Растим юных патриотов: описание эффективной практики приобщения родителей детского сада к формированию патриотических ценностей у детей дошкольного возраста

Автор: Дмитриева Ирина Александровна

Растим юных патриотов: описание эффективной  практики

приобщения родителей детского сада к формированию социально –нравственных (начальных патриотических)  ценностей у детей раннего возраста через  создание

родительского совета «За руку с семьёй»

 

Автор:

Дмитриева Ирина Александровна,

воспитатель МБДОУ детский сад № 22

с. Энтузиаст

Уже в ясельном возрасте важно, чтобы родитель стал активным участником образовательных отношений. От того какую позицию займет самый близкий для малыша человек, будет зависеть взаимодействие и родительская заинтересованность жизнью детского сада.

В самом начале знакомства семей  с укладом и особенностями дошкольной организации мы обсуждали и совместно пришли к решению создать родительский совет — «За руку с семьёй», в котором родители будут участниками воспитательного процесса и смогут выбирать посильную  для каждого  форму участия. Разновидностей  взаимодействия, которые подходят практически всем родителям, было предложено достаточно много. Так не только у воспитателя, но и у родителя появилась возможность стать помощником для ребёнка в формировании интереса освоения образовательных областей.

Когда каждый родитель определился с формой участия, составляется план активностей семей  в жизни группы.  Так родители становятся трансляторами информации и проживают все моменты дружно, им очень важно мнение друг друга, они высказываются, делятся опытом по определённым направлениям. Мастер – классы, тренинги, сбор наглядной информации по выбранным темам организуют и проводят родители воспитанников. Если воспитатель представляет педагогический опыт, то родитель – опыт семейного воспитания!

Одним из решений совета «За руку с семьёй»   является организация ряда проектов по нравственному воспитанию, в котором принимают участие семьи  детей раннего возраста. В тесном союзе с родителями были проведены проекты: «Ожерелье семейных традиций», «Семья на ладошке», «Мамины сказки» и «Дидактические игры для нравственного воспитания малышей» по формированию и накоплению у дошкольников собственного социального опыта.

Первый проект — «Ожерелье из семейных традиций». У каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Задачей родителей было поделится своим семейными ценностями.  В течение месяца в группу приходили представители «За руку с семьёй» и рассказывали, показывали обычаи и правила семьи, играли в игры, устраивали чаепития и многое другое. По итогу встреч было сделано «Ожерелье» из записанных и собранных воедино семейных укладов.

Следующий проект — «Семья на ладошке».  Основными задачами социального воспитания детей раннего возраста являются: формирование умения называть свое имя, имена членов семьи;  развитие представлений о своей семье; воспитание  чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.  Так у «За руку с семьёй» родился проект, о видении ребёнком себя и близких родственников в семье. Символом проекта стала ладошка, на которой дома мамы и папы с детьми рисовали, разукрашивали и изучали  членов своих семей: самого ребёнка, маму, папу, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Придя в группу, малыши  с родителями демонстрировали и называли близких на своих «ладошках».

Проект «Мамины сказки». Реализуя работу по нравственному воспитанию, воспитатели знакомили детей с художественной литературой. На данное направление откликнулись заинтересованные родители, одни из которых изготовили разные виды настольного сказочного театра, а другие озвучили аудио сказки. Материалы были записаны и сохранены на Яндекс диске для возможности повторного и неоднократного использования.

Еще один проект – «Дидактические игры для нравственного воспитания малышей».  Патриотическое воспитание через игру — наиболее простой способ воздействия на сознание детей. И перед тем как было принято решение изготовить тематические дидактические игры, состоялся родительский лекторий, где педагоги осветили вопросы нравственного воспитания. Родители увидели в группе обширную развивающую среду по приобщению малышей к первоначальным патриотическим ценностям и внесли в это направление свой креатив.

Итак, первый блок игр – это игры на формирование первичных представлений ребенка о себе. Одной из изюминок этого раздела стала игра «Одень меня», поразившая детей тем, что куклы были ростовые — мальчик и девочка, которым малыши могут подобрать одежду по сезону, изучить части тела и лицо.

Следующий блок — игры на формирование элементарных представлений о близком окружении. Родители изготовили и демонстрировали разнообразные игровые материалы. Совет «За руку с семьёй» удивил своей находчивостью, добавив элементы творчества, активизирующие знания детей о семье. Игра «Семейный поезд», в котором близкие не просто «едут», а могут меняться местами и выстраиваться по порядку была особенно востребована детьми. Пособия  «Кто что делает» и «Члены семьи» способствовали закреплению задачи программы — формировать первичные представления ребенка  о родителях и близких.

Еще один блок — игры на формирование  элементарных представлений о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях людей. Например,  красочная   игра  «Собери лицо» (папа, мама) была самой популярной у детей, она  дала возможность малышам ясельной группы  систематизировать знания о составных частях лица и лучше познакомятся с эмоциями людей.

Четвёртый блок – это игры на формирование элементарных представлений о детском саду. В раннем возрасте ребенок еще незнаком с окружающим миром, в том числе и с представлениями о дошкольном учреждении. Дидактические игры такого направления становятся одним из важнейших средств в познавательном обучении, формирующем развитие эмоциональной, нравственной и  интеллектуальной сфер. Родители обогатили развивающую среду группы играми – соединялками «Кто что делает», «Няня –воспитатель» и игрой «Кому это принадлежит» на обогащение знаний детей о профессиях работников детского сада. Игры у «совета» получились яркие, практичные и интересные.

Таким образом,  в ходе единой работы педагогов и родительского совета «За руку с семьёй» родители стали педагогическими союзниками, так как они сами окунулись в тему, знали о целевых ориентирах и готовы были к тесному сотрудничеству. Мамы и папы пропустили через себя линию патриотического воспитания и смогли использовать и применять  эти знания в домашних условиях. Можно говорить о том, что работая в тандеме педагог и родительский «образовательный» совет,  получается  идеальная формула  — 

×
×