Разработка заданий по русскому языку по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка » в рамках углублённого изучения в 10 классе

Автор: Уютова Наталья Ивановна

Разработка заданий по русскому языку по теме

«Изобразительно-выразительные средства русского языка »

в рамках углублённого изучения в 10 классе

  Углублённое изучение русского языка требует более полных сведений о системе языка, о различных аспектах языковых единиц, позволяющих  показать своеобразие русского языка, богатство его словарного состава, разнообразие стилистических средств (морфемных, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических). Новизной данной программы является то, что центральной единицей обучения становится т е к с т как речевое произведение.

          Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен.

          Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.

         Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей.

        Таким образом, формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.

        Отличительная особенность данной программы также является внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове.

            В углублённую программу включены краткие сведения из истории русской звуковой системы, морфемики и словообразования, лексики и фразеологии, вопросы этимологии, которые не только должны вызвать интерес к изучению русского языка, но и многое  объяснить им в его современном состоянии, помочь осознать, как основные закономерности и правила, так и исключения их них.

          Стилистические ресурсы русского языка, их разнообразие, сокровища синонимии (лексической, морфемной, морфологической, синтаксической), богатство фразеологии – всё это изучается учащимися на уроках.

           Важная роль отводится на уроках взаимовлиянию и взаимодействию внутри лингвистической системы родного языка. Взаимодействие языковых единиц обусловливает явления переходности в грамматическом строе, где существует множество языковых явлений, не укладывающихся в строгие рамки классификации.

         Одной из лингвометодических задач преподавания русского языка по углублённой программе является формирование орфографической зоркости учащихся, более детальное изучение орфографии даже при изучении разделов синтаксиса и пунктуации. Этим обусловлено исключительное внимание к морфемному составу слов.

          Главное в углубленном изучении русского языка заключается в многоаспектном лингвометодическом освещении единиц языка, необходимом для развития устной и письменной речи учащихся.

   Цели урока:

образовательные: повторить термины, развивать умение различать тропы и стилистические фигуры, определять их роль в тексте;

развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, развивать образное мышление и коммуникативные навыки;

воспитательные: формировать систему ценностных отношений к родному языку, воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову.

 

 

1.                   Цель: создавать условия для углубления знаний об основных понятиях и единицах изобразительно-выразительных средств языка – омонимов, паронимов, синонимов и антонимов, на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

2. Задачи:

1)Усвоение основных лексических понятий (омонимов, синонимов, антонимов, паронимов) как изобразительно – выразительных средств языка.

2) Формирование учебных универсальных  действий: 

личностных: развитие познавательных интересов и учебных мотивов; 

познавательных: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выдвижение гипотез и их  обоснование; 

регулятивных: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей т условиями её реализации; 

коммуникативныхуметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

Анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи

 

Анализировать — разбирать, разлагать вещь на ее составные части, исследовать.

Языковые средства – это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.

 

1.Знают языковые средства разных уровней языка.

2. Находят языковые средства разных уровней языка в тексте.

3. Объясняют правильность, точность и уместность употребления языковых средств в тексте.

4. Анализируют  чужую и собственную речь.

5. Конструируют самостоятельно собственную речь, используя языковые средства.  (Находят и выделяют ошибки. Подбирают правильные языковые средства. Находят более точные языковые средства для выражения  мысли.

Оценивают …)

 

 

Комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка)

 

Комментировать – давать пояснения к чему-либо

Комментарий как речевой жанр: научный комментарий, публицистический комментарий, комментарий-примечание, аналитический комментарий

Комментарий может иметь пропагандистскую, критическую, сатирическую, полемическую окраску в зависимости от конкретного повода.

 

1.     Находят в тексте авторские высказывания.

2.      Понимают термин «комментарий».

3.     Знают алгоритм комментирования.

4.     Формулируют, аргументируют, отстаивают своё мнение.

(Определяют основную мысль высказывания. Дают характеристику языковым средствам, использованным автором. Отбирают речевые средства для построения комментария, в зависимости от его окраски(комментарий может иметь пропагандистскую, критическую, сатирическую, полемическую окраску в зависимости от конкретного повода).

 

Использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи

1.      Формулируют определение понятия «Синонимия».

2.     Определяют цель использования синонимических ресурсов.

3.     Проводят анализ и отбор синонимов для точного выражения мысли и усиления выразительности.

4.     Используют синонимы в создании текстов.

5.     Видят и исправляют недочёты в использовании синонимических ресурсов

 

Выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи

1.     Знают(правила) ведения диалогической речи.

2.     Правила построения диалогической речи.

3.     Учитывают мотивы порождения и развёртывания диалога.

4.     Учитывают речевые особенности коммуникативной ситуации.

5.     Умеют устанавливать причинно-следственные связи.

6.     Строят логические рассуждения, делают умозаключения и выводы.

7.     Применяют различные виды доказательства.

8.     Умеют распознавать невербальные компоненты общения.

9.     Соблюдают моральные и этические нормы общения. (Знают способы выражения согласия- Несогласия.  Знают следующие правила ведения диалога. Используют невербальные средства общения)

 

Предметными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися 10 класса являются:

 представления об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры в жизни человека и общества;

 понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;  усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов;  язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды;  ситуация речевого общения;  разговорная речь;  научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы;  жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение;  текст, типы текста;  основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;  опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

 проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

 понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Класс

10

Базовый учебник

Русский язык. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. — 2019г.

Раздел

Лексика. Фразеология. Лексикография

Кол-во часов на изучение раздела

24

Тема

Изобразительно-выразительные средства русского языка

Кол-во часов на изучение темы

3

Цель учебно-методических заданий:

 

·        Углубить знания литературного языка и языка художественной литературы.

·        Повторить средства выразительности, научить находить их в тексте.

·        Показать их роль в создании ярких и выразительных текстов, подчёркивающих красоту и колоритность русского языка.

·        Сформировать осознанное использование средств языковой выразительности в своей речи.

·        Создать условия для углубления знаний об основных понятиях и единицах изобразительно-выразительных средств языка на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

·        Сформировать систему ценностных отношений к родному языку, воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову.

·        Сформировать опыт исследовательской деятельности в области лингвистики; развить способность использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и в ходе подготовки к  государственному экзамену, а также к продолжению образования по избранному профилю.

 

 

Планиру-емый результат (предметный, метапред-метный)

 

      Выпускник на базовом уровне научится:

·         различать тропы, фигуры речи, синтаксические конструкции, лексические средства выразительности, а также приёмы;

·        находить их в отдельных предложениях, а потом и в тексте, определять роль средств языковой выразительности и давать оценку художественным достоинствам текста;

·         использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации.

Выпускник на углублённом уровне научится:

·        подбирать и сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

·        анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

·        отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

·        оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов (в том числе художественной литературы);

·        комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка).   

Тропы – это слова и обороты, употреблённые в переносном значении.

Фигуры речи – синтаксические конструкции, используемые в художественных текстах и некоторых жанрах публицистического стиля для усиления выразительности.

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, неологизмы и т.д.)

Приёмы – антитеза, градация, цитирование и др.

Шаг 1: знает определение понятий: тропы, фигура речи, лексика, синтаксис, приёмы, используемые в качестве средств выразительности текста   и  соотносит к определённой группе, ??? имеющей место в заданиях ЕГЭ

Шаг 2: находит в предложениях  указанные средства выразительности и даёт им определения

Шаг 3: умеет самостоятельно проводить анализ текстов, находить средства выразительности языка и определять их роль.

Шаг 4: способен дополнить  текст указанными средствами выразительности языка

 Шаг 5: умеет создавать тексты, используя в них средства языковой выразительности (сочинения-описания, сочинения-рассуждения)

Задания

Шаг 1: знает определение понятий: прямое и переносное значение, тропы, фигура речи, лексика, синтаксис, приёмы, используемые в качестве средств выразительности текста и  соотносит к определённой группе, имеющей место в заданиях ЕГЭ

Задание 1. Упр. 23. Найдите в тексте слова в прямом и переносном значении. Назовите способы переноса значений слов.

(Ворковала вода, молодой осинник, глухие заводи, серебряные голоса лебедей и т.д.)

Задание 2.  Упр. 24. Придумайте предложения, употребляя предложенные слова в переносном значении: заяц, острый, пень, липа.

Задание 3. Терминологический диктант.

Запишите определения

1.     Одинаковое построение соседних предложений. /Синтаксический параллелизм/

2.     С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов, с другой – в устной речи и художественной литературе – средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака. /Тавтология/

3.     Обратный порядок слов. /Инверсия/

4.     Художественное преуменьшение. /Литота/

5.     Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. /Иносказание/

6.     Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака. /Сравнение/

7.     Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и пр. /Термины/

8.     Скрытая насмешка. /Ирония/

9.     Только в контексте слова являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. /Контекстные антонимы/

10.           Единоначалие. /Анафора/

 

Задание 4. Назовите группы средств выразительности в соответствии с заданием 26 ЕГЭ и соотнесите термины с определённой группой

ТРОПЫ

СИНТАКСИС

ЛЕКСИКА

ПРИЁМЫ

       метафора

       эпитет

       олицетво-  рение

       метонимия

       сравнение

       гипербола

       литота

    ирония

  Ряды однородных членов предложения

  Риторические обращения, восклицания, вопросы

  Воскл. предложения

  Вопросит. предл.

  Вставные конструкции (вводные слова и предлож.)

 

               Синонимы

     Антонимы (+контекстные антонимы)

     Фразеологизмы

     Книжная Л.

     Разговорная Л. (+просторечная Л.)

     Устаревшие слова и выражения

     Диалектизмы

     Неологизмы

     Специальная Л.

 

  Звукопись (аллитерация, ассонанс)

   Градация

   Парцелляция

   Анафора (эпифора)

   Инверсия

   Лексический повтор

   Цитирование

   Синтаксический параллелизм

   Противопоставление  (антитеза)

 

 

Средство выразительности

Группа

1.     парцелляция

А троп

2.     лексический повтор

Б лексика

3.     фразеологизм

В синтаксис

4.     метафора

Г приём

5.     вводные слова

Д лексика/приём

6.     антитеза

Е синтаксис/приём

Ответы: А — 4   Б — 3   В —  5  Г — 6  Д — 2  Е — 1

Шаг 2: даёт основные опознавательные признаки и находит в отдельных предложениях, а потом в тексте средства выразительности

Задание 5. Перечислите тропы и дайте им определения, акцентируя внимание на самых главных отличительных признаках (эпитеты – прилагательные; олицетворения – глаголы; сравнение – что и с чем сравнивается; метафоры – существительные или глаголы + как будто – с чем сравнивается, не путать с фразеологизмами!)

 Выпишите из предложений метафоры, эпитеты, сравнения и олицетворения.

1.     А ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли, и понимаешь, что абсолютно бессилен что-либо сделать… (метафора).

2.     После смерти пожарного собака со смешным добрым именем Корзинка стала редко бывать дома (эпитет).

3.     Лес, наконец, расступился, и Сергей очутился на горке, давно и хорошо ему знакомой (олицетворение).

4.     – Посмотри-ка, Люба, — шепнул Слава, — наша Зоя волю закаляет (метафора).

5.     Да, это было славное лето, светлое, беззаботное (эпитет).

6.      Не стерпела душа, на простор пошла (олицетворение).

7.     Кармалюк шёл к операционному столу, и его бросало по комнате, как по палубе корабля в ураганном море (сравнение).

8.      В душу молодой женщины вливалась горячая грусть от его песен (метафора).

9.      Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка (олицетворение).

10.                       Звук скрипки взвивался всё выше и замирающей болью, затиснутым в зубы стоном оборвался в поднебесье…(сравнение).

Задание 6.   Найдите в предложенном отрывке средства выразительности языка по их роли (задание 26 ЕГЭ), предварительно определите группу

 

«Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление такого тропа, как_____(«искусство является историком») придаёт яркость и образность тексту. Весь текст построен на фигуре речи______(«Он над тучами смеётся, он от радости рыдает»). Серьёзность темы достигается при помощи ______(«Что вам ответить на это?»), а также использованием ______(«догмы», «модернизм», «бытие» и др.)».

1.Антитеза  (приём)

2.Метафора (троп)

3.Риторический вопрос (синтаксис)

4.Аллегория (приём)

5.Ряды однородных членов (синтаксис)

6.Сравнение (троп)

7.Термины (лексика)

8.Синтаксический параллелизм (синтаксис или приём)

9.Эпитет (троп)

10.Гипербола (троп)

Ответы: 2, 8, 3, 7

(Чтобы правильно определить вид изобразительно-выразительного средства, необходим контекст, в котором он употребляется, то есть текст, который даётся вам на экзамене для анализа)

Задание 7.  Индивидуальная тестовая работа

Укажите средства выразительности в тексте и запишите в таблицу нужные цифры. /Каждый ученик получает вариант задания 26  и текст КИМов ЕГЭ. Задание проверяется учителем. Баллы выставляются в карту достижений/

Шаг 3:  находит  средства выразительности в тексте

Задание 8.

 Задание 1 группе: Найдите в тексте тропы, приведите примеры, определите назначение в тексте.

Задание 2 группе: Найдите в тексте фигуры речи, приведите примеры, определите назначение в тексте.

Мини-исследование (работа в группах с текстом И.А. Ильина «О дружбе»).

О дружбе

·                     (1) У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет… (2) И тогда изумлённо и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели — и не нашёл ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (3)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..

·                     (4)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоящих друзей или нет? (5)Как же жили люди раньше, до нас? (6)И не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни?

·                     (7)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (8)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

·                     (9)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (10)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (11)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы — и оба считают себя «друзьями». (12)»Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (13)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. (14)Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества. (15)Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху.

·                     (16)Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (17)Истинная дружба… (18)Если бы только знать, как она завязывается и возникает… (19)Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её…

·                     (20)На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека: эта сила есть любовь. (21)На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю; это есть духовная жизнь. (По И.Ильину)

·                     Ильин Иван Александрович (1883–1945) – русский христианский философ, национальный мыслитель, правовед, писатель, литературный критик и публицист, по убеждениям – славянофил и монархист.

Задание 1 группе: Найти в тексте тропы, привести примеры, определить назначение в тексте.

Задание 2 группе: Найти в тексте фигуры речи, привести примеры, определить назначение в тексте.

Шаг 4: дополняет текст указанными средствами выразительности языка

Задание 9.  Вставьте в текст указанные средства выразительности (можно добавить свои).

Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас (эпитеты), лето гораздо короче зимы, а осень (олицетворение) мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
Как-то ночью пришел первый заморозок. Он (олицетворение) холодом на стекла в доме, и они запотели, (олицетворение, эпитет) инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды (сравнение) и сверкали гораздо ярче, чем в (эпитеты) летние ночи. В эту ночь я проснулся от (эпитеты) звука — пастуший рожок (олицетворение) в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.
Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел. (Метафора) рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой,  (сравнение). Мгла эта светлела, делалась все прозрачнее, сквозь нее уже видны далекие и нежные страны (эпитеты) облаков.

 

 

Проверка. Сравните с исходным текстом.

Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука — пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.
Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась все прозрачнее, сквозь нее уже видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков.

Шаг 5: умеет создавать тексты, используя в них средства языковой выразительности (сочинения-описания, сочинения-рассуждения, сочинения-повествования)

Задание 10.  Придумайте и напишите сочинение с использованием различных средств выразительности языка (6-8) на тему «Золотая осень»

 

Д/З  1) Приготовить презентацию на одну из тем

Ученикам раздаются бланки с темами презентаций:

1.     Метафора – царица тропов.

2.     Огромная гипербола и малюсенькая литота.

3.     Эпитет великолепный.

4.     Всё риторическое: обращение, восклицание, вопрос.

5.     Спуски и подъёмы градации.

6.     Анафора и эпифора – стилистические антонимы.

7.     Возможности сравнения.

   Или 2) Приготовить сообщение «Как не путать фразеологизмы и метафоры»

×
×