Ранняя диагностика РАС

Автор: Бондаренко Анна Николаевна

Ранняя диагностика РАС

Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами, которое начинает проявляться ещё в детстве.

Ранняя диагностика расстройств аутистического спектра и как можно более раннее начало оказания коррекционной помощи ребенку — одна из важнейших и обсуждаемых проблем. Последнее время увеличивается число обращений родителей детей раннего возраста как с уже оформленным синдромом аутизма, так и с тенденциями аутистического дизонтогенеза. Значимость их своевременного выявления очевидна, но так же очевидна и необходимость немедленного обучения родителей специальным способам и условиям организации и развития взаимодействия с малышом.

Многие признаки РАС формируются в течение достаточно длительного периода (несколько лет), и, благодаря этому, ранее вмешательство может способствовать смягчению проявления многих симптомов этого нарушения развития. В то же время, ранее установление диагноза РАС встречает значительные трудности. Это связано с несколькими обстоятельствами:

1. В раннем возрасте симптомы аутизма, как и многих других нарушений развития, проявляются в неспецифических формах;

2. Некоторые из симптомов, особенно стереотипные формы поведения, встречаются в раннем возрасте и в норме, причём в достаточно широком диапазоне по степени выраженности и времени проявления, что затрудняет диагностику;

3. Многие проявляющиеся в раннем возрасте симптомы аутизма встречаются и при других нарушениях развития.

В настоящее время подготовленные специалисты могут диагностировать РАС, только наблюдая за формирующимся поведением или отмечая существенные отличия от того, как функционируют сверстники человека. У многих наиболее очевидные признаки и симптомы РАС, как правило, проявляются в возрасте от 18 месяцев до 3 лет. Для других различия могут стать очевидными только в детстве, юности или, для некоторых, даже во взрослом возрасте.

Симптомы возможного раннего проявления РАС:

1. Отсутствие гуления до 12 месяцев;

2. Отсутствие жестикуляции до12 месяцев;

3. Ребёнок до 16 месяцев не произносит ни одного слова;

 4. Отсутствие осмысленной (не эхолаличной) фразы из двух слов к 24 месяцам;

5. Любые нарушения речи или социальных навыков в любом возрасте.

6. Стереотипии поведения, интересов;

7. Задержки развития отдельных функций.

       Существует ряд вспомогательных стандартизированных методик для выявления и степени выраженности симптомов РАС:

·                    ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule) — шкала наблюдения для диагностики симптомов аутизма, применяемая в различных возрастных группах, при любом уровне развития и речевых навыков. Состоит их четырёх блоков, оценивающих речь, коммуникацию, социальное взаимодействие и игру.

·                    CARS (Childhood Autism Rating Scale) — шкала, основанная на наблюдении за поведением ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет. Оцениваются следующие признаки: взаимоотношение с людьми, подражание, эмоциональные реакции, моторная ловкость, использование предметов, адаптационные изменения, зрительное, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, тревожные реакции, страхи, вербальная и невербальная коммуникация, общий уровень активности, уровень и последовательность познания, общее впечатление [12].

·                    M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers) – скрининговый тест для оценки риска РАС. Состоит из 20 вопросов для родителей о поведении ребёнка.

·                    Тест ASSQ — используется для диагностики синдрома Аспергера и других расстройств аутистического спектра у детей в возрасте от 6 до 16 лет.

·                    Тест AQ (шкала Саймона Барон-Когана) — используется для выявления симптомов РАС у взрослых людей. Состоит из 50 вопросов.

Выявление РАС в раннем возрасте и последующее правильное установление диагноза, своевременное начало реабилитационных мероприятий с использованием современных эффективных методов психолого-педагогической коррекции и при необходимости психофармакотерапии создают базу для положительной динамики и способствуют решению проблемы вторичной профилактики даже при тяжёлых и осложнённых фор[1]мах аутизма.

В то же время, эффективность реабилитации детей с РАС зависит не только от правильного выбора диагностических и лечебно-коррекционных методов, но и от адекватности организационных решений.

×
×