Автор: Щербакова Раиса Январовна
Работа в парах на уроках географии
Щербакова Р. Я., преподаватель
ГПОУ «Кузбасское УОР»
г. Ленинск-Кузнецкий
Каждый учитель в своей работе ищет ответ на вопрос: как сделать образование личностно значимым, помогающим учащемуся самоопределиться в жизни, решать возникающие в жизни проблемы. В этом случае от преподавателя требуется повышение его профессионализма, важным из которых является выбор форм организации деятельности учащихся на уроке.
Современное обучение предполагает поиск более гибких форм организации деятельности учащихся. Мне бы хотелось остановиться на таком виде деятельности как работа в парах, которая позволяет мне организовать самостоятельную работу на уроке. Работа в парах похожа на игру, но в отличие от игры, это обучение с интересом. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, позволяет обеспечивать учет индивидуальных способностей учащихся, повышать интерес учащихся к предмету.
Эта работа может быть организована:
· в статической паре (учащиеся сидят за одной партой). В своей практике я чаще использую именно такой вид деятельности. При этом ученик является и учителем и отвечающим. Эта работа развивает коммуникативные способности детей.
· в динамической паре (объединяются учащиеся соседних парт). При работе с динамической парой, которая используется при повторении изученного материала, учителю удобно в короткий с рок опросить всю группу. Ученик при этом также может быть и в роли учителя и в роли отвечающего по принципу: «каждый работает с каждым».
· занятия в парах сменного состава также используется на уроке. Что дает учителю эта форма работы? В первую очередь это позволяет не только реализовывать сотрудничество, но и воспользоваться возможностью каждому ученику регламентировать свое время на уроке на ознакомление и усвоение нового материала. Эту работу я использую для отработки различных навыков и умений.
Положительным при парной работе на уроке может быть то, что у ребят, работающих в парах, возрастает авторитет среди сверстников, учащиеся приобретают опыт публичного выступления. Они совместно думают, как выполнить задание, что может при подготовке к ответу каждый сделать. Оба ученика работают активно. Учитель выполняет роль консультанта. Пары создаются «сильный — сильный». В этом случае задания могут быть усложненными. При паре «сильный — слабый» — оказание помощи слабому ученику. Сильный ученик помогает выполнить задание по контурной карте или заучить номенклатуру карты.
Качество знаний по географии предполагает не только знание теоретического материала, но и при работе с географической картой. Многие учащиеся зачастую боятся самостоятельно работать с картой у доски. Это лучше всего возможно выполнить работая в парах.
Алгоритм работы в парах:
1. прочитайте задание каждый про себя.
2. обсудите между собой, что нужно сделать в задании, в каком виде надо представить результаты.
3. сообщите другим детям класса и учителю результаты обсуждения (договоритесь: кто будет отвечать).
4. обсудите цель работы с другими детьми.
5. сформулируйте окончательно в процессе совместного обсуждения с другими детьми и учителем цель работы.
6. договоритесь, как вы будете выполнять задание (наметьте план работы).
7. сообщите другим детям класса и учителю результаты обсуждения (договоритесь, кто будет отвечать).
8. обсудите план работы с другими детьми.
9. После того, как материал представлен, второй человек в паре может дополнить ответ.
10. Работа в паре оценивается сначала самой парой, а затем всеми присутствующими в классе.
Роль преподавателя при организации работы в паре:
— создает пары, определяет роль каждого учащегося в паре;
— контролирует ход работы в паре;
— направляет деятельность каждой пары;
— дает консультации по сложным вопросам;
— регулирует порядок работы с помощью устных пояснений или карточек-инструкций;
— следит за сохранением комфортных условий для работы пар.
Основными противопоказаниями при организации парной работы – это формировать работу из двух слабых учеников, а также требовать полной тишины при работе.