Автор: Елена Борисовна Фокина
Урок в 9 «а» классе на тему : «Роль изобразительно — выразительных средств в лирике С.А. Есенина»
Цель урока
—познакомить учащихся с особенностями творческого метода С.Есенина; показать близость его творчества к народному.
-Развить умение находить в поэтическом тексте примеры изобразительно-выразительных средств.
— Показать учащимся песенность, красочность поэзии С.Есенина.
Слайд №1. Звучит инструментальная мелодия «Отговорила роща …»
На экране портрет Сергея Есенина.
Позови меня, Есенин, позови
В ту страну, где алый цвет зари,
Где под небом голубым по весне
Скачешь ты на розовом коне.
Привольно раскинулось по правому берегу Оки село Константиво — родина Сергея Есенина.
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости до боли слайд №1 ( река закат )
Твою озерную тоска.
Поразительная картина открывается с высокого берега Оки. Огромное , уходящее вдаль пространство земли: река, луг . Над всем этим безграничное голубое небо.
Слайд №3( река, луг)
Край любимый сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных, Слайд № ( кони )
Я хотел бы затеряться в зеленых твоих стозвонных.
Есенин писал в автобиографии : «Детство я провел у деда и бабки по матери.”
Слайд № ( изба.)
Вот в этой просторной бревенчатой избе когда-то жил поэт.
Здесь все как прежде: деревянный стол , лампада, венские стулья, .
СЛАЙД №( комната )
На речном откосе, напротив дома Есениных, стоит церковь иконы Казанской Божьей Матери. В её стенах венчались родители поэта , в ней их сын был крещён именем Сергей.
СЛАЙД № (ЦЕРКОВЬ )
Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и письменной речи. Cказки ее ,Библия деда, духовные стихи странников , их песни, пробудили поэтический дар слова .
Выткался над озером алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. СЛАЙД № ( заря)
Только мне не плачется – на душе светло.
Здесь, на рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи СЛАЙД № ( «РАДУНИЦА «)
В стихах «Радуницы» и последующих сборниках, складывается особый есенинский СТИЛЬ: растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, целостный, прекрасный мир.
СЛАЙД № ( ЧЕРЕМУХА)
Черемуха душистая с весною расцвела И ветки золотистые ,что кудри завила…
Русская, родная природа зазвенела в есенинских стихах голосами птиц, разговорилась журчанием ручьёв и шелестом листьев, разлилась синью и золотом..
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы, СЛАЙД № ( БЕРЕЗЫ)
И холщовый ее сарафан
Красота родных рязанских раздолий пробудила в Есенине и дар песенного слова.
Клен, березки, луга, пашни- повторяясь, сочетаясь в группы, образуют свой ритм, почти музыкальное звучание. Воистину сюита.»
СЛАЙД № ( КЛЕН )
«Клен ты мой опавший ….» исп. Ученица *****
КОНЕЦ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Учитель формулирует проблему.
— С творчеcтвом какого поэта мы сегодня соприкоснемся на уроке?
-Сменилось не одно поколение, прошли десятилетия, а стихи С. А. Есенина не утратили своего обаяния.
-В чем истоки этой загадки?
Ответы учеников
· С. Есенин — удивительный человек, любящий “до радости и боли” отчий край, Россию.
· Он запечатлел прекрасный облик нашей родины, когда “нивы сжаты”, “рощи голы” и когда она превращается в “несказанное синее, нежное”
· .Он воспевал «страну березового ситца”.
· С. Есенин в небольших шедеврах развивал мысль о том, что человек является частью природы, он не царь и не раб, всего лишь ее дитя.
· Природа в его стихах чувствует по-человечески, а человек ощущает себя то деревом, то травой, то рекой, то лугом.
· Любимое средство художественного изображения — это олицетворение и метафора.
-Попробуйте сформулировать тему урока
Цели : —Вы знаете Есенина как поэта , сегодняшняя наша задача — познакомиться с Есениным – мастером , музыкантом , художником,
-Как поэт С.Есенин отличался величайшим даром и ярким талантом. Он может быть смело поставлен в ряд с великими русскими художниками
Проверка д\з
-Творческая группа иллюстраторов познакомила нас с проектом “С. Есенин. Истоки”.
Дома вы делали подборку строк из произведений Есенина , в которых встречаются различные средства выразительности.
-Какие стилистические приемы использует поэт? ( олицетворения )
-Что такое олицетворение ?
-Приведите примеры из произведений Есенина.
(Зеленая прическа, Девическая грудь,
О, тонкая березка, Что загляделась в пруд» )
( Тихо август прилег ко плетню «,« Держат липы в зеленых лапах птичий гомон»)
— Какие СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ использует Есенин ?
( метафору)? ( сравнения, ) (эпитеты)
-Дайте определения ?
-Приведите примеры из текстов Есенина
Эпитеты: «листва золотая», «в кустах багряных», «роща золотая».
Сравнения: «месяц всадник унылый», «и березы стоят, как большие свечки».
Метафоры: «как повиснет заря на мосту», « лижут сумерки золото солнца». —Слово нашим критикам
КРИТИКИ Н.М.Тарабукин писал : Есенин Солнце сравнивает с колесом, луну- с лягушкой. Отличительной чертой его образов является их антропоморфизм. Он наделяет природу свойствами человека или животного. Осень для него-«рыжая кобыла»», месяц- «ягненочек», изба- «старуха», закат- «красный лебедь»,
— Почему многие строка Есенина легко ложатся на музыку?
— Что стихотворениям придает напевность и мелодичность?
— Что такое звукопись?
— Давайте обратимся к таблице
Слайд ( звуковые средства изобразительности )
—
Дайте определение этим средствам изобразительности
— Приведите примеры из строчек Есенина («звонкой позолотой взвенивает лес», «поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка», «я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных…»)
— Какую роль играет звукопись в стихах?
— Есенинская Русь олицетворена, читатель не только видит живую природу, но и слышит ее.
— Поэт использует неологизм «стозвонный», который усиливает звуковое впечатление. В примерах, какие вы сейчас приводили , это слово встречалось несколько раз.
-Послушаем мнение критиков.
КРИТИКИ
Исследователь А.А. Козловский утверждал : « Стихи Есенина полны звуков, запахов и красок… Звенит девичий смех, раздаётся «белый перезвон» берёз, взвенивают ивы, «со звонами плачут глухари, шумят тростники. Спас пахнет яблоком и мёдом. Кругом – мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черёмуховый дым».
1. — Согласны ли вы с тем, что известные вам ранние произведения Есенина полны «звуков, запахов и красок»?
-Дома вы выписывали строки из стихотворений, содержащие цветовые эпитеты
Цветопись: «Лунное поле», «Лес зеленый», «Маковая заря», «голубеет песок», «Синь туманная», «белое поле», «багрянец», «малиновая ширь», « белый перезвон», «зелень в цвету и росе», «в желтой пене облака».
– В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают “металлическое” звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный
-Что по этому поводу думают критики ?
КРИТИКИ К.А.Кедров писал : « Есенину понятна цветовая символика древнерусской живописи. Белый- символ чистоты, голубой и синий- символ устремленности к небу, то есть к чему-то недосягаемому, золото- изначальный свет и красный- цвет любви, горения, страсти. Порой в его стихах господствует голубой и розовый «.
Слайд № таблица ( символика цветов ).
— А вы не задумывались над тем, почему так много цвета? Откуда он?
Вспомните об истоках творчества поэта.
Ответ ученика. (Есенинские цвета связаны с народным творчеством…)
—Вот откуда этот “напоенный сердцем взгляд”. Конечно же, цвет связан с глубинными основами мироощущения Есенина. .
В лирике Есенина преобладают синий, голубой, розовый, золотой цвета. Нередко краски приглушены и словно погружают пейзаж в невесомую дымку:
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
Любимые есенинские эпитеты – «синий» и «голубой» – постоянные спутники родины, Руси и юности поэта: «Стережет голубую Русь / Старый клен на одной ноге…»; «Май мой синий, июнь голубой!»
Классическое трехцветие: красный, синий, жёлтый – восходит и к европейской готике, и к русской иконописи Синий , небесный цвет традиционно ассоциируется в художественном сознании с Богородицей. В есенинских цветах –религиозная, иконописная точность: “ О Русь– малиновое поле И синь, упавшая в реку” ( традиционно цвета одежды ИХ и Богородицы– малиновые, голубые) Сверкающая яркость иконы служила Есенину как бы эстетическим камертоном. Все, к чему поэт притрагивался словом, становилось прекрасным.
КРИТИКИ Приведу мнение литературоведа Р.Гуль :
«Цвет русского неба.. Синим цветом залито всё. И всегда он в отделке с золотом звезд, зорь, заката, золотых осин. «Цветом» достигает поэт изумительных эффектов. Вчитайтесь в краски, идите за Есениным, — убедитесь сами.»
-Отправимся вслед за Есениным .
Три основных цвета : желтый, синий, красный – не только воплощают эстетический образ России, но и богатый мир душевных состояний поэта и его лирического героя, его облика, его судьбы.
Сергей Есенин заставил цветовой образ везти “упряжку смысла”.
В этом и состояло, его открытие, которое и мы попробуем совершить вместе с вами.
Наше открытие. Творческая лаборатория.
—Цель нашего открытия: показать, что с помощью слов, соответствующих краскам, поэт сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые чуткие движения души.
2. Работа по группам
-Но давайте посмотрим с вами, какие цвета занимают воображение поэта в определенные моменты его жизни, с чем это связано?
-Свои выводы за игрой цвета представьте, используя полоски цветной бумаги , а состояние лирического героя передайте на листах бумаги,
1 группа. “С добрым утром” 1914 год
2 группа. “О верю, верю, счастье есть!. . ” 1917 год
3 группа “Снежная равнина” 1925 год
4 группа « До свиданья , друг мой , …» 1925
«До сиданья , друг мой …»
Нет цвета душа опустошена
гибель
— Что подсказывают годы? Сделайте вывод.
Движение цвета, его изменение – это движение не только души, но и судьбы поэта и лирического героя. — Какому средству изобразительности обязан ПОЭТ?
Используя цветопись, Сергей Есенин заставил цветовой образ везти “упряжку смысла”.
В этом и состояло, его открытие, которое и мы совершили вместе с вами.
—Слово критикам
КРИТИКИ К.А. Кедров считает :
» Черный и белый цвет в последних стихах Есенина уже не мог вытеснить голубую, розовую, зеленую, сиреневую, золотую, звенящую Русь. Так же как в древнерусской живописи черный ад и белая смерть лишь оттеняют золотое, красное и голубое цветение»
-С. Есенин поэт — философ. Его лирика философична: в ней он говорит о вечных проблемах человеческого бытия. Его поэзия — долгий разговор о своей жизни:
Есенин же связан с осенью и своим рождением (21 сентября), и своей фамилией, которая восходит к общеславянскому корню «есень» (то есть осень), сохранившемуся в рязанском наречии
— Осень как время зрелости и подведения итогов, время удивительных, неповторимых сочетаний цветов, запахов, звуков становится любимой порой поэтов.
— Поэтическим шедевром , дневником души поэта является стихотворение , которое вы услышите .
«Не жалею, не зову, не плачу… (ученик читает наизусть )
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
-Слово нашим исследователям
ИССЛЕДОВАТЕЛИ
На первый взгляд стихотворение посвящено встрече с0 старостью, не случайно дважды повторяется слово “теперь”,
“Ты теперь не так уж будешь биться” и “Я теперь скупее стал в желаньях”. Но чем дальше вчитываемся в стихотворение, тем больше убеждаемся, что большинство образов относится не к осеннему увяданию, а к весеннему цветению. И главной становится тема прощания с молодостью.
Лирический герой воспринимает переломный момент своей жизни как смену времен года. Юность ассоциируется с «гулкой ранью», «розовым конем « зари. В то же время это весеннее цветение , «свежесть», «буйство», «половодье», сменяется «увяданьем», холодком», отказом от «желаний», ощущением «тленности», потерянности и ожиданием смерти. Очарование жизни — это «дым», сон, который лирический герои воспринимает уже «приснившимся». Пробуждение от него знаменует пору зрелости, время подведения итогов.
Параллелизм человеческого и природного миров необычен. Есенинские метафоры строятся на их взаимопроникновении. Подобно осеннему лесу, герой чувствует себя «Увяданья золотом : охваченным», его сердце, как земля в заморозки, тронуто «холод-ком», «половодье чувств» схлынуло, и замолкли звуки его певчих уст.
Признание лирического героя («Не жалею, не зову, не плачу..») совершается не только от его имени. Его устами говорит природа, не жалеющая о белом цвете яблонь, летнем «буйстве» :березовой рощи, опадающей «с кленов» листве, не зовущая вернуть – то, что «пройдет», не плачущая о тленности мира.
«Общий закон» един для «всего» и «всех», он исполняется «тихо», неумолимо, «вовек» неизменно. И если для природы смена времен года — это надежда на будущую весну, то для лирического героя, сравнивающего себя с цветком, листом, а не со всем мирозданьем, каждая пора жизни единственная.
|
Оттого вывод предстает особенно глубоким и значимым для характеристики его внутреннего мира:
Будь же ты вовек благословенно
Что пришло процвесть и умереть.
К нему «пришло» одухотворение, редчайший дар жизни, сознание, позволившее осмыслить ее движение, разнообразие и единство, составляющие основу вечности
размер стихотворения.
Не жалею, не зову, не плачу. |
3, 7, 9 |
Пятистопный хорей с пиррихием |
|
Способ рифмовки – перекрёстный |
1 |
Чередование мужской и женской рифмы, придаёт стихотворению напевность, ритмичность.
Учитель
— В этом стихотворении удивительно соединилось все то, что отличает лирику Есенина.
И его исповедальность, и удивительная метафоричность, и использование выразительных возможностей цвета, и любимые есенинские образы.
-Предлагаю погрузиться в этот удивительный мир, провести детальный анализ — своего рода лабораторную работу.
Творческая лаборатория. Работа по группам
(Задания раздаю , распределяю по группам, предоставив возможность вынести на общее обсуждение самостоятельно сделанные наблюдения)
1 группа (фигуры )
Синтаксические конструкции мож но выделить :
Отрицательное начало: «Не жалею, не зову, не плачу»; большое число обращений: к сердцу, бродяжьему духу, утраченной свежести,’ буйству глаз, становятся
эмоциональным центром, что подчеркнуто и распространенностью конструкций, и использованием усилительной частицы о, и знаками препинания.
Не случайно замыкающий стихотворение образ — это развернутое обращение, которое соединило все в мире сущее: «Что пришло процвесть и умереть».
Это традиция народно-поэтического творчества, и здесь прежде всего отражается открытость человека, не замыкающегося в себе, а ощущающего себя частью мироздания, отчего и печаль не мрачная, а светлая.
Теперь отметим, как одновременно с оборотами речи, , использует поэт обороты типично книжного характера.
В первую очередь, конечно, обособленные определения: «увяданья золотом охваченный»
«(здесь обратим внимание и на
инверсию), «тронутое холодком»,
В центральную и последнюю строфы Есенин вводит повторы,
«все реже, реже» — «все мы, все мы», возвращающее к прозвучавшему в первой строфе «все пройдет».
оксюморон «увяданья золотом охваченный», создающем образ осени —
постоянный,, излюбленный есенинский образ
2 группа (тропы)
Мы обратили внимание на частое использование местоимений 1 и 2 лица как характерную черту есенинской лирики.
Они подчеркивают конечно, исповедальный характер лирики.
Первая строфа открывается троекратным звучанием глаголов 1-го лица, а замыкающая строфу строка закрепляет эту личностность, и я пройдет через все стихотворение, вылившись в последней строфе в мы.
Во-вторых, неразрывную связь поэта с окружающим миром, с которым он на «ты», его согласие с ним. Именно это свойство мы прежде всего обнаруживаем и в народной песенной лирике.
Самое удивительное, неповторимое — это, конечно, метафоры: «белых яблонь дым»,
«золото увяданья», «страна березового ситца», «половодье чувств», «листьев медь».
Дым, ситец, половодье — такие сравнения, находящиеся в основании есенинских
метафор, характерны прежде всего народному восприятию.
Найдем в этом стихотворении различные виды сравнений:
«как с белых яблонь дым» — сравнительный оборот, «скупее», «реже» — сравнительные формы прилагательного и наречия).
оксюморон «увяданья золотом охваченный», создающем образ осени —
постоянный, излюбленный есенинский образ
Отметитм еще одну особенность есенинской лирики —
многозначность привычных, на первый взгляд выражении
Определим, какое значение вносит она в глагол проскакал
(воспользуемся для этого толковым слова
рем)
.«Исчерпанность»,«упущенность»,«движение мимо» — углубляется наше
восприятие//усиливается ее драматизм.
В связи с этими последняя
строка стихотворения с гла
голами «пришло процвесть и умереть»
прочитывается внимательнее.
Наблюдение над глаголами открывает интересные подробности: в первой и третьей строфах преобладают глаголы будущего («пройдет», «не буду молодым», «будешь биться», «не заманит») и настоящего («не жалею, не зову, не плачу», «расшевеливаешь») времени.
В четвертой и пятой на смену им приходят глаголы времени прошедшего: «стал скупее», «приснилась», «проскакал», «пришло процвесть и умереть», но и они призваны сказать в основном не о прошлом, а о настоящем и даже о будущем.
«Пришло… умереть» — эта мысль многократно закрепляется: сама форма осмысливается как соединение всех трех времен и даже как вневременность за счет инфинитива. «Умереть» — последнее, а значит, и наиболее запоминающееся слово, но оно еще невольно семантически соотносится и с первым словом стихотворения — «не», четырежды повторенным в начальной строфе.
если соединить концовки этих двух строф, то звучание этого сочетания становится даже не трагическим, а пророческим — «молодым умереть»!
Следующее наблюдение связано с лексическими рядами:
— Здесь сочетаются просторечная, разговорная лексика с лексикой высокой, торжественной.
С одной стороны, «шляться», «иль», «ранью», «процвесть», с другой —«пламень уст», «тленны». «Пламень уст» — центр всего стихотворения, «температура кипения» в этой точке достигает своей максимальной отметки, вся строфа буквально бурлит: «дух», «пламень», «свежесть», «буйство», «половодье».
3 группа (цветопись )
Цветопись, одна из отличительных примет лирики Есенина
«Страна березового ситца», «розовый конь» (розовый — синоним юности, свежести чувств и оттенок нереальности происходящего),Этот розовый цвет в следующей строфе как бы переливается в медь кленовых листьев (что ассоциируется с этой «медью»: остатки былого богатства, поминальный колокольный звон, ярчайший цветовой всплеск?) — теплые, пестрые,! краски. В тонком оксюмороне «увяданья золотом охваченный», создан образ осени — постоянный, излюбленный есенинский образ.
Обратим внимание на отсутствие в стихотворении любимых есенинских цветов — синего и голубого.
Голубой цвет олицетворяет радостное ощущение простора, свободы, синий — душевное равновесие.
Трагическое мироощущение поэта, прощание с юностью не могло окраситься в волшебную синь, священный для Есенина цвет.
4 группа (Звукопись)
Исследуя есенинскую фонику, вслушаемся в эту симфонию звуков, ведущая партия в которой принадлежит сонорным согласным.
Элегическая, минорная тональность задается уже первой строфой, но настойчиво повторяющиеся л и н звучат нежно, трепетно,
а прорывающиеся, притом напористо, б и д( 2-я и 4-я строки ) подобны пульсирующим толчкам, с одной стороны, контрастирующим с заданным настроением, с другой — берущим на себя основной драматический тон: «Я не буду больше молодым».
Этот пульс будет так же упорно пробиваться во второй и третьей строфах, и выплеснется в завершающем аккорде — «будь же ты вовек благословенно».
«Затихание» в центральной строфе л, м и н, как будто в изнеможении сосредоточившихся в «пламени», выход на первый план дрожащего р, гармонично сочетающегося с взрывными б и д, а также наблюдается возрастание в этой строфе шипящих, особенно звука ж, усиленного и словесным повтором «реже, реже», и неточной рифмой «реже — свежесть».
Пристальный взгляд на стихотворение через призму звукописи помогает увидеть глубокую исходную музыкальность есенинской поэзии, узнать в поэте дирижера души.
Его стихи отличает гармония чувства и слова, истинного, выстраданного, родного.
ВЫВОДЫ
1 группа
Фонетические особенности
а) аллитерация:
— повтор сонорных (л,н)
— повтор согласных (б, д)
— повтор дрожащего «р»
— взрывные «б, д»
— шипящие «ж»
б) ассонанс:
— повтор гласного «у»
в) неточные рифмы:
реже – свежесть
биться – ситца
медь – умереть
2 группа
Цветопись
а) розовый – юность
золотой, медный – закат, осень жизни
б) отсутствие синего и голубого — трагическое мироощущение, прощание с жизнью
3 группа
Тропы (изобразительные средства)
а) метафора («пламень уст»)
б) сравнения («все пройдет, как с белых яблонь дым», «сердце, тронутое холодком»)
в) эпитеты («гулкая рань», «розовый конь»)
г) оксюморон
4 группа
Фигуры
а) градация («не жалею, не зову, не плачу…»)
б) инверсия
в) повтор
г) антитеза
Синтаксический прием:
а) обособленные члены
б) риторические обращения
-Какую же роль играют изобразительно-выразительные средства языка?
-Что скажут критики?
Зачитаем Положение статьи «Ключи Марии»:
«Все от древа — вот религия мысли нашего народа… Вытирая лицо свое о холст с изображением дерева, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного древа и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу,»он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель».
-Становится понятно, почему в есенинской лирике образ дерева — один из самых постоянных.
-Как в данном произведении соотносятся с образом дерева периоды человеческой жизни
-Слово иллюстраторам. Они представляют свое видение стихотворения с философской точки зрения.
Я Мы
Яблоня Клен
Процвесть Умереть
В первой строфе перед нами встает яблоня в свадебном, юном, бело-розовом наряде — в период своего расцвета, романтически-нежного возраста — весны жизни, которая еще раз скажется в центральном образе стихотворения — «розовом коне».
«Тихо льется с кленов листьев медь». Есенин здесь изображает клен в яркой, желто-красной листве. Великость этой яркой вспышки сродни высоте человеческих ощущений в зрелости, сродни буре поэтического вдохновения.
Потому, наверное, клен становится как бы поэтическим двойником Есенина, проходящим через все его творчество — от «кленёночка» («Там, где капустные грядки…») до клена («Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»).
В «Энциклопедии символов» говорится о том, что зеленое, цветущее дерево – символ жизни, а мертвое, засохшее – символ смерти. С.А. Есенин удачно использует эти значения.
—Концовка стихотворения даёт образное и грамматическое кольцо: “я” превращается в “мы”.Весна оборачивается осенью (яблонь дым-клёнов медь), “пройдёт” (в I строфе)- уже “прошло” (в V). Использован приём антитезы.
Таким образом, на три отрицания в зачине откликаются три утвердительные глагола в концовке: “Что пришло процвесть и умереть”.
Поэтическая идея стихотворения — философские раздумья о жизни и смерти, о тленности всего сущего. Всё приходит, чтобы умереть.
ПРОСМОТР ВИДЕОСЮЖЕТА из фильма «С.ЕСЕНИН «
Таким образом, ещё раз подчёркиваем слияние человека и природы, используя прием параллелизма , которой отчётливо виден в поэзии Есенина
— Что же принес в поэзию Есенин?
— В чем состояло ваше сегодняшнее открытие?
Заключительное слово учителя
Побеждает жизнь, цветение жизни, а многоцветье в стихотворениях Сергея Есенина – это гимн вечной жизни и вечному воскресению Родины.
Радуница…. Это и радость, и радушие. Радуница – это и день поминовения усопших. И ещё радуница – это радуга… Цвет.
“… Ярчайшая сверкающая переливами всех цветов русская жизнь”, живая, празднично- яркая, — вот что принес с собой Есенин
Рефлексия — Если вам понравились стихи Есенина, давайте поаплодируем Поэту.
Д\З : творческая работа
1. Цвета у Сергея Есенина воплощают в себе …
2. Смогли ли стихи Сергея Есенина всколыхнуть вашу душу? Чем?