Автор: Ботвина Наталья Николаевна
Консультация для родителей
«Ранняя профориентация. Знакомство детей с профессиями через сюжетно – ролевые игры»
Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.
М. Горький.
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми — сюжетно-ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята водят самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города. В этих играх специфика труда и быта каждого края, каждой области. Поэтому в детских играх часто мы видим отражение труда взрослых. Следовательно, через игру и на этапе подготовки игры расширяются, закрепляются, и углубляются знания детей, а на основе их появляется интерес к разным профессиям. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры
атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
Задача взрослых (педагогов в детском саду, а родителей дома — помочь детям организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.
Поэтому, уважаемые родители, побеседуйте с ребенком о профессиях. Во время увлекательной беседы вы поймете, насколько сформирован у вашего ребенка интерес к труду взрослых, какие профессии ему нравятся и быть может, дома вы сможете организовать настоящую сюжетно – ролевую игру.
Организовать такую беседу можно в процессе небольшой игры.
Игра «Кто, где работает?» |
Спросите у ребенка: кто работает в магазине…, в детском саде…, в больнице…, в парикмахерской… Например: в детском саде работают воспитатели, помощники воспитателей, повара, медсестра, заведующая. Загадайте загадки: «У меня немало дел, если кто-то заболел. Всех я вылечу друзья! Отгадайте, кто же я?», «Каждый день сажусь в кабину, завожу мотор машины, еду в дальние края. Отгадайте, кто же я?», «Ножницы, шампунь, расческа, всем я сделаю прически. Стригу и взрослых, и детей. Отгадай меня скорей!». |
Игра «Кому это нужно?» |
Покажите ребенку различные предметы (пылесос, шприц, кастрюля, ведро). Предложите назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы разливать суп и компот. Или: нож, доска, кастрюля — нужны повару, чтобы приготовить еду. |
Игра «Кто что делает?» |
Спросите у ребенка: что делает повар…, врач…, помощник воспитателя…, водитель…, парикмахер и др. Предложите ребенку показать задуманное действие человека какой-либо профессии, а Вы, в свою очередь, попробуйте отгадать. Можно посоревноваться: кто больше назовет действий (повар — режет, жарит, печет, варит, готовит и др.) |
Игра «Исправь ошибки» |
Предложите ребенку послушать, заметить и исправить ошибки. Например: врач готовит вкусный обед, воспитатель лечит людей, повар делает уколы. Что не так? Ребенок исправляет и говорит правильный ответ. |
Игра «Четвертый лишний» |
Покажите ребенку 4 картинки или схематично нарисуйте (кастрюля, шприц, градусник, фонендоскоп). Спросите: какой предмет будет лишний? Почему? Ребенок высказывает свое предположение, выстраивая логическую цепочку: кастрюля — лишняя, потому что она нужна повару, а остальные все предметы нужны врачу. Можно спросить: зачем? |
Предлагаем, Вам игровой материал для формирования у детей интереса к людям разных профессий.
Опрос детей по теме: Формирование интереса у дошкольников к людям разных профессий
I. Название профессии. Кто это? ребенок по картинкам определяет и называет профессию человека.
1. помощник воспитателя;
2. медицинская сестра;
3. повар;
4. дворник;
5. водитель.
II. Трудовые действия. Что он делает на работе?
1. помощник воспитателя;
2. медицинская сестра;
3. повар;
4. дворник;
5. водитель.
III. Предметы и орудия труда. Что нужно для работы?
1. помощнику воспитателя;
2. медицинской сестре;
3. повару;
4. дворнику;
5. водителю.
IV. Значимость и необходимость труда. Зачем нужна такая работа?
1. помощник воспитателя;
2. медицинская сестра;
3. повар;
4. дворник;
5. водитель.
А сейчас немножечко подумаем и порассуждаем………
1. Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с профессиями людей? Почему?
2. Интересуется ли ваш ребенок, кем вы работаете? Какие вопросы он вам задает?
3. Как вы знакомите ребенка со своей профессией?
4. В какие профессии ваш ребенок играет дома? Какие действия при этом он совершает? Как вы поддерживает интерес ребенка в этой игре?
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
(Для формирования у детей интереса к людям разных профессий)
«Кому без них не обойтись»
Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры: взрослый показывает ребенку предмет, а он называет профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.
«Что сначала, что потом?»
Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий.
Ход игры: родитель просит ребенка научить куклу пылесосить. Спрашивает, что нужно сделать сначала, что потом (включить в розетку, потом нажать кнопку, пропылесосить, нажать кнопку выключателя, вытащить вилку из розетки). Предложить можно и другие трудовые процессы.
«Что хочет делать Маша?»
Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры: мама обращается к дочери от имени куклы Маши:
— Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло. Подставляет кукле называемые ею предметы.
— Как ты думаешь, что она будет делать? (стирать). Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль, пшено. Что она собирается делать? (кукла хочет варить кашу). Как называется каша? (пшенная).
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы, для старших детей можно использовать картинки с изображением предметов или просто перечисляет эти предметы без показа иллюстраций.
«Кому это нужно»
Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры: взрослый показывает ребенку различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью (это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот).
«Кому, что надо для работы?»
Цель: учить детей использовать в речи существительные ед. ч. дат. падежа (нож, доска, кастрюля, половник — нужны повару и др).
«Назови предмет, которого не хватает»
Цель: учить ребенка подбирать предметы по аналогии.
Дворнику — лопата, продавцу — касса, врачу — фонендоскоп, повару – кастрюля
«Кто что делает?»
Цель: учить ребенка подбирать как можно больше глаголов к названию профессии. Врач что делает? Повар что делает? Дворник что делает? Парикмахер что делает?
«Угадай профессию по описанию»
Цель: учить ребенка находить соответствующие понятия. (повар — готовит; врачу — лекарство, белый халат, градусник)
«Кто какой, какая?»
Цель: расширять словарный запас ребенка, учить подбирать слова определения к разным видам профессий.
Водитель какой? — внимательный, сильный, сосредоточенный Повар какой? — ловкий, аккуратный, внимательный
«Скажи наоборот»
Цель: учить ребенка подбирать слова антонимы. Добро — польза — купить — грязь
Войти — говорить — взять — насорить Помогать — чинить — ломать — рано Трудно – быстро
«Исправь ошибки в предложениях»
Цель: упражнять ребенка в употреблении предложений со значением противопоставления.
Врач готовит для ребят вкусный обед. Повар готовит вкусный обед, а врач лечит людей.
«Я начну, а ты продолжи»
Цель: упражнять ребенка в употреблении сложноподчиненных предложений. Врач лечит людей, чтобы…
Строитель строит дома, чтобы…
Парикмахер подстригает людей, чтобы…
«Маленький — большой»
Цель: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Лопата — лопатка, ведро – ведерко
«Что из чего получается»
Цель: упражнять в образовании слов по аналогии.
Сок из моркови — морковный; варенье из яблок – яблочное