Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

Автор: Кузнецова Александра Викторовна

Ранняя профориентация воспитанников

в условиях МАДОУ «Детский сад №271»

 

Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с тем, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, со спецификой различных профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его дальнейшее развитие.

Именно поэтому новым ориентиром управления нашего Учреждения стала разработка модели организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста с целью развития ключевых компетенций у воспитанников, направленных на формирование представлений о различных профессиях и формирование представлений о значимости профессиональной деятельности взрослых для общества.

(файл 2) В первую очередь эта работа осуществлялась через годовые задачи:  2022/2023

 Создание условий и разработка модели работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста, направленной на зарождение профессионально ориентированных интересов.

В целях реализации данной задачи в ДОО были организованы следующие мероприятия:

— Педагогический совет         «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»;

— Консультации для педагогов      

— Смотр-конкурс          «Организация РППС в группах в направлении ранней профориентации детей дошкольного возраста».

— Проведён тематический контроль по теме «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО». В рамках контроля рассмотрены следующие вопросы: оценка профессиональных умений педагогов; условия, созданные в группах для формирования ранней профориентации детей дошкольного возраста; оценка форм взаимодействия с родителями воспитанников.

— Педагогический опыт представлен педагогами на городских методических объединениях:

— Организация ранней профориентации детей дошкольного возраста

— Тематические проекты как форма организации педагогического процесса».

Совместно с родителями организованы мероприятия:

— Вернисаж          «Хочу быть…»;

— Проект по ранней профориентации «Все профессии нужны…»;

— Изготовление книжек-малышек   «Все профессии нужны, все профессии важны»;

-Тематическая выставка        «Профессии наших родителей»;

-Групповое родительское собрание: педагогическая гостиная «Профориентация детей в дошкольном образовании»; 

(файл №3) годовая задачи:  2023/2024

Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста через профессиональную ориентацию, формирование ценностного отношения к труду.

В целях реализации данной задачи в ДОО были организованы следующие мероприятия:

         — Педагогический совет: «Методы и формы организации деятельности воспитанников ДОО, направленные на формирование ценностного отношения к труду и ранней профориентации в условиях ФГОС ДО»

-Консультации для педагогов       

-Смотр-конкурс Развивающая предметно-пространственная среда в организации трудовой деятельности воспитанников

-Конкурс    «Лучшая разработка интерактивной игры по формированию у дошкольников ценностного отношения к труду».

 

  (файл 4) Задача педагогов —  заинтересовать дошкольников, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать профессию, соприкоснуться с ней лично, мечтать попробовать себя в данной области человеческой деятельности. Совокупность разных методов и форм дает определенный результат.

На данном этапе работы нашего Учреждения выделяются два основных направления в организации работы с дошкольниками по профориентации.

Первое направление: профессиональное информирование. В соответствии с данным направлением педагог знакомит воспитанников с разными профессиями на занятиях и во внезанятийной деятельности. Используется всевозможный наглядный материал, костюмы для сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности. Подбирается литература, всевозможные настольные игры. Основным профориентатором дошкольника выступает игра. Через ведущую и известную ребенку форму происходит знакомство ребенка с профессиональной деятельностью, так скажем: примеривание на себя разных профессиональных ролей.

(файл) Еще одной формой приобщения к миру профессий является исследовательская деятельность. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут проводить маленькие исследования — опыты по установлению определенных связей или отношений между объектами, что способствует развитию определенного трудового навыка, мотивации дошкольников к исследуемым объектам труда.

Традиционной работой в данном направлении является организация экскурсий, целевых прогулок, встреч с людьми на разных предприятиях, наблюдений за деятельностью взрослых людей, делающих свою работу. Хочу отметить, что это направление отличается эффективностью, так как подобные мероприятия оставляют глубокий эмоциональный отклик у воспитанников. На предприятии детям рассказывают о том, как называются все действия, которые выполняет тот или иной человек определенной профессии, дети задают вопросы. Привлекательность труда профессии возрастает, когда воспитанники вовлечены трудовой процесс, поэтому все экскурсии направлены на привлечение детей к выполнению несложных операций. Когда воспитанники возвращаются в образовательную организацию, педагоги проводят обсуждение увиденного и услышанного детьми на экскурсии.

Второе направление:  профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия)

В воспитании ребенка необходимо сформировать у него уважение к любому труду, ребенок должен понять, что занятие любым трудом принесет ему радостные моменты и его деятельность будет полезна не только ему, но и окружающим его людям.

Деятельностный характер ранней профориентации позволит развивать навыки ручного и физического труда, что является основой многих рабочих специальностей.

 

Новым ориентиром и следующим этапом развития этого направления в МАДОУ «Детский сад №271» является разработка и внедрение ее в формируемую часть образовательной программы Учреждения «Ранняя профориентация дошкольников», срок реализации которой рассчитан на 4 года (с 3 до 7 лет)

Рабочая программа ранней профориентации дошкольников знакомит детей дошкольного возраста с профессиями по 8 модулям такими как:

1.     Медицина

2. Железная дорога

3. Производство

4. Сельское хозяйство

5. Сфера обслуживания

6. МЧС

7. Образование

8. Мир творчества

и дает возможность, используя интеграцию образовательных областей, стимулировать интересы и способности ребенка.

       Хочется отметить, что в Программе учитываются региональные особенности, направленные на формирования у детей интереса и ценностного отношения к Алтайскому краю.  Планируется рассмотрение отраслей и предприятий, пользующихся  спросом и популярностью в нашем крае. ( ЗАО «Алтайскзернопродукт», «Барнаульский молочный комбинат», «Сибирская генерирующая компания», АО «Алтайвагон» и т.п.)

В результате реализации Программы воспитанников нашего Учреждения планируется познакомить воспитанников с 50 профессиями

Для мониторинга освоения Программы разработана индивидуальная карта развития у воспитанника представлений о профессиях взрослых. Данные индивидуальной карты являются основанием для планирования индивидуальной рабо­ты с конкретным ребенком.

 

Созданная модель организационно-педагогического сопровождения по ранней профориентации дошкольников позволяет осуществлять образовательный процесс, опираясь на комплект разработанных методических мероприятий. 

Апробация материала на практике позволила доказать необходимость и эффективность целенаправленной педагогической работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о социальной значимости труда взрослых в процессе специально организованной деятельности.  Подтверждением этому служат положительные изменения количественных и качественных показателей в уровнях сформированности представлений у детей дошкольного возраста о труде взрослых.

 

 

Перспективы:

— оформления Центра профориентации в группе;

 – создания в группах Альбомов «Профессия» с рисунками, фотографиями, загадками, стихотворениями о профессиях;

– оформления и постоянного обновления информационного блока «Моя семейная родословная» — это семейные родословные рабочих профессий, которые учат наших воспитанников гордиться профессией своих родителей;

– пополнение атрибутов для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр с тематикой рабочих профессий;

 – составление картотеки дидактических игр «В мире профессий», «Знакомство с профессией через игру»;

 – создание банка презентаций для проведения образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями: «Что такое профессия»; «Профессии прошлого и настоящего»;

– создание «Лэпбуков» при знакомстве дошкольников с профессиями;

– собрания видеоматериалов: «Профессии моего города» и др.


×
×