Здесь не скажешь много слов, в чистой приме ноль тонов.
2. Второй по счету интервал секундой называется, похож на кляксу, резок он, в полтона умещается.
3. А терции сестрички живут красиво, слитно, большая, как мажор и любит веселиться, А малая грустить, мечтать и минор изображать.
4. Кварта охватит четыре ступени, звучит как приказ, зовет нас в поход. Она не позволит валяться в постели! Вставай! Поднимайся! Вперед! Вперед!
5. Квинта- пятый интервал. Не велик он и не мал. Сдержанна, красива, чиста, нетороплива.
6. Хочешь ты построить сексту, 6 ступеней отсчитай. Если в ней 4 тона, малой сексту называй. А четыре с половиной – строится большая. Искрометна, величава, высоко взлетая.
7. А септима, проказница, как секунда дразнится! Звуки не сливаются, интервал широк, поэтому с секундою не путай их, дружок!
Игры с интервалами.
Игра « Допеваем интервал».
1) Преподаватель, исполняет музыкальную фразу, построенную на одном звуке, в которой упоминается один из интервалов, например, «Спой большую терцию» или «Вот чистая квинта». Ученик должен допеть второй звук вверх или вниз со словом «да», чтобы получился нужный интервал. Игра развивает вокально-слуховые навыки исполнения интервалов от звука.
2) Преподаватель, предлагает разным учащимся на слог «Да» петь от заданного звука-основания звук-вершину; педагог просит спеть б.3, м. 3, ч.4, ч.5, б.6, м. 6 вверх, ч.4 вниз. Далее выясняем, как называются благозвучные интервалы и неблагозвучные (консонансы и диссонансы) и какие относятся к каждой группе.
Игра «Интервальная викторина»
В данной игре можно использовать попевки и песни из прошлого примера. Дети делятся на две команды. Каждой команде по очереди загадывается интервал. Та команда, которая определит большее количество интервалов – даёт штрафные задания для определения интервалов проигравшим. Преподаватель играет мелодию на инструменте и ждет ответа от детей. После получения всех ответов и определения победившей команды, дети выходят по очереди к доске и строят любой интервал.
Игрок, который точно определит интервал выходит из под «штрафа».
В такой игре дети учатся быстрой реакции, развивается не только слуховая, но и визуальная память.
Игра «Найди лишнего».
Такая игра подходит для продвинутых групп, которые хорошо распознают интервалы на слух.
Детям по секрету раздаются карточки с названием их интервалов, один из которых является единственным среди всех консонансом, либо диссонансом. Дети по очереди подходят к инструменту и нажимают свой интервал (для усложнения можно использовать аббревиатуры «м. б. ч.»)
Как только ученики услышат среди всех сыгравших «лишнего» и сообщат об этом, можно усложнить задачу и попробовать определить данный интервал. После того, как лишний найден, жеребьёвка раскидывается снова.Игра так же хорошо развивает слуховую память, скорость реакции и позволяет детям лучше запомнить интервалы.
Игра «Интервальное домино»
Игра «Интервальное домино» — один из сложных вариантов закрепления материала для продвинутых групп.
Детям раздаются карточки-домино, с обозначениями и построениями интервалов.
Принцип игры такой же, как в классическом «Домино», побеждает первый, у кого все «доминошки» закончатся.
Игра по карточкам интервалов.
Игра «Консонанс диссонанс»
Учащиеся перемешивают карточки и за определённое время должны разложить их на две группы – в одной окажутся интервалы – консонансы, в другой – диссонансы. Игра по командам. Дети делятся на две команды, а доска на две части. Обе группы детей выходят к своей половине доски. Учитель играет цепочку интервалов. Каждый участник команды записывает 1-2 интервала по очереди. В конце игры результаты сравниваются. Победила та команда, участники которой допустили меньше ошибок.
Игра «Угадай мелодию»
Педагог играет начало попевки на интервалы в мелодическом звучании, дети определяют их названия. А теперь откроем нотные тетради и сделаем 6 пустых тактов. В каждом из них мы проставим цифру 2 (секунда). Вы должны при исполнении интервала определить малый он или большой, и подписать буквы м. или б. Такую же работу можно проделать с терциями. Затем по очереди можно загадать интервалы друг другу в гармоническом звучании.
Игра «Найди пару»
Учащийся должен найти карточку по принципу интервал и его обращение.
Игра «Построй интервал»
Учащиеся перемешивают карточки, достают из стопки карточку с каким – либо интервалом и строят его на доске. После чего все построенные интервалы пропеваются.
Игра «Кто победил?»
В игре надо использовать карточки интервалов. Дети заранее раскладывают их на партах, чтобы быстро найти в нужный момент, и встают. Учитель играет гармонические интервалы, ребята показывают нужную карточку. Кто ошибся и показал неверно, садится, но продолжает отвечать.
1 игра – с ведущим. По считалке среди детей выбирается ведущий. Все дети выходят к доске и получают карточку. Услышав и узнав интервал, ведущий должен подойти к тому, кто держит эту карточку. Если ведущий отгадывает правильно, то становится на его место. А этот ребенок становится новым ведущим.
2 игра – дети раскладывают карточки с музыкальным зоопарком у себя на столе. Играется какой – то интервал и дети, узнав его, показывают соответствующую карточку, сказав его музыкальное название. Если по какой – то причине они его не узнали, то все вместе вспоминают песенку этого героя и поют ее.
3 игра – «Спускаемся в подземелье». (можно сыграть целотонную гамму в низком регистре). Играется первый интервал, дети выкладывают картинку перед собой на парту. Так играется 3 – 4 интервала. Затем проверяем все вместе,
4 игра – «Поднимаемся на крышу к Карлсону». Игра аналогичная предыдущей, только герои поднимаются на крышу, чтобы посмотреть, когда же выглянет солнце и можно было бы посмотреть на прекрасное голубое небо.( интервалы играются в высоком регистре).
5 игра – «Подпиши цифру»
На слайде презентации, пишутся интервалы от разных нот. Детям предлагается определить какой это интервал, сосчитав ступеньки от нижнего звука интервала до верхнего и, написать цифру под интервалом. Дети встают друг за другом, переходят от одного интервала к другому, передавая мел друг другу, подписывая интервалы. А все вместе потом могут назвать название каждого интервала.
6 игра – «Игра в мяч». Эта игра используется при изучении и построении интервалов. Педагог держит в руках небольшой мяч. Называя первую ноту, педагог кидает мяч ученику. Поймав мяч, ребенок должен назвать вторую ноту интервала, то есть мысленно его построить, и кинуть мяч обратно.
7 игра — «Игра на клавиатуре». На столе перед каждым ребенком лежит картонная клавиатура, на которой пальчики ставим сначала на секунду, потом – терцию и так далее, называем ноты без тоновой величины интервала. Сначала делаем это в медленном темпе, потом – в быстром.
8 игра – как предыдущая игра, только на клавиатуре фортепиано, встав у каждой октавы по ученику. Называя и пропевая звуки какого – либо интервала, дети слушают и его звучание в разных регистрах.
Приложение 2. Интервалы
Секунда
Терция
Кварта
Квинта
Секста
Септима
Октава