Автор: Дёмина Наталья Анатольевна
УДК 376.356
ББК 74.5
Расширение лексического запаса у школьников 5-6 классов с недостатком слуха на уроках литературного чтения
Дёмина Наталья Анатольевна, студентка магистратуры,
«Северо — Кавказкий Федеральный Университет», г. Ставрополь, e-mail: nata.dmina.75@mail.ru
Попова Елена Павловна канд. педагогических наук, доцент кафедры русского языка, «Северо — Кавказский Федеральный Университет»,г.Ставрополь e-mail: popova.helen@gmail.com
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению специфики и содержанию работы по расширению лексического запаса школьников 5-6 классов с недостатком слуха. Необходимость социализации школьников 5-6 классов с недостатком слуха требует разработки эффективной технологии формирования их лексического запаса. Однако данному процессу не хватает достаточного внимания и исследований.
Ключевые слова: лексический запас, словарная работа, обогащение словаря, активизация речевой деятельности, специфика развития речи, формирование лексических понятий, речевые навыки, лексический состав литературных произведений, лексические упражнения, контекст.
Expansion of lexical reserve in children of 5-6 classes with hearing impairment in literary reading classes
Dyomina Natalia M. Anatolyevna, Master’s student,
«North — Caucasus Federal University», Stavropol, e-mail:nata.dmina.75@mail.ru
Popova Elena Pavlovna Kand. Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Russian Language, «North — Caucasus Federal University», g. Stavropol e-mail: popova.helen@gmail.com
Annotation: The article is devoted to consideration of specificity and content of work on expansion of lexical reserve of pupils of 5-6 classes with hearing impairment. The need to socialize schoolchildren in grades 5-6 with hearing impairment requires the development of effective technology to form their lexical reserve. However, this process lacks sufficient attention and research.
Keywords: lexical reserve, vocabulary work, enrichment of vocabulary, activation of speech activity, specificity of speech development, formation of lexical concepts, speech skills, lexical composition of literary works, lexical exercises, context.
Лексический состав литературных произведений играет важную роль в развитии речи и необходим для успешного общения. Проблема развития речи учащихся с нарушением слуха привлекает внимание исследователей, как в России, так и за рубежом. Одной из задач работы над развитием лексического запаса учащихся является расширение словарного запаса и активизация их речевой деятельности. Для достижения этих целей необходимо развивать у учащихся лексические навыки, уточнять состав слова и разрабатывать навыки произношения, чтения и письма.
Боскис Р.М. отмечает, что работа над лексическим запасом должна осуществляться систематически как на уроках литературного чтения, так и во внеклассной работе, как в индивидуальном режиме, так и в группе. В связи с этим становится важным улучшение технологии работы над развитием лексического запаса учащихся 5-6 классов с нарушением слуха на уроках литературного чтения. Отсутствие возможностей для практики речи в речевом окружении и языковой среде может быть причиной недостаточного овладения языком ребенком.
По мнению Розановой Т.В. трудности в усвоении учебного материала возникают, когда школьники не достаточно практикуют использование отдельных слов и словосочетаний. Особенности формирования лексических понятий и развития речи у детей с нарушением слуха являются важными факторами в процессе усвоения знаний. Исследования в области языковой психологии показывают, что эффективное обучение планированию должно осуществляться через практическую деятельность, в которой детям предоставляется возможность последовательно выполнять определенные действия. Затем они постепенно развивают способность планировать свою речевую и мыслительную деятельность. Согласно Давиденко Т.П., в процессе обучения дети учатся составлять отчеты, краткие и полные заявки, а также планы, соответствующие их возрасту и образованию. Особенности обучения глухих и слабослышащих школьников делают этот процесс все более сложным с каждым годом. Мнение Донской Н.Ю. и Комаровой К.В. подтверждает важность развития словарного запаса для улучшения понимания речи. Развитие лексических навыков способствует улучшению речевой практики и позволяет ученикам понимать незнакомые слова на основе контекста и ситуации. Чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему воспринимать речь на слух и осмысливать информацию. Литературные уроки включают широкий спектр заданий по работе со словарем, которая направлена на следующие цели:
-Усвоение лексического состава литературных произведений и уточнение значений слов, которые уже знакомы школьникам.
— Введение этих слов в связную речь. Освоение практических навыков использования различных языковых, стилистических и выразительных средств.
Эмилия Ивановна Леонгардт подчеркивает, что расширение словарного и лексического запаса является одной из основных задач для детей, имеющих слуховые проблемы в специальной школе. Ограниченный словарный запас, недоразвитие речи и отставание в развитии — это естественные последствия нарушения слуха у детей. Чтобы помочь им догнать своих сверстников в развитии, педагог должен внести значительный вклад. Учитель проводит разнообразные занятия, направленные на развитие речевых навыков, активизацию познавательной деятельности и расширение кругозора учащихся. Особую роль играет использование различных методов, приемов и способов, которые эффективны для запоминания правильного написания слов. Требуется переработать текст о развитии интереса к слову и образным аспектам языка у учащихся 5-6 классов, а также о значимости этого аспекта для более глубокого понимания художественных произведений. Текст также должен рассказывать о словарной и лексической работе в развитии языковых навыков детей с нарушениями слуха, подчеркивая их особенности и трудности в усвоении новых слов. Развитие интереса к слову и языковым образам важно для формирования языковых навыков у учащихся 5-6 классов. Часто этому аспекту не уделяется достаточного внимания, и это препятствует полному пониманию и наслаждению художественными произведениями. Понимание значения художественных языковых средств играет важную роль в формировании эмоциональной реакции на произведения, а также помогает ученикам осознать замысел автора и обогатить свою речь.
Словарная и лексическая работа являются неотъемлемой частью развития языковых навыков у детей с нарушениями слуха. Она направлена на расширение словарного запаса, улучшение понимания и использования слов в речи, а также на формирование правильного произношения и грамматической структуры предложений. Однако, из-за особенностей слухового восприятия, эта работа может быть более сложной и требовательной для детей с нарушениями слуха. Исследования показывают, что дети с нарушениями слуха часто испытывают трудности в освоении новых слов и их правильном использовании.
В своей работе Уфимцева Л.П. утверждает, что преодоление трудностей в формировании лексического запаса связано с тем, что дети с нарушениями слуха не слышат речь в повседневной жизни. Специфика развития речи на уроках литературного чтения у детей с нарушениями слуха играет важную роль и лексическая работа должна проводиться систематически. Обучение детей лексике помогает тренировать органы речи, облегчает понимание смыслового значения слов и учит выражать мысли и чувства с помощью лексических и грамматических знаков. Не смотря на постоянный интерес ученых к проблеме формирования лексической стороны речи у школьников с нарушением слуха, это является необходимым условием для их социализации. Однако до сих пор данная проблема остается недостаточно исследованной и требует дальнейшего изучения.
Развитие интереса к языку и образным аспектам литературы является одной из ключевых задач на уроках литературного чтения для учащихся 5-6 классов. Этот аспект играет значительную роль в формировании глубокого понимания художественных произведений. Увеличение интереса к словам и образам помогает ребятам расширить свой словарный запас, развить языковые навыки и улучшить коммуникативные навыки. Чтение и анализ художественных текстов на уроках литературного чтения становится для учеников увлекательным и познавательным процессом, который помогает им погрузиться в мир словесного искусства. Понимание образных аспектов языка помогает учащимся более глубоко вникать в смысл произведений, а также раскрывать скрытые значения и символы. Они начинают видеть связь между словами и образами, осознавая, как эти элементы помогают автору выразить свои мысли и идеи. Уникализация и развитие интереса к слову и образам имеет большое значение не только с педагогической стороны, но и для развития эстетического восприятия и критического мышления у учащихся. Благодаря этому, ребята могут наслаждаться литературными произведениями, анализировать их сами и выражать свои мысли и эмоции через язык и образы. Таким образом, развитие интереса к слову и образным аспектам языка на уроках литературного чтения является неотъемлемой частью образовательного процесса, оно способствует глубокому пониманию и анализу художественных текстов, а также развитию литературно-языковых навыков у учащихся 5-6 классов.
Развитие интереса к слову и языковым образам играет важную роль в формировании языковых навыков у детей с нарушениями слуха. Однако этому аспекту нередко уделяется недостаточное внимание, что мешает полному пониманию и наслаждению художественными произведениями. Понимание значения художественных языковых средств оказывает влияние на эмоциональную реакцию на произведения и помогает ученикам осознать замысел автора, а также обогатить свою речь. Важной составляющей развития языковых навыков у детей с нарушениями слуха является словарная и лексическая работа. Она направлена на расширение словарного запаса, улучшение понимания и использования слов в речи, а также на формирование правильного произношения и грамматической структуры предложений. Однако из-за особенностей слухового восприятия эта работа может оказаться более сложной для детей с нарушениями слуха. Исследования показывают, что такие дети часто испытывают трудности в освоении новых слов и их правильном использовании.
Уфимцева Л.П. отмечает, что преодоление трудностей в обогащении словарного запаса у детей с нарушениями слуха связано с их ограниченным слушанием речи в повседневной жизни. В связи с этим, для этих детей важно систематически проводить работу по развитию речи в рамках уроков литературного чтения, учитывая особенности данной группы обучающихся. Обучение лексике помогает тренировать речевые органы, улучшает понимание значения слов и развивает умение выражать мысли и эмоции при помощи лексических и грамматических средств.
Несмотря на постоянный интерес ученых к проблеме формирования словарного запаса у школьников с нарушением слуха, это только необходимое условие их социализации. Тем не менее, данная проблема до сих пор остается малоизученной и требует дальнейших исследований.
Библиографический список
1. Боскис, Р.М. Учитель о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. — М.: Просвещение, 1988. — 125 с.
2.Давиденко, Т.П.; Комарова, А.А. Словарь лексики русского жестового языка: учебные видеоматериалы. М.: Центр образования глухих и языка жестов, М.: Просвещение, 2006. — 101с.
3.Донская Н. Ю., Комаров К.В. Обучение грамоте // Книга для учителя школы для слабослышащих. М.: 1995. — 457 с.
4.Кабакова Н. М. Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе // Молодой ученый. М.: Просвещение 2016. № 27. С. 675─677.
5.Леонхардт А. Служба кохлеарной имплантации детям глухих родителей // Дефектология. 2014. №2. с. 21-28.
6.Никитина речь на уроках чтения. (Методическое пособие). — СПб.: Издательство «Образование», 1997. ─ 171 с. (11/5, 5 п. л.)
7.Уфимцева Л.П., Беляева О.Л. Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2012. ─ 148 с.
Bibliographic list
1. Boskis, R.M. Teacher about children with hearing impairments / R.M. Boskis. — Moscow: Prosveshchenie, 1988. — 125 с.
2.Davidenko, T.P.; Komarova, A.A. Dictionary of Russian sign language vocabulary: educational video materials. M.: Center for Education of the Deaf and Sign Language, M.: Prosveshchenie, 2006. — 101с.
3.Donskaya, N. Yu. Komarov K.V. Literacy training // Book for the teacher of the school for the hearing impaired. М.: 1995. — 457 с.
4.Kabakova N. M. Lexical work in the lessons of writing and speech development in a remedial school // Young Scientist. M.: Prosveshchenie 2016. no. 27. ¬ С. 675─677.
5.Leonhardt A. Cochlear implantation service for children of deaf parents // Defectology. 2014. №2. с. 21-28.
6.Nikitina speech at reading lessons. (Methodical manual). — SPb.: Izdvo «Obrazovanie», 1997. ─ 171 с. (11/ 5.5 p. l.)
7.Ufimtseva L.P., Belyaeva O.L. Formation of communicative competence of hearing-impaired children in the process of integrated learning in a comprehensive school: a teaching manual. Krasnoyarsk, 2012. ─ 148 с.