Автор: Сыртланова Лилия Фаизьяновна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалым «Берёзка»
Проектная деятельность в средней группе на тему:
«Растим патриотов вместе!»
Когалым, 2024
Проектная деятельность в средней группе на тему:
«Растим патриотов вместе!»
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
/Л.Н. Толстой/
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном детстве — важнейшем периоде становления личности, ведь оно напрямую связано с воспитанием у детей любви к «малой Родине». Нужно признать, что с раннего возраста ребёнку недостаточно прививается любовь и уважение к семье, к Родине. Телевидение, компьютер играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о родном крае, родном городе. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства. Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о семье, родном городе, воспитание у детей патриотических чувств.
Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является, одной из актуальных тем воспитательной работы. Она включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Отсюда следует, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовно-нравственного начала.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач. Семья для ребенка это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного.
Дети — это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина, и наша задача — воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее!
Начинать воспитание любви к своей Родине нужно с малого. С любви к своему месту, где ты родился и вырос, показать ребёнку красоту родного края.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.
Паспорт проекта
Тип проекта |
Познавательно-игровой |
Место реализации |
МАДОУ «Березка» |
По продолжительности |
Краткосрочный |
По форме реализации |
Групповой |
Участники проекта |
Дети средней группы, воспитатели, родители, узкие специалисты |
Цель проекта: воспитание чувства любви и уважения к членам семьи, к Родине, родному городу. Формирование духовно-нравственных ценностей.
Задачи проекта:
• Обеспечение необходимых условий для реализации проекта: наличие методической литературы, пособий, художественной литературы для детей, организация экскурсий, создание развивающей среды в группах и т. д.
• Формирование чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду;
• Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
-Знакомить детей с символами государства (герб, флаг,)
-Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям,
народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, народным играм.
-Сформировать уважительное бережное отношение культурным ценностям
-Развить способности к индивидуальному творческому самовыражению в
различных видах творчества.
Ожидаемые результаты проекта Реализация данного проекта предполагает:
Дети:
1.Воспитать чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях.
2.Будут иметь представление о городе, в котором они живут. Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье. Будут иметь передавать интерес к родному краю, через продуктивную деятельность, рассказах.
3.Будут иметь первые представления о защитниках Отечества военных профессиях, боевой техники.
4.Будут сформированы уважительное, бережное отношение культурным ценностям.
Родители:
1. Вовлекать в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
2. Осознать родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.
Формы организации:
1. Опрос детей.
2. НОД по соц.культурным истокам «Любимая сказка», НОД,совместное занятие с родителями по познавательному развитию «В кругу семьи»; НОД по развитию речи «Самое главное семья», НОД по рисованию «Портрет мамы», лепка «Цветы для мамы», аппликация «Веер для бабушки», «Открытка для папы», НОД по развитию речи «Мой дом, мой город», «Достопримечательности города», НОД по познанию «23 Февраля — День Защитника Отечества», «Военная техника», НОД по рисованию «Танк», «Птицы нашего края».
3.Рассматривание альбомов «Мой город», «Моя семья», «Дружба народов», рассматривание картин «Мой край».
Работа с социумом: с сотрудниками библиотеки провели совместное занятие «Традиции народов ханты и манси».
3. Консультация «Год семьи», «Совместные игры с детьми», «23 февраля День Защитника Отечества», «Растим патриотов вместе»
4. Выставка Мини-музей «Родина бывает разная, но у всех она одна!».
5. Выставка детских рисунков «Моя семья», «Портрет мамы», «Герб моей семьи», «Танк» аппликация «Подарок для папы», «Мой дом», «Веер для бабушки», лепка «Цветы для мамы», «Птицы нашего края».
6. Развлечение с участием родителей «23 Февраля», «8 марта», «Масленица».
7. Взаимодействие с детским садом «Сказка» по нравственно-патриотическому воспитанию.
Проект состоит из двух блоков
I блок «Я и моя семья»
Cемья — это место, где мы чувствуем себя счастливыми. Семья — это самое главное, что есть в нашей жизни, ведь именно в ней мы растем, усваиваем определенные ценности. Общество и целые страны начинаются именно с семьи. Еще А. Н. Острогорский писал: «Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты». И сегодня, когда родители проводят очень много времени на работе, тяжело вкладывать в ребенка ценность семейных отношений. В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях. Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Растим патриотов вместе!», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель:
Расширение представлений детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи :
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Этапы реализации I блока:
I этап – подготовительный
На начальном этапе проекта нами был подобран материал, определён желаемый продукт проекта:
Выбор форм, методов и приемов взаимодействия между участниками проекта.
Методическое оснащение: составление конспектов и сценариев образовательной деятельности с детьми.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
1. Опрос детей.
2. НОД,совместное занятие с родителями по познавательному развитию «В кругу семьи»; НОД по соц.культурным истокам «Любимая сказка»; НОД по развитию речи «Самое главное семья», НОД по рисованию «Портрет мамы», лепка «Цветы для мамы», аппликация «Веер для бабушки», «Открытка для папы»
3. Рассматривание альбома «Моя семья», «Кем работают твои родители?»
Взаимодействие с детским садом «Сказка» по нравственно-патриотическому воспитанию. «Что такое семья, семейные традиции?»
Форма взаимодействия с родителями:
Разработка консультации «Год семьи», «23 февраля День Защитника Отечества», «Совместные игры с детьми».
Мастер-класс «Основы нравственно-патриотического воспитания в семье»
Выставка Мини-музей «Родина бывает разная, но у всех она одна».
Участие родителей в развлечении ко Дню Защитника Отечества, праздник 8 Марта
Посещение мастер-класса в библиотеке совместно с родителями «Открытка папе».
Привлечение родителей к оформлению фотогазеты «Семейные ценности»
Масленица
Домашнее задание: нарисовать с детьми герб семьи.
——-
Выставка детских рисунков «Моя семья», «Портрет мамы», «Герб моей семьи», «Танк» аппликация «Подарок для папы», «Мой дом», «Веер для бабушки», лепка «Цветы для мамы», «Птицы нашего края».
Экскурсия в краеведческий музей детского сада, ознакомление с театральной комнатой детского сада, посещение мини-выставки к 23 февраля, смотр мини-музей «Родина бывает разная, но у всех она одна».
Мастер-класс с родителями «Основы нравственно-патриотического воспитания в семье», посещение мастер класса в библиотеке совместно с родителями «Открытка папе».
«Эстафета Победы» на прогулке совместно с группой №8 «Гнездышко»
III этап-заключительный
Обработка результатов по реализации I блока проекта
Развлечение и праздники «23 Февраля День Защитника Отечества», «8 марта»
Инсценировка «Амина и ее дружная семья»
Режим работы: во время и вне занятий.
Чтение художественной литературы:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Цветик-семицветик» В. Катаев,«Мамина работа» Е. Пермяк, «Мамина дочка» В.Белов,«Косточка» К.Ушинский,«Старый дед и внучек» Л.Толстой,«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто,«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский,«Похищенное имя» Шорыгина Т.А.
Беседы:
«Выходной день в моей семье»
«Как я помогаю дома»
«Кем работают твои родители» (с использованием альбома)
«Как мы отдыхаем»
«Профессии моих родителей»
«Как я помогаю родителям»
Дидактические игры:
«Кем быть?»
«Сложи картинку»
«Определи возраст»
«Закончи предложение»
«Кто старше?»
«Кто младше?»
«Исправь Незнайку»
«Родственные отношения»,
«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».
«Назови как тебя дома ласково называют?
Сюжетно — ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин».
Театрализованные игры: «Возьми Мишку на прогулку», «День Рождения», «Бабушка Маланья», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Репка», «Теремок».
Инсценировка «Амина и ее дружная семья» (показ детям средним группы «Крепыш», «Семицветик», «Дубравушка», а так же ребята показали инсценировку на мастер-классе родителям «Основы нравственно-патриотического воспитания в семье».
II Блок: «Моя малая Родина»
Проблема: дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности.
Актуальность темы:
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города надо его хорошо знать.
Цель- воспитывать патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за «малую» Родину.
Задачи:
1.Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему, родного края, чувства гордости за свою Родину.
2.Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
3.Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
4.Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
5.Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
6.Знакомить детей с символами государства (герб, флаг,)
7.Воспитание здорового образа жизни.
Этапы реализации II блока
I этап – подготовительный
Пополнение предметно – развивающей среды: оформление патриотического уголка, подбор иллюстрации и литературы, стихов о Родине, о городе.
Выбор форм, методов и приемов взаимодействия между участниками проекта.
Методическое оснащение: составление конспектов и сценариев образовательной деятельности с детьми.
II этап-основной
НОД по развитию речи «Мой дом, мой город», «Достопримечательности города», НОД по познанию «23 Февраля — День Защитника Отечества», «Военная техника», НОД по рисованию «Танк», «Птицы нашего края».
-Беседа о родном городе; «Мой город Когалым», «Жизнь народов Севера»
— Рассматривание альбомов «Достопримечательности», «Дружба народов»
-Экскурсии: «В библиотеку», «Масленица — площадь», в краеведческий музей
-Рассказы детей: «Где я люблю бывать?» «Самое красивое место»
Физкультурный досуг на прогулке «Эстафета Победы»
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Больница», «Парикмахерская», «В гости к другу»
Строительные игры: «Наш детский сад», «Дома на нашей улице»
«Здания нашего города»
Дидактические игры: «Найди тень», «Найди лишнее», «Достопримечательности Когалыма»
«Найди хантыйский узор»
Чтение художественной литературы.
Чтение З. Александрова: «Родина», Чтение стихотворения А. Кардашовой «Наш дворец для всех открыт», Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края», В. Клименко «Кто важнее всех на улице», Н.Найденова «Пусть небо будет голубым», «Чем пахнут ремесла» Д.Родари.
Форма взаимодействия с родителями:
Разработка консультации «23 февраля День Защитника Отечества», «Растим патриотов вместе»
Мастер-класс «Основы нравственно-патриотического воспитания в семье»
Выставка Мини-музей «Родина бывает разная, но у всех она одна».
Участие родителей в развлечении ко Дню Защитника Отечества, праздник 8 Марта
Посещение мастер-класса в библиотеке совместно с родителями «Открытка папе».
Домашнее задание: изготовить из подручных материалов макеты на тему «Моя малая Родина».
Работа с социумом: с сотрудниками библиотеки провели совместное занятие «Традиции народов ханты и манси».
Форма проведения: практические занятия, физкультурные досуги, мастер-класс, праздники.
III этап- заключительный
Мини-музей «Родина бывает разная, но у всех она одна!» макет «Наш город – Парк Победы»
Обработка результатов по реализации блока проекта
Презентация проекта «Растим патриотов вместе»
Результаты
1.Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях.
2.Дети имеют представление о городе, в котором они живут. Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
3.Имеют первые представления о защитниках Отечества военных профессиях, боевой техники.
4.Испытывают чувство гордости за свою армию и желание быть похожими на
сильных, смелых российских воинов, любовь к Родине.
5.Сформировано уважительное, бережное отношение культурным ценностям.
Родители:
1. Активно вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
2. Осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.
Заключение
Таким образом, работа получилась и познавательной и творческой. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новое.
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, семье и друзьям, учить помогать друг другу, в общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина России.