РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОЦЕНКЕ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автор: Михайлюк Валерия Витальевна

В статье приводится характеристика составляющих эффективности деятельности таможенных органов. В результате проведённого анализа системы показателей оценки деятельности таможенных органов были выявлены характерные для настоящего времени проблемные вопросы в исследуемой области, а также даны рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова: современные тенденции, таможенные органы, система оценки, специфика выполняемых функций.

 

Введение

Интеграционные тенденции последнего десятилетия привели к изменению модели управления не только в коммерческих организациях, но и в государственной службе. Показателем развития таможенной службы любого государства является наличие в её потенциале развитой инфраструктуры, современных информационных технологий, качественной правовой базы и высококвалифицированных кадров.

На сегодняшний день система таможенных органов Российской Федерации претерпевает существенные преобразования в различных сферах. Изменение и совершенствование системы управления таможенными органами невозможно без анализа эффективности их деятельности, что поднимает актуальность вопросов сущности и методов (подходов) оценки эффективности деятельности таможенных органов, рассматриваемых в статье.

Целью статьи исследование возможных путей повышения эффективности и качества механизма регулирования внешнеэкономической деятельности.

1. Оценка деятельности таможенных органов

Классический подход к управлению таможенной деятельностью базируется на постоянном следовании правилам и процедурам. В этом случае анализ действий работников совершается в значительной мере согласно критериям того, в какой степени четко были соблюдены имеющиеся инструкции [1]. Это часто заслоняет возможность оценки эффективности работы таможенных органов в степени достижения целей. Именно по этой причине эта тема считается актуальной на данном этапе развития таможенных служб в Российской Федерации.

Эффективность таможенной деятельности необходимо понимать, как меру, которая характеризуется достижением итога или степенью приближения к нему.

Большое влияние на определение эффективности деятельности таможенных органов оказывают значимые условия, в которые включаются: эффективность таможенной политики, эффективность таможенного администрирования, эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы, эффективность использования информационных таможенных ресурсов, эффективность использования материально-технической базы таможенных органов, эффективность человеческого фактора таможни.

Следующему ряду требованиям должны соответствовать критерии оценки эффективности деятельности таможенных органов:

– соответствовать функциям (задачам) таможенных органов;

– устанавливаться на основе отчетности;

– демонстрировать, в какой степени государственные услуги удовлетворяют потребности клиентов, а выполнение функций соответствует установленным регламентам.

Нельзя сказать, что существует абсолютная однозначность в вопросах выбора показателей эффективности таможенной деятельности. Это неотъемлемо связано с трудностями формулировки одних показателей при помощи других и их комплексированием в общий показатель, отображающий основную задачу таможенной деятельности [3]. Итак, эффективность деятельности таможенных органов можно рассмотреть, как систему компонентов, отображенных на рисунке 1.

 

Рисунок 1.1. Компоненты эффективности таможенной деятельности [1]

При построении системы показателей эффективности таможенной службы, уместно принимать во внимание и исследовать следующие элементы:

– цели работы таможенной службы,

– системные функции (государственные),

– показатели эффективности согласно любой функции (при их наличии),

– условия, характеризующие эволюцию каждого из показателей,

– разбивку показателей по категориям: качественно-количественные, возможности имеющегося методического и информационного обеспечения с целью формулирования и оценки показателей, административные и прочие ограничения.

Таким образом, система оценка эффективности деятельности таможенных органов рассматривается в качестве значимого инструмента, использование которого дает возможность ФТС Российской Федерации реализовывать стратегические цели. Оценка результативности таможенного администрирования выполняется ежеквартально в соответствие с критериями эффективности, направленным на достижение конечного результата, так называемым контрольным показателями эффективности деятельности таможенных органов.

2. Проблемные вопросы и рекомендации по совершенствованию оценки эффективности деятельности таможенных органов России

Формирование используемой при оценке деятельности таможенных органов методической базы по «методу проб и ошибок» стало возможным из-за отсутствия в практической плоскости достаточной опоры на теоретические аспекты.

Сущность первого проблемного вопроса заключается в отсутствии возможности проведения предварительной проверки работоспособности внедряемых в таможенную практику показателей, методик расчёта и критериев оценки их выполнения [2]. Разумеется, без применения такого рода инструмента никто не может дать гарантию в правильности организации работы таможенных органов по оценке собственной деятельности.

Лишь заблаговременная апробация в отдельных таможенных подразделениях теоретически обоснованных изменений позволит выявить целесообразность их полноценной практической реализации. Это в свою очередь будет способствовать сокращению количества вносимых поправок в ежегодно переиздаваемую ведомственную нормативно-правовую базу и уж тем более не придётся обращаться с изменениями к уже скорректированным ранее положениям.

В результате проводимых из года в год многочисленных коррекций действующие контрольные и аналитические показатели могут быть охарактеризованы как достигшая относительной устойчивости система [3]. Большинство применяемых показателей имеют значительные сроки своей апробации на практике, обладают зарекомендовавшими себя методиками расчёта и критериями оценки.

Однако, это не означает, что система оценки достигла своего оптимального состояния и лимит требуемых преобразований исчерпан. Второй проблемный вопрос состоит в невозможности проведения комплексной оценки всех реализуемых таможенными органами направлений деятельности.

Существующая система оценки использует отдельные показатели, выборочно характеризующие отдельные направления работы таможенных органов, что в свою очередь не позволяет получить целостную картину результатов их деятельности.

Учитывая разностороннюю специфику выполняемых таможенными органами функций и многоуровневую иерархию их управления, становится вполне очевидным, что они не могут быть в полной мере охарактеризованы каким-либо заранее ограниченным числом переменных [1]. Напротив, для обеспечения руководства необходимым объёмом информации по каждому из направлений работы управляемых ими подразделений требуется осуществлять как можно более полный сбор и обработку данных вне зависимости от их значимости. Особую актуальность в этом случае приобретает процесс автоматизации сбора и обработки данных, необходимых для расчёта показателей.

Третий проблемный вопрос заключается в оставлении без внимания внешних факторов, по итогам воздействия которых на деятельность таможенных органов достигается результат, не имеющий прямой зависимости от приложенных должностными лицами усилий по выполнению показателей [2].

Изменение таможенной оперативно-служебной обстановки преимущественно происходит под воздействием организационных, экономических, политических, социальных, нормативно-правовых, регионально-географических и других факторов. Их сочетание вносит произвольные непрогнозируемые коррективы в работу отдельных таможенных органов, что чаще всего отрицательным образом влияет на динамику выполнения ими плановых значений показателей. Существует опасность невыполнения значений показателей должностными лицами по независящим от них причинам.

Выводы

Эффективность таможенной деятельности – это мера, характеризующаяся достижением итога или цели таможенной деятельности или степенью приближения к ней. Эффективность таможенной работы обусловливается значимостью конкретных показателей, отображающих достигнутые результаты работы.

Совершенствование оценки эффективности деятельности таможенных органов России может потребовать коренных преобразований действующей системы показателей, что ввиду значительности требуемых изменений является равносильным разработке новой системы показателей. В тоже время делать это следует постепенно, основываясь на научных методах оценки деятельности таможенных органов.

Аспекты и показатели эффективности должны устанавливаться таким методом, чтобы их вычисленные величины за анализируемый период позволили сопоставить целевые установки и достигнутые итоги, то есть предоставить оценку уровню результативности предпринимаемых мер в соответствии с выбранными стратегиями.

 

ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ

1. Афонин П.Н. Контрольные показатели эффективности деятельности таможенных органов – проблемы применения и перспективы развития // Таможенные чтения. 2020. № 1 С. 79–84.

2. Корчагин П.В. Концептуальные подходы к оценке эффективности деятельности таможенных органов // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2021. № 46. С. 32–36.

3. Кулиева К.Т. Основные подходы к оценке эффективности деятельности таможенных органов. Совершенствование образования, теории и практики таможенного дела. Владивосток. 2019. 120 с.

×
×