Автор: Хорина Юлия Андреевна
Формирование эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Юлия А. Хорина
Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко
г. Глазов
Аннотация. В статье рассмотрено формирование эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены особенности детей с ОВЗ, модели формирования ЭИ глазами отечественных и зарубежных психологов. Пути формирования ЭИ у детей с особенностями развития.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; дети с ограниченными возможностями здоровья.
Formation of emotional intelligence in children with disabilities (HIA)
Julia A. Khorina
Glazovsky State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko , Glazov
Annotation. The article considers the formation of emotional intelligence in children with disabilities. The features of children with disabilities, models of EI formation through the eyes of domestic and foreign psychologists are considered. Ways of formation of EI in children with special needs.
Keywords: emotional intelligence; children with disabilities.
Актуальность.
Развитие эмоционального интеллекта младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в настоящее время является актуальной и востребованной в работе учителя начальной школы. Всё больше детей уже с детского сада приходят с заключениями ТПМПК. Таким детям необходима специализированная поддержка специалистов: психологов, дефектологов и логопедов. Важную роль в развитии и социализации детей в ОВЗ играет семья. Дети с ОВЗ сложнее адаптируются в социуме. Зачастую они отстают от своих сверстников в эмоциональной, волевой и познавательных сферах.
Введение.
Многие психические структуры и функции у детей с ОВЗ развиваются иначе, чем у здоровых детей. Чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья комфортно себя чувствовал себя в общении с другими детьми, был уверенным в себе, не боялся допустить ошибки и знал, что над ним не посмеются, необходимо развивать таких детей не только в интеллектуальном, но и в эмоциональном плане.
Понятие ЭИ.
Эмоциональным интеллектом (ЭИ) принято называть способность человека распознавать свои и чужие эмоции, желания и мотивацию других людей, а так же управлять своими эмоциями. ЭИ включает в себя способность к сопереживанию, осознание границ эмоций, умение развивать и использовать свои таланты, дарить и получать поддержку.
Отечественный психолог Люсин Д.В. в 2004 году предложил модель ЭИ:
1) Возможность к распознаванию и регулированию эмоциями. Человек осмысливает свое чувство, дает ему определение, видит причину его возникновения. При этом эмоции, сами управляемые человеком, могут быть подавлены, снижены по накалу или вовсе подавлены;
2) Ориентация к эмоциям своим или других людей.
Люсин Д.В., на основании указанных частей, выделяет два типа ЭИ:
1) Межличностный – управление и осознание эмоций других людей;
2) Внутриличностый – управление своими чувствами.
Американский психолог Д. Гоулман в монографии «Эмоциональный интеллект» выделяет 5 частей эмоционального интеллекта:
Самосознание. Человек осознает свои положительные и отрицательные стороны, знает себе цену. Такой человек имеет реальную самооценку, не стремится к самоисправлению или не умеет критиковать себя. Критика воспринимается адекватно: необоснованная – отменяется, конструктивная – служит сигналом для внутренних изменений.
Саморегуляция. Гоулман доказывает, что эмоции – неотъемлемая часть физиологии человека, прожить без них невозможно.
Эмоциональная саморегуляция – это способность эмоционально реагировать на жизненные события положительным образом, при этом сохраняя гибкость, допускать спонтанные реакции, но уметь их откладывать.
Мотивация. Психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость, способность человека удовлетворять свои потребности. [1, 134]
Правильно выстроенная самомотивация обуславливает правильное отношение к сложностям на пути к успеху, позволяет подходить к проблемам с позитивом.
Социальные навыки. Способность выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми, умение общаться, вызывать нужные реакции. Человек с развитыми социальными навыками приветлив, доброжелателен, умеет выручить в нужной ситуации, может найти общий язык с людьми разных социальных статусов.
Эмпатия. Это способность человека реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать глубину чужой проблемы, или радости. В норме, эмпатия заложена в каждом человеке.
На какую бы модель ЭИ мы не опирались, в любом случае, в развитии эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ приоритетными задачами, на наш взгляд, являются:
· Создание атмосферы эмоциональной безопасности (ребенок не должен подвергаться эмоциональному давлению со стороны взрослых);
· Совместное переживание эмоциональных состояний, таких как, грусть, тоска, печаль (дать ребенку возможность их пережить с последующим разбором: «А что ты чувствовал в этот момент?» и т.д.)
· Развитие умения обращать внимание на невербальные способы общения (мимика, жесты, взгляды) взрослого человека, умение видеть в этом опасность или наоборот;
· Развитие и принятие собственного «Я»;
· Благоприятствовать развитию детско-родительских отношений (школа в этом может оказать существенную поддержку).
Характерными особенностями в процессе развития детей с ОВЗ являются сокращение потребности в общении, недоразвитие форм коммуникации. Таким детям присуща повышенная тревожность, зависимость от мнения окружающих, обидчивость и ранимость. Так же фобии.
Для развития ЭИ используются основные методы:
1. Сюжетно-ролевая игра.
2. Включение в трудовую и творческую деятельность;
3. Работа с художественными произведениями.
Развитый ЭИ дает ребенку с ОВЗ, в первую очередь, комфортный уровень социализации. Он сможет лучше распознавать настроение окружающих, их намерения, их отношение к нему (эмпатия), понимать, то, что он хочет сам и к чему стремится. Такому ребенку будет проще адаптироваться в окружающем мире.
Так же улучшается общее благополучие ребенка. Низкий уровень ЭИ повышает риск психосоматических болезней. Организм сам может указать на источник проблем в организме, дать сигнал.
Дети с развитым уровнем ЭИ показывают наиболее высокий уровень жизни. Исследователи установили, что 80% успеха – это именно развитие ЭИ, а лишь 20% — умственные способности.
У детей, показывающих высокий уровень ЭИ, хорошие взаимоотношения с близкими людьми. Если вернуться к детям в ОВЗ, тут сложнее. Родители, которые не могут смириться с особенностью своего ребенка, часто проявляют холодность в общении в семье, неэмоциональность, приучают ребенка ко «вторым ролям», говорят, что жизнь у него не такая как у всех. Здесь необходима работа с семьей. Разговаривать с ними о безусловном принятии своего «особенного» ребенка, об умении вместе преодолевать трудности, переживать эмоции, уметь учиться их контролировать.
Выводы.
Таким образом, ЭИ необходимо развивать в себе с раннего возраста, и в этом, конечно, главную роль играет семья. Так же школа играет немало важную роль. Она может, и как развивать самого ребенка в ОВЗ, так и выступать в роли посредника между семьей и родителями.
Список литературы:
1. Готтман Дж., Деклер Дж. Эмоциональный интеллект ребенка. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
2. Ерохина Е. В. Эмпирические обоснования психологических типов эмоционального интеллекта . – 2011. – №3.
3. Кустова Н. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания // Специальное образование. – 2015. – № 6.
4. Титов Д. Е., Сошинов А. Г. // Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в России // Сборник научных трудов SWORLD. – 2013. – № 3