Размножение голосеменных растений

Автор: Хайруллина Гузалия Галямовна

                             Тема:  Размножение голосеменных растений

             Цель: выяснение особенностей семенных  растений: ознакомление с                        размножением голосеменных растений.        

1). Размножение голосеменных (хвойных) растений на примере сосны.

Давайте с вами рассмотрим размножение голосеменных (хвойных) растений на примере сосны.

Ребята, откройте тетради и запишите тему  « Размножение голосеменных растений»

а). Беседа по вопросам о Голосеменных (Хвойных) растениях с просмотром видеоролика.

·        Назовите известные вам растения из отдела Голосеменные. (Сосна, ель, лиственница, кедр, пихта, кипарис, лиственница, можжевельник).

·        Просмотр видеоролика «Голосеменные» по задании: ответьте на вопрос:

Почему их называют голосеменными. (Потому, что их семена лежат, открыто на поверхности чешуи шишек) просмотр видеоролика «Голосеменные».

Образование семени – важный этап в развитии растений, так как в семени зародыш в течение длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий. У голосеменных в ходе эволюции появились своеобразные органы, в которых созревают семена. Строение этих органов вы можете рассмотреть на гербарных образцах.

б). Строение шишек голосеменных.

Проблема: Из чего состоит шишка голосеменных?

Каждая шишка состоит из оси и сидящих на ней чешуй.

1.    Ребята, найдите все части шишки.

2.    Ребята, как вы думаете, что такое шишка? Это орган растения.

Вывод: Шишка — укороченный видоизмененный побег. Запишите определение в тетрадь.

 

в). Физминутка.

Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна»

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперед-назад)

Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим

(Дети садятся за парты).

д). Сосна – обоеполое ветроопыляемое растение.

Лабораторная работа 14. Изучение строения шишек и семян хвойных растений.

Рассмотрите рисунок и материал в учебнике и опишите размножение сосны.

Весной на молодых ветвях видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны группами у оснований молодых побегов, красноватые сидят по одиночке на верхушке. Слайд№2.

На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Оболочка каждой пылинки имеет два пузырька, наполненных воздухом. Слайд.№3

-Ребята, как вы, думаете, какое значение имеет строение пылинки для растения?

Такие пылинки ветер может переносить на большие расстояния. (Слайд№3)

Красноватые шишки сосны расположены на тех же деревьях, что и зеленовато-желтые. На каждой чешуе развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки). Слайд №.3.

 

Созревшая пыльца высыпается, и ее подхватывает ветер, если она попадет на женские шишки, произойдет опыление. После этого чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой.

На женских шишках пыльца прорастает в пыльцевую трубку, в которой образуются мужские гаметы – спермии. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка – семя, а шишки растут и древеснеют. Сначала они зеленые, затем коричневые. Слайд№3.

Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года, падают на землю и прорастают Слайд №3.

 

 

 

Рассмотрите ветку сосны с шишками и заполните таблицу.

Виды шишек

Расположение на ветке

Строение

Функции

Шишки

красноватые

На вершинах веток

Ось с чешуйками

Созревают семязачатки

Шишки зеленые

У оснований побегов

Чешуйки с пыльцевыми

мешочками

Созревает пыльца

В семенах голосеменных растений имеется ткань, содержащая запас питательных веществ. Это эндосперм, окружающий зародыш.

В результате полового размножения у голосеменных образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры.

Таким образом, у голосеменных зародыш будущего растения образуется внутри семени, находящегося на поверхности чешуй женской шишки.

Весной на молодых ветках сосны можно видеть маленькие шишки двух видов. Зеленовато-желтые, собранные в группы у основании молодых побегов — мужские шишки. Красноватые одиночные на вершинах молодых побегов — это женские шишки. В мужских шишках весной созревает огромное количество пыльцы. Пыльца переносится на женские шишки ветром. Мужские шишки через несколько дней осыпаются, их работа выполнена. Пыльца попадает на липкие чешуи женских шишек. Внутри женских шишек есть семязачатки. Пыльцевая трубка начинает расти к семязачаткам и через 15 месяцев происходит процесс оплодотворения. Женская шишка увеличивается в размерах. Внутри шишки растут семена. Через два года семена созреют и шишка раскроется. Семена выпадут наружу.

Семена голосеменных имеют запас питательных веществ, зародыш защищен от неблагоприятных условий оболочкой.

 

V. Закрепление

1.Какие преимущества имеет семенное размножение по сравнению со споровым?

2. Семена из шишек сосны высыпаются в конце зимы – начале весны. Какое значение в жизни сосны имеет время рассеивания семян?

Задание №3. Тестирование. Выберите правильный вариант ответа:

1.Размножение и расселение голосеменных растений осуществляется с помощью:

а) семян в) спор с) семян и плодов д) цветков е) цисты

2. Голосеменные растения имеют:

а) семя и цветок; в) только семя; с) не имеют ни семени, ни цветка; д) только цветок; е) плод

3.У сосны после опыления семена созревают:

а) через 1 год в) через 2,5 года с) через 1,5 года д) 6 месяцев е) 3 года

4. Что образуется в красноватых шишках сосны?

а) семязачатки; в) споры; с) пыльцевые мешки; д) пыльца; е) столбик.

5. Какое из хвойных деревьев наиболее пригодно для строительства железнодорожных шпал?

а) сосна; в) ель; с) лиственница; д) кедр; е) можжевельник.

Правильные ответы: 1а, 2в, 3с, 4а, 5в.

Задание №4. Загадки:

Есть у родственницы елки неколючие иголки, но, в отличие от елки, опадают те иголки.

( Лиственница).

Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Ель).

У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

VI. Выводы урока

Для голосеменных характерно:

·        листья — хвоинки приспособлены к малому испарению воды. Это приспособление к неблагоприятным условиям жизни;.

·        смола помогает залечивать раны растениям;

·        мужские и женские шишки находятся на одном дереве. В мужских созревает пыльца, а в женских — семязачатки;

·        семена созревают в женских шишках и распространяются ветром, благодаря пленчатым крылышкам.

Р

Коллект

 

VII. Подведе

ние итогов

Выставляются оценки ученикам принявшим участие в ходе урока. Активность определяется с учетом мнения учащихся.

 

Р

Коллект

 

VIII. Выводы урока

Изучить §20, страница 68. ответить на вопросы §, знать основные термины, продолжить заполнение таблицы, по желанию:

Творческое задание. 
Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений.

Р

Индивид

VII. Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Что было сложно?

Что понравилось?

Р

Индивид

 

Приложение 1.

 

Основные признаки

Сосна обыкновенная

Ель обыкновенная

Характер хвои

Хвоинки длинные, 3-5 см. в длину, расположены попарно на сильно укороченных побегах.

Хвоинки короткие 1.5-2 см. расположены одиночно, густо покрывают побеги.

Расположение веток

Ветки собраны в мутовке, по которым можно примерно определить возраст дерева. Нижняя часть ствола не имеет веток.

Ветки распределены от верхушки до основания.

Шишки

Относительно округлые.

Более вытянутые, с гладкими чешуйками.

Характер корневой системы

Пластичная корневая система. Зависит от условий произрастания дерева.

Главный корень обычно развит плохо.

Требования к освещению

Светолюбивая порода. Образует светлые леса (боры).

Тенелюбивая порода. Образует темнохвойные леса.

Требования к почве

Неприхотлива по отношению к почвам.

Требовательна к составу почвы и минеральному питанию.

Потребность во влаге

Не требовательна.

Влаголюбива.

Опыление и распространение семян

Ветроопыляемое растение. Семена распространяются ветром и животными, птицами.

Ветроопыляемое растение. Семена распространяются ветром и животными, птицами

 

Приложение 2.

2.Цикл развития сосны. /рассказ с использованием таблицы, рисунка №146 §42 учебника.

Рассмотрим размножение голосеменных на примере сосны. Весной на ее молодых ветвях видны маленькие шишки дух видов: зеленовато — желтые собранные тесными группами у оснований молодых побегов, красноватые сидят по — одиночке на их вершинах. Каждая шишка состоит из оси и сидящих на ней чешуй.

На чешуях зеленоватых (мужских шишек) развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца, имеющая два воздушных пузырька. Такие пылинки ветер может переносить на большие расстояния. Красноватые шишки сосны расположены на тех же деревьях. На каждой чешуе развивается по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки ).

 

Созревшая пыльца высыпается, ее подхватывает ветер. И если она попадет на женские шишки, то произойдет опыление. После этого чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. На женских шишках пыльца прорастает в пыльцевую трубку, в которой образуются мужские гаметы – спермии. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка – семя, а шишки растут и древеснеют. Сначала они зеленые, затем коричневые. Семена сосны созревают через 1,5 года после опыления, а высыпаются из шишек почти через 2 года. В семенах голосеменных растений имеется ткань, содержащая запас питательных веществ. Это эндосперм, окружающий зародыш. В результате полового размножения у голосеменных образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Сходный процесс происходит и у других голосеменных растений. Вегетативное размножение встречается очень редко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Урок 24

Тема: «Размножение голосеменных  растений»

                                                                 

Цель: выяснение особенностей семенных  растений:  ознакомление с размножением голосеменных.                  

                                          

Задачи: -Образовательные: изучить цикл развития голосеменных растений. Выявить преимущества развития семенных  растений в отличие от  споровых  растений.

-Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных качеств общей экологической  культуры.

-Развивающие: способствовать  развитию интереса к биологии  и закреплению  навыков.

Оборудование: коллекция  шишек,  гербарный  материал хвойных  растений.

              Планируемые результаты обучения

Предметные: Обучающиеся  узнают:

-отличительные признаки голосеменных;

-строение женских и мужских шишек;

-строение пыльцы;

-условия, необходимые для оплодотворения;

-цикл развития голосеменного растения.

Метапредметные: умеют анализировать и оценивать информацию, владеют умением  адекватно  использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей  позиции,  сравнивать разные  точки зрения,  аргументировать свою  точку  зрения, отстаивать свою  позицию;  различают  объем и содержание  понятий.

Личностные:  имеют  познавательные интересы  и мотивы,  направленные  на  изучение  живой  природы;  владеют  интеллектуальными умениями ( доказывать, строить  рассуждения, анализировать, сравнивать,  делать  выводы).

                                   Сценарий  урока

1.Проверка  знаний.

Вопросы: 1) Какое  жизненно важное  свойство  всех  живых  организмов  мы  изучали  на  предыдущих уроках?

2) Что  такое  размножение?

3) Какие  виды размножения  вам известны?

4) Размножение  каких  отделов  растений  мы рассмотрели?

5)    Какие  преимущества  получили одноклеточные водоросли  благодаря  половому  размножению?

6)Как  происходит размножение нитчатых  водорослей?

7)Как происходит  чередование бесполого  и полового  процесса  при  размножении  мхов?

8)Как размножаются  папоротники?

9)    Почему  папоротники  растут во  влажных тенистых  местах, под  пологом  леса,  по  сырым   оврагам?  

2)   Определение темы урока.

-Сейчас мы определим объект  нашего изучения.

Задание  Вашему  вниманию  предоставляются загадки. Вам необходимо выяснить о каком растений идет речь . (Слайд 1)

Что же это за  девица?

Не  швея, не  мастерица.

Ничего не шьет,

А в иголках  круглый  год.  (Ель)

 

 

Елочка  отличная

Только необычная –

К холодам у этой елки

Осыпаются иголки. (Лиственница)

В  жару слезою желтой  плачет,

А в холод слезы  прячет.

Не лиственница и не елка,

Хоть  есть  и шишки, и иголки  (сосна)

Шишки словно у сосны,

Но орешки в  них  вкусны  (Кедр)

Зеленеет кустик стройный,

Как сосна и елка хвойный,

Но  не колки,  как у елки

И у сосны его иголки  (Можжевельник)

 

— К какому отделу относятся все  эти  растения?

— Отдел Голосеменные растения.

 

— Вспомните основные  признаки, характерные для   голосеменного растения.

— Голосеменные – это очень древняя группа высших  семенных  растений.

     —Голосеменные  имеют  стебель, корень,   листья – хвоинки,  чешуйки.

    -Голосеменные имеют  шишку – видоизмен-й укороченный  побег.

   -Голосеменные  образуют  семена,  с помощью которых  размножаются и      распространяются

  — Семена лежат открыто на  поверхности  чешуек  шишек.

 -Итак, какова же  тема сегодняшнего урока?

-Размножение голосеменных растений.

3) Постановка  цели.

Прежде чем  мы   перейдем к рассмотрению вопроса о размножении голосеменных,  нам необходимо вспомнить основные  понятия,  которыми мы  будем оперировать сегодня  на  уроке. Проведем  биологический блиц- опрос. Я называю термин, а вы  должны дать его определение : гаплоидный  набор  хромосом, гаметы, яйцеклетка, спермии, оплодотворение, зигота, опыление, вегетативное  размножение, диплоидный  набор хромосом.

 

 Сейчас  приступим  к рассмотрению  основного  нашего  вопроса. Выскажите свое  предположение  о  способах размножения голосеменных  растений,  исходя из их названия основным  способом размножения голосеменных  растений является  половой способ, т.е. размножение с помощью специал. половых  клеток-гамет. Вегетативное  размножение встречается очень  редко .

4) Физкультминутка

5) Изучение  новой  темы

  Рассмотрим  размножение  голосеменных на  примере  сосны. Сосна – однодомное  растение. Весной на  ее  молодых  ветвях  видны маленькие  шишки  двух  видов. Ребята,  какие  шишки  двух  видов  есть  на   сосне? (работа с учебником)

Зеленовато-желтые собраны тесными группами у оснований молодых  побегов, это мужские  шишки. Красноватые сидят  поодиночке на их  вершинах, это женские  шишки

 Ребята, какое  строение   имеет    шишка? (из  оси  и сидящих  на  ней  чешуй). На  каждой   чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся  женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный  набор хромосом. (Слайд. Строение женской  шишки).

Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях зеленоватых шишек развиваются  по  два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца  включает в  себя пыльцевое  зерно,  состоящее из вегетативной  и генеративной клеток и  два  воздушных  мешочка,  которые придают  легкость  пыльце. ( Слайд)    Пыльца  может легко переноситься  ветром.

 Весной  сосны   начинают  « пылить» , т.е из мужских шишек  начнет высыпаться пыльца. Созревшая  пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские  шишечки на  пыльцевход семязачатков.

Ребята,  как  называется  этот  процесс? Правильно – опыление.

Голосеменные  производят  огромное  количество  пыльцы Ребята, объясните  почему? (Перенос  пыльцы  ветром зависит  от  случая, малоэффективен, поэтому у  хвойных образуется  очень много  пыльцы)

После опыления чешуи   красноватых  шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у  сосны  происходит  на  следующий  год ( через 12-14 мес . после опыления)  Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна  образуется пыльцевая  трубка, а из генеративной клетки внутри этой трубки образуется два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует  только  один спермий, второй – погибает. В результате  оплодотворения образуется  зигота с диплоидным  набором хромосом.. Зигота  дает  начало зародышу, а из  всего семязачатка образуется  семя с запасом  питательных  веществ, который  находится  в  эндосперме. Оболочка  семени образуется  из  покрова семязачатка.

— Шишки  растут и древесневеют. Семена  сосны  созревают  через  полтора  года  после опыления, а высыпаются  из  шишек почти  через  два  года.

 

Итак, ребята, сделаем вывод – в результате  полового размножения  у голосеменных  растений  образуются  семена,  состоящие из зародыша, эндосперма и семенной  кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это  приспособление для  распространения  семян  ветром. Попадая  в  почву. Семя  прорастает в  проросток, который  дает  начало  молодому растению 

Задание: В  ядре  клеток листьев  сосны  находится   24 хромосомы. Какой  набор  хромосом  содержат  половые  гаметы  данного  растения: яйцеклетки и  спермии?

-Появление семени – важный  этап в эволюции  растений.  В  чем  заключается  преимущество  семенного  размножения  перед  размножением  спорами? ( в семени  зародыш  в  течение  длительного  времени сохраняется от  неблагоприятных  условий. У  всех  семян  имеется  запас  пит. веществ, который увеличивает  шансы  молодого  растения  на  выживание. Семенное  размножение  не  зависит  от  наличия  воды.

5) Экологические  проблемы  лесов

6) Закрепление  темы

Задание:  

 -Какие  утверждения верны?

-Только у  голосеменных  растений имеется специа. орган – видоизменный побег – шишка.

— На  побегах  хвойных  растений развиваются три  типа  шишек.

— В  женских  шишках хвойных  образуется  пыльца.

— В  мужских  шишках  образуются семязачатки с яйцеклетками.

— Пыльцевое  зерно  состоит из вегетативной и генеративной  клеток.

— Вегетативные  и генеративные клетки не играют  ни  какой  роли  в  процессе оплодотворения.

— Половые  гаметы:яйцеклетка и сперматозоид имеют гаплоидный  набор хромосом.- После  оплодотворения яйцеклетки  и сперматозоида образуется

зигота с  гаплоидным набором хромосом.

— Запас пит.веществ в семени голосеменных находится  в  зародыше.

7) Итоги  урока

1 Голосемянные относятся к особой группе высших растений- семенным растениям

2 Образование семян-прогрессивный шаг эволюции

3 Семена лежат открыто на семянных чещуях шишек. Образуется из семязачатков в результате опыления и оплодотворения

Выставление оценок ученикам принявшим участие в ходе урока

8)Домашнее задание

Подготовить сообщение о любом хвойном растении

9)Рефлексия

1 Что нового узнали на уроке?
2 Что было сложно?
3 Что понравилось?

 

×
×