Автор: Маслова Виктория Олеговна
Работа с трудными детьми
Каждый учитель сталкивается в своем опыте с трудными детьми.
Кто такой трудный ребенок? Трудный ребенок — это тот ученик, поведение которого отклоняется от общепринятых норм и правил. Чаще всего эти дети неуправляемы, могут проявлять агрессию по отношению к другим детям, срывают уроки.
В этой статье я хочу рассказать свой опыт работы с такими детьми.
1. Если этот ученик к вам в класс перешел из другой школы, класса, то важно максимально легко и комфортно познакомить этого ребенка с другими детьми этого класса. Это можно сделать в игровой форме: рассказать, какие хорошие качества есть у этого «трудного» ребенка, чем он любит заниматься, возможно у него найдутся товарищи, друзья, которые также любят заниматься тем, чем он. Настрой детей к этому ребенку очень важен, он должен быть положительным.
2.Максимально включить этого ребенка в творческую деятельность, дела класса. Он должен себя чувствовать важным в этом классе. Пускай у него будут различные задания, например, поливать цветы, относить заявки в столовую, участие в конкурсе чтецов и другое.
3.Совместные поездки. Во время поездок каждый учебный коллектив сплачивается еще больше. Поэтому организовывайте экскурсии, поездки, мастер-классы.
4.У вас всегда должны быть запасные задания для этого ребенка. Если он уже выполнил задания, сидит без дела, разговаривает, конечно, на помощь придут дополнительные задания. Особенно хороши задания в интересной игровой форме. Например, по математике, графические диктанты, различные лабиринты, математические раскраски. Здесь важна не сложность задания, а его наличие и интересность для ученика.
5.Дайте понять ребенку, что у вас тоже есть чувства, и прямо говорите ему об этом. Ваня, ты меня очень расстроил своим поведением. Конечно, Ваня задумается, а что такого он сделал, что учителю было неприятно.
6.Прием с водой и красками. На классном часе можно провести такой эксперимент. Наливаете в прозрачный стакан воду. Представляем, что прозрачная вода – это душа человека. При каждом плохом слове, мы добавляем в баночку с водой черную краску. Делаем акцент на том, что, когда люди говорят друг другу плохие слова, у них на душе становится «темно», то есть плохо. После этого говорим хорошие слова и добавляем с каждым хорошим словом чистую воду в грязную банку. Делаем вывод, что от хороших слов, человеку становится приятно, и он сам никому не захочет говорить плохие слова. Ведь чем наполнен человек, то он и дарит окружающим людям.
7.Постоянная работа с родителями ребенка. Объясните, как важно, доносить ребенку правильные ценности. Ведь важна совместная работа педагога с родителями.
8.Беседы с ребенком один на один. Возможно, ученик хочет привлечения внимания, поэтому плохо ведет себя на уроке. Поэтому проводите беседы на счет поведения с ним отдельно.
9.Мотивашки. Что это такое? Это материал, который способствует интересу к обучению.
Я использую сертификаты. Кто хорошо себя ведет, получает сертификат на выбор: можно сесть на 1 день с любым учеником, помощь учителя в самостоятельной работе, повышение отметки на 1 балл, пропустить 1 дежурство, невыполнение 1 домашнего задания.
Собирание лайков. Собери 10 сердечек (сердца даются за письменные работы в классе и дома, если выполнены на отлично, одна 5 — 1 сердце). Когда ученик собрал 10 сердец, дополнительно выставляется еще одна отметка «5».
И, конечно, обязательно проводите мероприятия по сплачиванию коллектива: классные часы на тему дружбы, внеурочные занятия в групповой форме.
Трудный ребенок – это непросто. Ко всем можно найти подход. Не всегда это бывает просто и быстро. Желаю вам удачи в этом нелегком деле!