Работа с родителями

Автор: Плотникова Елена Владимировна

«Игротека как метод закрепления полученных знаний по развитию речи при непосредственном участии родителей»

                          

Плотникова Е.В.

воспитатель МАДОУ ПГО «Детский сад № 65»

Полевской ГО

 

Аннотация. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В статье представлена одна из форм работы с родителями по развитию речи «Игротека», которая помогает с помощью дидактических игр и игровых упражнений решать определенные речевые задачи. А так же закреплять с детьми полученные знания в домашних условиях.

Ключевые слова: игротека, речевое и языковое развитие дошкольников.

 

Одной из линий развития детей, которая волнует взрослых, является речевое и языковое развитие. Речевое развитие внесено в отдельную образовательную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Для полноценного развития речи дошкольников необходимо взаимодействие всех участников образовательных отношений, педагогов и родителей воспитанников детского сада.

 Цель взаимодействия – объединять усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка группы; формировать у родителей желание помогать своему ребенку, содержательно общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы, помогать преодолевать их, а так же радоваться достижениям и успехам своего ребенка.

В группе детского сада работу по взаимодействию с семьями воспитанников выстроены в процессе личностно ориентированного общения. Содержательной основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка группы, полученные в результате обследования в начале учебного года.

Взаимодействие с родителями воспитанников группы, осуществляются прежде всего в рамках специальных мероприятий.  Одно из них «Игротека» в детском саду при участии родителей (по четвергам), которая помогает закрепить дома знания, полученные на занятиях по развитию речи. Для этого создан специальный фонд материалов (игры и игровые упражнения), который обеспечивает развивающее взаимодействие родителей с ребенком в домашних условиях. Игротека помогает родителям научиться контактировать со своим ребенком, разучить разнообразные игры и игровые упражнения и переносить их в домашние условия, лучше увидеть и оценить своего ребенка. Во время игротеки, играя с ребенком в предложенные игры, родитель может увидеть какие у его ребенка проблемы и получить квалифицированную помощь воспитателя. При организации игротеки важно помнить главное правило – новые учебные задачи и содержания никогда не включаются в игротеку. Она нацелена только на закрепление пройденного материала.

В старшем возрасте игротека проводиться по следующие направлениям:

Лексическую сторону речи; грамматический строй речи; произносительные стороны речи; связную речь.

Игры, которые используются для закрепления лексической стороны речи: «Копилка», «Наоборот», «Объяснялки», «Дружная семейка», «Найди слово похожее по смыслу на мое».

Игры, которые используются для закрепления грамматического строя речи: «Иностранец».

Игры, которые используются для закрепления произносительной стороны речи: «Сколько слов», «Придумай предложение», «Выложи на столе столько фишек, сколько частей в слове», «Подбери слово», «Кто больше», «Замени звук и объясни слово», «Найди различия в произношении и объясни значение», «Найди ошибку».

Игры, которые используются для развития связной речи: театрализация, сочинение сказок и игровые упражнения типа «Наряды для золушки» (описание фасонов одежды), «Машины будущего» (описание моделей), «Комнаты разных героев» (описание интерьеров).

Форма проведения игротеки: предварительно родители должны записаться в специальной тетради, где предложена тема встречи. К встрече воспитатели готовят игры соответствующей темы, памятки для родителей и столько игровых мест сколько семей заявилось.

Встреча начинается с того, что дети показывают и демонстрируют игры, в которые они уже умеют и любят играть. Перед родителями они с удовольствием демонстрируют свои умения. Например: дидактическое пособие игра «Ловись-ловись» (универсальное пособие для решения целого ряда речевых задач). В эту игру можно играть на любую заданную тему игротеки (игры на развитие фонематического восприятия, на грамматической строй речи, связной речи.) С данным пособием может играть вся семья от 2 до 6 человек. Для изготовления игры, понадобиться любая коробка и палочки (удочки) по количеству участников с магнитами, прикрепленными на нитки. К игре необходимо подобрать картинки с изображением разных предметов, животных, литературных героев. На обратную сторону картинок необходимо прикрепить скрепки. Игроки на палочки удочки ловят картинки, лежащие внутри коробки.

Задачи, которые помогает решить данная игра:

1) определить изолированный звук в слове, отобрать предметы (картинки), названия которых начинаются на определённый звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий);

2) определить позицию звука в слове; отобрать предметы, в названиях которых звук слышится в начале (середине, конце) слова;

3) упражнять в умении дифференцировать разные звуки: отобрать предметы, названия которых начинаются на звуки [c], и [c`], [c] и [ш], [п] [б].

Такие игры помогают плавно перейти к играм с родителями. Воспитатель говорит, что родители тоже хотят поиграть и предлагает всем занять игровое место. Для родителей создается комфортная обстановка всевозможные шпаргалки, картинки, чтобы было не трудно. Далее играют используя памятки при поддержке воспитателя.

Родителям предлагается не только игры с памятками, но и  интерактивные игры по данной теме, игры размещаются в социальной сети в родительской группе.  И те родители, которые не смогли посетить игротеку, так же могут совместно с ребенком поиграть дома.

Итогом «Игротеки» в конце года становиться игра «Звездный час», с участием родителей и детей.

Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы.

 

Список информационных источников

1.Говорим правильно. Беседуем и рассказываем /Т.И. Гризик.

Просвещение, 2018. 40 с.

2.Познавательно-речевое развитие дошкольников в условияз реализации ФГОС ДО Лашкова Л.Л., Зырянова С.М., Филиппова А.Р. Издательский Дом «Академия Естествознания» Москва, 2015.

      3.Шадрина, Л.Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Л.Г.       Шадрина, Е.П. Фомина //Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 36-47.

×
×