разработка урока литературы в 9 классе

Автор: Елена Борисовна Фокина

Урок  в  9 «а» классе   на  тему : «Роль изобразительно — выразительных  средств  в  лирике  С.А.  Есенина»

Цель урока

 —познакомить учащихся с особенностями творческого метода С.Есенина; показать близость его творчества к народному.

 -Развить умение находить в поэтическом тексте примеры изобразительно-выразительных  средств.

— Показать учащимся  песенность,  красочность   поэзии С.Есенина.

         Слайд №1.        Звучит инструментальная мелодия  «Отговорила  роща  …»

 На экране портрет Сергея Есенина.

Позови меня, Есенин, позови
В ту страну, где алый цвет зари,
Где под небом голубым по весне
Скачешь ты на розовом коне.

Привольно раскинулось по правому берегу Оки село Константиво — родина Сергея Есенина.

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости до боли                       слайд №1 ( река закат )
Твою озерную тоска.

Поразительная картина открывается с высокого берега Оки. Огромное , уходящее вдаль  пространство земли: река, луг . Над всем этим безграничное голубое  небо.                                                                              

Слайд №3( река, луг)

Край любимый сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,                                     Слайд №  ( кони )
Я хотел бы затеряться в зеленых твоих стозвонных.

 Есенин писал в автобиографии : «Детство я  провел у деда и бабки по матери.”
                                                                                                                         Слайд № ( изба.)
Вот в этой просторной бревенчатой избе когда-то жил поэт.

 Здесь все как прежде: деревянный стол , лампада,  венские стулья, .    

                                                                               СЛАЙД №( комната )

На речном откосе, напротив дома Есениных,  стоит церковь иконы Казанской Божьей Матери. В её стенах венчались родители поэта , в ней их сын был крещён именем Сергей.    

СЛАЙД №  (ЦЕРКОВЬ )

Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и письменной речи. Cказки ее ,Библия деда, духовные  стихи странников , их  песни, пробудили поэтический  дар слова .

Выткался над озером алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.            СЛАЙД №  (  заря)
Только мне не плачется – на душе светло.

 

Здесь, на рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи      СЛАЙД № ( «РАДУНИЦА «)

                 

   В стихах «Радуницы» и последующих сборниках, складывается особый есенинский СТИЛЬ: растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми,  целостный, прекрасный мир.

СЛАЙД №  ( ЧЕРЕМУХА)

Черемуха  душистая  с весною расцвела                                                                                                 И ветки  золотистые ,что  кудри завила…

Русская, родная природа зазвенела в есенинских стихах голосами птиц, разговорилась журчанием ручьёв и шелестом листьев, разлилась синью и золотом.. 

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,                     СЛАЙД № ( БЕРЕЗЫ)
И холщовый ее сарафан

 

Красота родных рязанских раздолий пробудила  в Есенине   и   дар песенного слова.

Клен, березки, луга, пашни- повторяясь, сочетаясь в группы, образуют свой ритм, почти музыкальное звучание. Воистину сюита.»

                                                      СЛАЙД № ( КЛЕН )

«Клен  ты  мой  опавший ….»   исп.  Ученица    *****  

                                       КОНЕЦ  ПРЕЗЕНТАЦИИ.

  Учитель формулирует проблему.

 С    творчеcтвом  какого  поэта   мы  сегодня  соприкоснемся  на уроке?

-Сменилось не одно поколение, прошли десятилетия, а стихи С. А. Есенина не утратили своего обаяния.

 -В чем истоки этой загадки?

Ответы учеников

·        С. Есенин — удивительный человек, любящий “до радости и боли” отчий край, Россию.

·        Он запечатлел прекрасный облик нашей родины, когда “нивы сжаты”, “рощи голы” и когда она превращается в “несказанное синее, нежное”

·        .Он  воспевал «страну  березового ситца”.

·        С. Есенин  в  небольших  шедеврах    развивал  мысль о том, что человек является частью природы, он не царь и не раб, всего лишь ее дитя.

·         Природа в его стихах чувствует по-человечески, а человек ощущает себя то деревом, то травой, то рекой, то лугом.

·        Любимое средство художественного изображения — это олицетворение  и  метафора.

-Попробуйте  сформулировать тему   урока

 

Цели    : —Вы  знаете  Есенина  как поэта  , сегодняшняя наша  задача  — познакомиться  с Есениным – мастером , музыкантом , художником,

-Как поэт С.Есенин отличался величайшим даром и ярким талантом. Он  может быть смело поставлен в ряд с великими русскими художниками

Проверка  д\з

-Творческая группа иллюстраторов  познакомила нас с проектом “С. Есенин. Истоки”.

 

Дома вы  делали подборку   строк  из  произведений  Есенина , в которых  встречаются   различные  средства  выразительности.

-Какие  стилистические  приемы использует  поэт?  ( олицетворения )

-Что такое  олицетворение ?

-Приведите   примеры  из  произведений  Есенина.

(Зеленая прическа, Девическая грудь,

О, тонкая березка, Что загляделась в пруд» )

( Тихо  август   прилег  ко  плетню «,« Держат липы в  зеленых лапах  птичий  гомон»)

— Какие  СТИЛИСТИЧЕСКИЕ  ПРИЕМЫ использует Есенин  ?

( метафору)? (  сравнения, ) (эпитеты)

-Дайте  определения ?

-Приведите  примеры  из  текстов  Есенина
Эпитеты: «листва золотая», «в кустах багряных», «роща золотая».

Сравнения: «месяц всадник унылый», «и березы стоят, как большие свечки».

Метафоры: «как повиснет заря на мосту», « лижут сумерки золото солнца».                                                             Слово нашим критикам

КРИТИКИ        Н.М.Тарабукин  писал : Есенин  Солнце  сравнивает с колесом, луну- с лягушкой. Отличительной чертой его образов является их антропоморфизм. Он наделяет природу свойствами человека или животного. Осень для него-«рыжая кобыла»», месяц- «ягненочек», изба- «старуха», закат- «красный лебедь»,

 

        Почему многие строка Есенина легко ложатся на музыку?

        Что стихотворениям    придает напевность и мелодичность?

        Что такое звукопись?

        Давайте обратимся к таблице

 

Слайд (   звуковые средства  изобразительности )

  —

 Дайте определение этим средствам изобразительности

     

— Приведите примеры из строчек Есенина («звонкой позолотой взвенивает лес», «поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка», «я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных…»)

    

— Какую роль играет  звукопись в  стихах?

 

 — Есенинская Русь олицетворена, читатель не только видит живую природу, но и слышит ее.

      — Поэт использует неологизм «стозвонный», который усиливает звуковое впечатление. В примерах, какие вы сейчас приводили , это слово встречалось несколько раз.

-Послушаем  мнение  критиков.

 

  КРИТИКИ       

 Исследователь А.А. Козловский утверждал  : « Стихи Есенина полны звуков, запахов и красок… Звенит девичий смех, раздаётся «белый перезвон» берёз, взвенивают ивы, «со звонами плачут глухари,   шумят тростники.  Спас пахнет яблоком и мёдом.  Кругом – мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черёмуховый дым».

 

1.           — Согласны ли вы с тем, что известные вам ранние произведения Есенина полны «звуков, запахов и красок»?

-Дома  вы   выписывали строки из стихотворений, содержащие цветовые эпитеты

Цветопись: «Лунное поле», «Лес зеленый», «Маковая заря», «голубеет песок», «Синь туманная», «белое поле», «багрянец», «малиновая ширь», « белый перезвон», «зелень в цвету и росе», «в желтой пене облака».

– В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают “металлическое” звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный

-Что по  этому поводу  думают критики ?                                                                                                          

КРИТИКИ     К.А.Кедров  писал :  « Есенину понятна цветовая символика древнерусской живописи. Белый- символ чистоты, голубой и синий- символ устремленности к небу, то есть к чему-то недосягаемому, золото- изначальный свет и красный- цвет любви, горения, страсти. Порой в его стихах господствует голубой и розовый «.

Слайд №   таблица    ( символика  цветов ).

А вы не задумывались над тем, почему так много цвета? Откуда он?

Вспомните об истоках творчества поэта.

Ответ ученика. (Есенинские цвета связаны с народным творчеством…)

Вот откуда этот “напоенный сердцем взгляд”. Конечно же, цвет связан с глубинными основами мироощущения Есенина. .

В лирике Есенина преобладают синий, голубой, розовый, золотой цвета. Нередко краски приглушены и словно погружают пейзаж в невесомую дымку:

Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

Любимые есенинские эпитеты – «синий» и «голубой» – постоянные спутники  родины, Руси и юности поэта: «Стережет голубую Русь / Старый клен на одной ноге…»; «Май мой синий, июнь голубой!»
     Классическое трехцветие: красный, синий, жёлтый – восходит и к европейской готике, и к русской иконописи                                                                                                                           Синий , небесный цвет традиционно ассоциируется в художественном сознании с Богородицей. В есенинских цветах –религиозная, иконописная точность: “ О Русь– малиновое поле И синь, упавшая в реку” ( традиционно цвета одежды ИХ и Богородицы– малиновые, голубые)                                                                                                                                                       Сверкающая яркость иконы служила Есенину как бы эстетическим камертоном. Все, к чему поэт притрагивался словом, становилось прекрасным.

КРИТИКИ     Приведу   мнение   литературоведа   Р.Гуль :

«Цвет русского неба.Синим цветом залито всё. И всегда он в отделке с золотом звезд, зорь, заката, золотых осин. «Цветом» достигает поэт  изумительных эффектов. Вчитайтесь в краски, идите за Есениным, — убедитесь сами.»

-Отправимся вслед за Есениным  .

Три основных цвета  : желтый, синий, красный – не только воплощают эстетический образ России, но и богатый мир душевных состояний поэта и его лирического героя, его облика, его судьбы.

Сергей Есенин заставил цветовой образ везти “упряжку смысла”.

В этом и состояло, его открытие, которое и мы попробуем совершить вместе с вами.

Наше открытие. Творческая лаборатория.

Цель нашего открытия: показать, что с помощью слов, соответствующих краскам, поэт сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые  чуткие  движения души.

2. Работа по группам

-Но давайте посмотрим с вами, какие цвета занимают воображение поэта в определенные моменты его жизни, с чем это связано?

-Свои  выводы  за игрой цвета представьте, используя  полоски  цветной  бумаги , а состояние  лирического героя  передайте  на  листах бумаги,

 

1 группа. “С добрым утром” 1914 год        

2 группа. “О верю, верю, счастье есть!. . ” 1917 год

3 группа “Снежная равнина” 1925 год       

 4 группа  « До свиданья , друг  мой , …» 1925

                                                            «До сиданья , друг  мой …»

                                   Нет  цвета                                                    душа опустошена

                                                                     гибель

 

— Что подсказывают годы? Сделайте  вывод.

Движение цвета, его изменение – это движение не только души, но и судьбы поэта и лирического героя.                                                                                                                                — Какому  средству  изобразительности обязан ПОЭТ?

Используя  цветопись,  Сергей Есенин заставил цветовой образ везти “упряжку смысла”.

В этом и состояло, его открытие, которое и мы совершили   вместе с вами.

Слово  критикам

КРИТИКИ    К.А.   Кедров считает :

» Черный и белый цвет в последних стихах Есенина уже не мог вытеснить голубую, розовую, зеленую, сиреневую, золотую, звенящую Русь. Так же как в древнерусской живописи черный ад и белая смерть лишь оттеняют золотое, красное и голубое цветение»

-С. Есенин поэт — философ. Его лирика философична: в ней он говорит о вечных проблемах человеческого бытия. Его поэзия — долгий разговор о своей жизни:

Есенин же связан с осенью и своим ро­ждением (21 сентября), и своей фамилией, которая восходит к общеславянскому корню «есень» (то есть осень), сохранившемуся в рязанском наречии

 

—  Осень как время зрелости и подведения итогов, время удивительных, неповто­римых сочетаний цветов, запахов, звуков ста­новится любимой порой поэтов.

 

—  Поэтическим  шедевром , дневником  души  поэта   является стихотворение  , которое вы услышите .

 

     «Не жалею, не зову, не плачу…      (ученик   читает  наизусть  )

 

АНАЛИЗ      СТИХОТВОРЕНИЯ

-Слово  нашим  исследователям

 

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

  На первый взгляд стихотворение посвящено встрече с0  старостью, не случайно дважды повторяется слово “теперь”,

“Ты теперь не так уж будешь биться” и “Я теперь скупее стал в желаньях”. Но чем дальше вчитываемся в стихотворение, тем больше убеждаемся, что большинство образов относится не к осеннему увяданию, а к весеннему цветению. И главной становится тема прощания с молодостью.

Лирический  герой воспринимает переломный  момент своей  жизни  как  смену  времен  года. Юность ассоциируется   с «гулкой  ранью», «розовым  конем   «  зари. В то же время это весеннее  цветение , «свежесть», «буйство», «половодье», сменяется  «увяданьем», холодком», отказом от «желаний», ощущением «тленности», потерянности и ожиданием смерти. Очарование жизни — это «дым», сон, который лирический герои воспринимает уже «приснившимся». Пробуждение от него знаменует пору зрелости, время подведения итогов.

Параллелизм человеческого и природного миров необычен. Есенинские метафоры строятся на их взаимопроникновении. Подобно осеннему лесу, герой чувствует себя «Увяданья золотом : охваченным», его сердце, как земля в заморозки, тронуто «холод-ком», «половодье чувств» схлынуло, и замолкли звуки его певчих уст.

Признание лирического героя («Не жалею, не зову, не плачу..») совершается не только от его имени. Его устами говорит природа, не жалеющая о белом цвете яблонь, летнем «буйстве» :березовой рощи, опадающей «с кленов» листве, не зовущая  вернуть – то, что «пройдет», не плачущая о тленности мира.

«Общий закон» един для «всего» и «всех», он исполняется «тихо», неумолимо, «вовек» неизменно.  И если для природы смена времен года — это надежда на будущую весну, то для лирического героя, сравниваю­щего себя с цветком, листом, а не со всем мирозданьем, каждая пора жизни единственная.

 

Оттого вывод предстает особенно глубоким и значимым для характеристики его внутреннего мира:

Будь же ты вовек  благословенно

 Что пришло процвесть и умереть.

К нему «пришло» одухотворение, редчайший дар жизни, созна­ние, позволившее осмыслить ее движение, разнообразие и единство, составляющие основу вечности

размер стихотворения.

Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный.
Я не буду больше молодым.

3, 7, 9
3, 5, 7, 9
3, 5, 9
3, 5, 9

Пятистопный хорей с пиррихием

 

Способ рифмовки – перекрёстный

1

Чередование мужской и женской рифмы, придаёт стихотворению напевность, ритмичность.

Учитель

В этом стихотворении удивительно со­единилось все то, что отличает лирику Есе­нина.

 И его исповедальность, и удивительная метафоричность, и использование вырази­тельных возможностей цвета, и  любимые есенинские образы.

 -Предлагаю погрузиться в этот удивитель­ный мир, провести детальный анализ — своего рода лабораторную работу.

 

Творческая  лаборатория. Работа  по  группам

 

(Задания   раздаю  , распределяю по группам, предоста­вив возможность вынести на общее обсужде­ние самостоятельно сделанные наблюдения)

1 группа (фигуры )

 

Синтаксические конструкции мож но выделить :

 

 

Отрицательное начало: «Не жалею, не зову, не плачу»; большое число обращений: к сердцу, бродяжьему духу, утраченной све­жести,’ буйству глаз,  становятся 

эмоциональным центром, что подчеркнуто и распространенностью конструкций, и использованием усилитель­ной частицы о, и знаками препинания.

  

Не случайно замыкающий стихотворение образ — это развернутое обращение, которое соеди­нило все в мире сущее: «Что пришло процвесть и умереть».

 

 

 Это традиция народ­но-поэтического творчества, и здесь прежде всего отражается открытость человека, не замыкающегося в себе, а ощущающего себя частью мироздания, отчего и печаль не мра­чная, а светлая.

 

 

Теперь отметим, как одновременно с оборотами речи, , использует поэт обороты типично книжного характера.

 

 

В первую очередь, конечно, обо­собленные определения: «увяданья золотом охваченный»

 

«(здесь обратим внимание и на

инверсию), «тронутое холодком»,

 

В центральную и последнюю строфы Есенин вводит повторы,

 «все реже, реже» — «все мы, все мы», возвраща­ющее к прозвучавшему в первой строфе «все пройдет».

 

оксюморон «увяданья   золотом охваченный», создающем    образ    осени    —   

 

постоянный,, излюбленный есенинский образ

 

2 группа       (тропы)

 

 

Мы об­ратили  внимание на частое использование местоимений 1 и 2 лица как характерную черту есенин­ской лирики.

 

Они подчеркивают  конечно, исповедальный ха­рактер лирики.

 

Первая строфа открывается троекратным звучанием глаголов 1-го лица, а замыкающая строфу строка закрепляет эту личностность, и я пройдет через все стихо­творение, вылившись в последней строфе в мы.

Во-вторых, неразрывную связь    поэта с окружающим миром, с которым он на «ты», его согласие с ним. Именно это свойство мы прежде всего обнаруживаем и в народной песенной лирике.

 

 

 

Самое удивительное, неповторимое — это, конечно, метафоры: «белых яблонь дым»,

 

 «золото увяданья», «страна березово­го ситца», «половодье чувств», «листьев медь».

 Дым, ситец, половодье — такие сравнения, находящиеся в основании есе­нинских

 

метафор, характерны прежде всего   народному восприятию.

 

Найдем в этом стихотворении различные виды сравне­ний:

 «как с белых яблонь дым» — сравнительный оборот, «скупее», «реже» — сравнитель­ные формы прилагательного и наречия).

оксюморон «увяданья   золотом охваченный», создающем    образ    осени    —   

 

постоянный, излюбленный есенинский образ

 

Отме­титм еще одну особенность есенинской ли­рики —

многозначность привычных, на пер­вый взгляд   выражении

 

Определим, какое значение вносит она в глагол проскакал
(воспользуемся для этого толковым слова­
рем)

.«Исчерпанность»,«упущенность»,«дви­жение мимо» — углубляется наше
восприятие//усили­вается ее драматизм.  

В связи с этими последняя
строка стихотворения с гла­
голами  «пришло процвесть и умереть»
прочитывается внимательнее. 

 

Наблюдение над глаголами открывает интересные подробности:  в первой и третьей строфах преобладают гла­голы будущего («пройдет», «не буду моло­дым», «будешь биться», «не заманит») и на­стоящего («не жалею, не зову, не плачу», «расшевеливаешь») времени.

 

В четвертой и пятой на смену им приходят глаголы време­ни прошедшего: «стал скупее», «присни­лась», «проскакал», «пришло процвесть и умереть», но и они призваны сказать в ос­новном не о прошлом, а о настоящем и да­же о будущем.

 

 «Пришло… умереть» — эта мысль много­кратно закрепляется: сама форма осмысли­вается как соединение всех трех времен и даже как вневременность за счет инфини­тива. «Умереть» — последнее, а значит, и наиболее запоминающееся слово, но оно еще невольно семантически соотносится и с первым словом стихотворения — «не», четы­режды повторенным в начальной строфе.

если соединить концовки этих двух строф, то звучание этого сочетания становится даже не трагическим, а пророческим — «молодым умереть»!    

 

Следующее наблюдение  связано с лек­сическими рядами:

 

Здесь  сочетаются  просторечная, разго­ворная лексика с лексикой высокой, торжественной.

 

С одной стороны, «шляться», «иль», «ра­нью», «процвесть», с другой —«пламень уст», «тленны». «Пламень уст» — центр всего сти­хотворения, «температура кипения» в этой точке достигает своей максимальной отмет­ки, вся строфа буквально бурлит: «дух», «пламень», «свежесть», «буйство», «полово­дье».

 

 

 

3   группа  (цветопись )

 

 

 Цветопись, одна из отличительных примет лирики Есе­нина

 

«Страна березового ситца», «розовый конь» (розовый — синоним юности, свежести чувств и оттенок  нереальности происходящего),Этот розовый цвет  в  следующей строфе как  бы переливается  в медь кленовых  листьев (что ассоциируется с этой «медью»: остатки былого богатства, поминальный колокольный звон, ярчайший цветовой всплеск?) — теплые, пестрые,!  краски. В  тонком  оксюмороне «увяданья   золотом охваченный», создан    образ    осени    —    постоянный, излюбленный есенинский образ.

 

Обратим внимание на отсутствие в стихотворении любимых есенинских цветов — синего и голубого.

 

Голубой цвет олицетворяет радостное ощущение простора, свободы, синий — ду­шевное равновесие.

Трагическое мироощу­щение поэта, прощание с юностью не могло окраситься в волшебную синь, свя­щенный для Есенина цвет.

 

 

 

4  группа  (Звукопись)

 

 Иссле­дуя есенинскую фонику, вслушаемся в эту симфонию звуков, ведущая партия в которой принадлежит сонорным согласным.

 

 Элегиче­ская, минорная тональность задается уже первой строфой, но настойчиво повторяющи­еся л и н звучат нежно, трепетно,

 а прорыва­ющиеся, притом напористо, б и д( 2-я и 4-я строки ) подобны пульсирующим толчкам, с одной стороны, контрастирующим с заданным на­строением, с другой — берущим на себя ос­новной драматический тон: «Я не буду боль­ше молодым».

Этот пульс будет так же упорно пробиваться во второй и третьей строфах, и выплес­нется в завершающем  аккор­де — «будь же ты вовек благословенно».

 «Затихание» в центральной строфе л, м и н, как будто в изнеможении сосредоточившихся в «пламени», выход на первый план дрожа­щего р, гармонично сочетающегося с взрыв­ными б и д, а также   наблюдается  возрастание в этой строфе шипящих, особенно звука ж, усилен­ного и словесным повтором «реже, реже», и неточной рифмой «реже — свежесть».     

 

 Пристальный взгляд на стихотворение  через призму звукописи помогает увидеть  глубокую исходную музыкальность есенинской поэзии, узнать в поэте дирижера души.     

 

 

 

Его стихи отличает гармония чувства и слова, истинного, выстраданного,  родного.

 

                                     ВЫВОДЫ

1 группа

Фонетические особенности

а) аллитерация:

    — повтор сонорных (л,н)

    — повтор согласных (б, д)

 

    — повтор дрожащего «р»

    — взрывные «б, д»

    — шипящие «ж»

б) ассонанс:

— повтор гласного «у»

 

 

в) неточные рифмы:

 реже – свежесть

 биться – ситца

 медь – умереть

 

2 группа

Цветопись

а) розовый – юность

золотой, медный – закат, осень жизни

б) отсутствие синего и голубого — трагическое мироощущение, прощание с жизнью

 

3 группа

Тропы (изобразительные средства)

а) метафора («пламень уст»)

б) сравнения («все пройдет, как с белых яблонь дым», «сердце, тронутое холодком»)

в) эпитеты («гулкая рань», «розовый конь»)

г) оксюморон

 

4 группа

Фигуры

а) градация («не жалею, не зову, не плачу…»)

б) инверсия

в) повтор

г) антитеза

Синтаксический прием:

а) обособленные члены

б) риторические обращения

 

-Какую  же роль  играют  изобразительно-выразительные  средства  языка?

 

-Что скажут  критики?

 

 Зачитаем    Положение  статьи «Ключи Марии»:

 «Все от древа — вот религия мысли нашего народа… Вытирая лицо свое о холст с изображением дерева, наш народ немо говорит о том, что он не за­был тайну древних отцов вытираться лист­вою, что он помнит себя семенем надмирного древа и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу,»он мог осыпать с себя шишки слов и дум  и струить от ветвей-рук тень-добродетель».

 

-Становится понятно, почему в есенинской  лирике образ дерева — один из самых посто­янных.

 

-Как в данном произведении соотно­сятся с образом дерева периоды человечес­кой жизни

 

 

-Слово иллюстраторам. Они представляют свое видение стихотворения с философской точки зрения.

    Я                                        Мы

Яблоня                                       Клен

Процвесть                                   Умереть

 

 

 

В первой строфе перед нами встает яблоня в свадебном, юном, бело-розо­вом наряде — в период своего расцвета, ро­мантически-нежного возраста — весны жиз­ни, которая еще раз скажется в центральном образе стихотворения — «розовом коне».

 «Тихо льется с кленов листьев медь».  Есенин здесь изображает клен в яркой, желто-красной листве. Великость этой яркой вспышки сродни высоте человеческих ощущений в зрелости, сродни буре поэтического вдохновения.

Потому, наверное, клен становится как бы поэтическим двойником Есенина, прохо­дящим через все его творчество — от «кленёночка» («Там, где капустные грядки…») до клена («Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»).

 

В «Энциклопедии символов» говорится о том, что зеленое, цветущее дерево – символ жизни, а мертвое, засохшее – символ смерти. С.А. Есенин удачно использует эти значения.

 

Концовка стихотворения даёт  образное и грамматическое кольцо: “я” превращается в “мы”.Весна оборачивается осенью (яблонь дым-клёнов медь), “пройдёт” (в I строфе)- уже “прошло” (в V). Использован приём антитезы.

Таким образом, на три отрицания в зачине откликаются три утвердительные глагола в концовке: “Что пришло процвесть и умереть”.

Поэтическая идея стихотворенияфилософские раздумья о жизни и смерти, о тленности всего сущего. Всё приходит, чтобы умереть.

ПРОСМОТР  ВИДЕОСЮЖЕТА  из  фильма  «С.ЕСЕНИН « 

 

Таким образом, ещё раз подчёркиваем слияние человека и природы, используя  прием  параллелизма ,  которой отчётливо виден в поэзии Есенина

 

— Что же принес в поэзию Есенин?

 

— В чем состояло ваше сегодняшнее открытие?

Заключительное слово учителя

Побеждает жизнь, цветение жизни, а многоцветье в стихотворениях Сергея Есенина – это гимн вечной жизни и вечному воскресению Родины.

Радуница…. Это и радость, и радушие. Радуница – это и день поминовения усопших. И ещё радуница – это радуга… Цвет.

“… Ярчайшая сверкающая переливами всех цветов русская жизнь”,  живая, празднично- яркая, — вот что принес с собой Есенин

Рефлексия   — Если вам понравились стихи Есенина, давайте поаплодируем Поэту.

Д\З :  творческая    работа

1. Цвета у Сергея Есенина воплощают в себе …

2. Смогли ли стихи Сергея Есенина всколыхнуть вашу душу? Чем?

×
×