Автор: Оксана Сабировна Шагирова
Пояснительная записка
Тема внеурочного занятия по подготовке к ОГЭ по русскому языку «Работа с понятиями в рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения 9.3.»
Я считаю, что одной из основных задач учителя русского языка и литературы является формирование умения у учащихся свободно строить устные высказывания, создавать письменные тексты разнообразных стилей и жанров. ОГЭ по русскому языку (часть 1 «Сжатое изложение», часть 3 «Сочинение-рассуждение»), устное итоговое собеседование направлены на проверку данных компетенций.
Но, несмотря на понимание важности формирования коммуникативных УУД, к сожалению, продолжаем констатировать печальный факт: снижение уровня словарного запаса школьников, большие проблемы в развитии связной речи. Все это отражается на способности обучающихся к построению конструктивного диалога, умению аргументировать свои мысли, свободно общаться.
В настоящее время основными задачами формирования речетворчества являются построение свободных, корректных и успешных устных высказываний, а также умение создавать письменные тексты разнообразных стилей и жанров.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Актуальность данной темы связана, прежде всего, с наличием следующей проблемы. Несмотря на заявленную определяющую роль коммуникативной компетенции, педагоги продолжают отмечать снижение уровня индивидуального словарного запаса школьников. В последнее время всё чаще говорится о наличии серьёзных недостатков в развитии связной правильной речи детей, отмечается низкий уровень сформированности у школьников индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается на результатах и качестве их практических, грамматических и речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации. Учащиеся не умеют аргументировать свои мысли, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения, часто используя жаргоны и слова ненормативной лексики. Исходя из этого, необходимо отметить, что первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация.
Таим образом, считаю первостепенной целью учителя русского языка работать над обогащением и уточнением словарного запаса школьников, в том числе, в рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ.
Правильное выполнение задания 9.3 представляет для 9-классников сложность, вызванную, во-первых, незнанием нравственных понятий, во-вторых, неумением подбирать аргументы и комментировать их.
Целевая аудитория: обучающиеся 8-9 классов (13-15 лет).
Данная разработка может быть использована на занятиях по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Исходя из этого, цель работы: сформировать умения работать с нравственными понятиями, необходимыми для успешного написания сочинения 9.3, с применением различных словарей.
Задачи:
1. Расширение и углубление знаний по культуре речи; умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2. Развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3. Формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.
Формируемые УУД
Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.
Регулятивные УУД: соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, со словарями, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую, анализировать, строить рассуждения, делать выводы.
Планируемые результаты
1. Формирование и пополнение коллективного словаря нравственных понятий позволит обучающимся иметь в постоянном доступе всю необходимую информацию для успешного написания сочинения.
2. Работа со словарями позволит обучающимся пополнить словарный запас.
3. Комплексная работа с понятиями, с текстом приведет к пониманию ценностных смыслов общечеловеческой культуры; опыту освоения общественных явлений и традиций в жизни человека; умению аналитически мыслить, развитию функциональной грамотности; владению навыками делового общения.
Форма проведения занятия – очная с применением ИКТ (google-сайт)
Используемые педагогические технологии, методы, приемы.
1.Групповые технологии
2.Информационно — коммуникационные технологии
3.Технология дифференциации
4. ТРКМЧП
Приемы: ассоциативные карты, ментальные карты,
Для подготовки и проведения занятия необходимы ресурсы: кадровые – педагог, материально-технические – ПК с выходом в интернет, словари
Основная часть
На первом занятии работу лучше организовать в группах. Используем прием «Творческая мастерская». Каждая группа работает с определенным понятием.
Оборудование: ПК, раздаточный материал, словари.
На 1 этапе работа с понятием с использованием словарей. Орфографический, Толковый, Словарь синонимов и антонимов, Фразеологический, Энциклопедический, Словарь эпитетов.
Заполняется таблица.
Пример таблицы представлен на сайте: https://sites.google.com/d/1v8tlQgUm9LrGcXImgdeVSC71Q3GqfoB8/p/1ZPV5JhRycv_TD2jw36KO4djr0MsL9IDU/edit .
Важно, чтобы обучающиеся осуществляли работу с печатными изданиями, при их отсутствии можно и нужно работать с электронными словарями. Также нужно обратить внимание обучающихся на то, чтобы они оставляли ссылки на используемые материалы. Это облегчит работу другим, с одной стороны, и научит ребят работе с электронными источниками, с другой.
Нам важно, чтобы работа не превратилась в чисто механическое заполнение таблицы. Поэтому необходимо в каждый вид заданий добавить продуктивный момент. Например, в результате работы с несколькими толковыми словарями группа составляет свое собственное определение. Что и требуется при выполнении задания 9.3.
Далее, при работе со словарями синонимов, антонимов просим учащихся составить словосочетания с синонимами и антонимами. Это способствует расширению словарного запаса, позволяет сделать речь более богатой.
При работе со словарем эпитетов обучающиеся составляют разные виды (простые, сложносочиненные, безличные, односоставные и др.) предложений. Можно усложнить и попросить составить текст.
Далее следует работа с Фразеологическим словарем. При нахождении фразеологизмов с данным словом учащиеся составляют историю (сторителлинг) с включением в нее данного фразеологизма.
Как вариант группы составляют ассоциативное поле (облако тегов в электронной версии) с понятием.
Можно включить работу с пословицами и поговорками, с фразами знаменитых людей и пр.
На 2 этапе работа с текстом. Подбираем текст из КИМов для ОГЭ. В зависимости от уровня класса учитель или обучающиеся выделяют в тексте слова словарные (с орфограммами), а также слова, тематически близкие к понятию.
Здесь учащиеся работают с орфографическим словарем (вставляют орфограммы), составляют словосочетания с данными словами.
Далее, если позволяет время, можно поработать с тематически близкими словами, посмотрев значения в Толковом словаре.
На 3 этапе учащиеся находят (вспоминают) художественные произведения, в которых поднимается заявленная в задании проблема.
При помощи Энциклопедического словаря учащиеся добывают информацию об авторе текста для сочинения, а писателях, поэтах и пр.
На завершающем этапе — индивидуальное задание: написать сочинение-рассуждение. Либо это может быть домашнее задание. А на следующем занятии осуществить взаимопроверку сочинений по критериям.
Заключение
В заключение отметим, что продукты деятельности обучающихся можно разместить, например, на google— сайте, обеспечив совместный доступ к нему. В данном случае постепенно сайт наполнится, и учащиеся могут при необходимости обращаться к нему.
Пример: https://sites.google.com/d/1v8tlQgUm9LrGcXImgdeVSC71Q3GqfoB8/p/1ZPV5JhRycv_TD2jw36KO4djr0MsL9IDU/edit
Отдельные элементы данной разработки можно использовать, начиная с 5 класса. В таком случае словарный запас учащихся будет пополнятся систематически. Работа со словарями и понятиями станет для школьников нормой, и написание сочинения 9.3 не будет вызывать особых сложностей.
Список источников
1. Бирих, Александр Карлович. Словарь русской фразеологии. Историко- этимологический справочник: свыше 2500 русских образных оборотов / Бирих А.К., В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова; Под ред. В. М. Мокиенко; СПбГУ. — СПб. : Фолио-Пресс, 1998. — 700 c.
2. Большой орфографический словарь русского языка : более 106 000 слов / [под ред. С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко и Л. И. Скворцова]. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Оникс [и др.], 2007. — 1150 c. |
|
3. Горбачевич, Кирилл Сергеевич. Словарь синонимов русского языка: более 4000 синонимов: [толкование значений. Сочетаемость с другими словами. Особенности употребления синонимов] / К. С. Горбачевич. — М. : Эксмо, 2009. — 601 c.
4. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М. : Оникс [и др.], 2009. — 1359 c. 5.Сайт СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ https://rus-oge.sdamgia.ru/