Работа с одарёнными детьми в современной школе

Автор: Рогожина Лариса Витальевна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Обобщение опыта работы по теме:

«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»                                                                                                                                                 

       «Одарённость человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» — В.А. Сухомлинский.

       Во всем мире проблема одаренности вызывает большой интерес. Одаренные дети – это, конечно же, интеллектуальный потенциал любой страны. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать  условия для их обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу  своей страны.

   Кого считают одаренным? Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых одаренными:

         имеют высокие показатели по специальным тестам интеллекта;

         хорошо обучаются в школе;

         достигли успехов в каких-либо областях деятельности;

         имеют высокий уровень творческих способностей;
любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
           Каждая из приведенных категорий отображает восприятие одаренности как психического явления. Выявление одаренности, изучение факторов, которые способствуют формированию интеллектуальных и творческих способностей детей – актуальная проблема процесса образования. Задача учителя начальных классов: во-первых — увидеть способности у каждого учащегося, во-вторых — умело их развивать и применять на практике.

Благодаря учителю развивается природа одаренных детей. Учитель – основная фигура в формировании необходимой среды для образования, что предъявляет к его профессиональной, личностной подготовке специальные требования. На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным прежде всего на передачу учащимся знаний-умений-навыков в той или иной предметной области, приходят развивающие технологии, которые ориентированы на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса развития в целом: и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.
            Учитывая психологические, физиологические, дидактические и иные особенности обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания, то есть  изменение сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения и, в результате, методов обучения и воспитания.
            В качестве основного психологического принципа  работы с одаренными детьми является принцип «принятия другого». Согласно этому принципу учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими уже сложившимися особенностями. Получается, что такое отношение, как: «ученик – учитель» не может опираться на принцип объект-субъектного взаимного действия, т.к. учитель и ученик – равноправные партнеры, т.е. субъекты по реализации в учебно-воспитательном, образовательном процессе совместной деятельности.

Указанный принцип – базовый для педагогики сотрудничества, гуманистической психологии, для парадигмы всего развивающего образования. Именно благодаря ему, происходит превращение знаний-умений-навыков из цели образовательного процесса в средство развития познавательных, личностных и духовно-нравственных способностей учащегося.

Профессиональная (преподавательская, учебная, административная и т.п.) деятельность и личный жизненный опыт формируют у каждого человека определенным образом воспроизводимые способы действия в стандартных ситуациях. Это относится и ко взрослым, и к детям, а к одаренным особенно. Такие стереотипы подсознательно накладывают отпечаток на наше восприятие и  мышление, поведение и общение. С одной стороны, это позволяет, традиционными и уже проверенными методами быстро и без особых усилий решать проблемы, возникающие в стандартных ситуациях, и при обучении, в том числе. С другой стороны, в нестандартной ситуации указанные стереотипы не позволяют увидеть всю ее проблемность и огромный спектр возможностей для ее разрешения. Одаренные дети очень часто представляют собой или своими действиями именно такие нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее стереотипы не только бесполезны, но и даже вредны, опасны и для ребенка, и для самого учителя.

Учителю, иному наставнику одаренного ребенка следует помнить, что широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Внимание должно быть направлено не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если ребенку предоставить возможность не спешить с выполнением задачи и сохранять последовательность действий, он гораздо лучше постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Предоставление неограниченных возможностей для того, чтобы осуществлять анализ всех тех предположений, идей, которые были высказаны, осуществлять глубокое вникание в сущность имеющихся проблем, способствует  проявлению природной пытливости, любознательности, развитию критического, аналитического мышления.

Для педагога, иного специалиста встреча с одаренными детьми – некий экзамен в духовно-нравственном, личностном, профессиональном отношениях. При получении успеха появляются положительные эмоции, тогда как неудачи сопровождаются отрицательными переживаниями. Но, несомненно, любая такая встреча предоставляет возможность для продвижения, личностного и профессионального роста.

Исходя из опыта работы, можно систематизировать работу с одаренными детьми. Вот какие основные компоненты работы с одаренными детьми применяю в своей практической деятельности:

I этап – выявление одарённости. Включает в себя наблюдение, изучение результатов деятельности, «проба сил» — участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня — позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся.

II этап – развитие способностей одаренных детей. Включает в себя развитие творческих способностей на уроках и развитие способностей во внеурочной деятельности. Использую на уроках системно-деятельностный, исследовательский методы изучения нового материала. На уроках закрепления для этой группы детей предоставляется больше самостоятельности, применяются открытые вопросы. Использую метод конструирования понятий, метод эвристических вопросов, метод ошибок, метод  “если бы…”, “мозговой штурм”.

Очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи разного содержания, доклады о достижениях в различных отраслях науки и техники. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Используя дополнительную литературу, а также Интернет ресурсы, учащиеся самостоятельно готовят презентации, видеоролики к уроку.

Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Будущее – за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня можно решать множество дидактических, методических и организационных проблем. Именно компьютерные технологии выходят сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы с одаренными детьми, по самообразованию ученика. Компьютерные технологии способствуют индивидуализации и дифференциации обучения. А главное, используя информационные технологии, возможно развивать способности и навыки обучения и самообучения.

Значительное место в образовательном процессе, и в частности, в работе с одаренными детьми, занимает тема проекта. Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. Для младших школьников проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям. Прообразом проектной деятельности у младших школьников стали проектные задачи.  Это богатейшие межпредметные связи. Решая подобные задачи, дети могут придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность их использования в модельных ситуациях. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.

По причине смены в стране образовательной парадигмы от знаниевой к
компетентностной, неизбежно меняется вся система работы в современной школе, и с одаренными детьми в особенности. Это влечет за собой изменения в системе работы учителей, психолога, администрации образовательного учреждения. Достичь высоких результатов в работе с одаренными учащимися в современной школе возможно  лишь при выработке единой концепции работы в данном направлении всеми участниками образовательного процесса.

 

 

 

Литература:

1.     Примерная основная программа общеобразовательного учреждения. Начальная школа. (Стандарты второго поколения)

2.     Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.

3.     Белова Л. Я. Опыт работы с одаренными детьми / Л. Я. Белова //
Одаренный ребенок. – 2016. – No 1. – С. 78–84

4.     Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети/ Ю.З.Гильбух. – М.: Знание, 1991.

5.     Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

6.     Лейтес Н.С. «легко ли быть одаренным?» /Н.С.Леётес. – Ж. «Семья и школа». № 12, 1990.

 

×
×