Развитие эмпатии у старшеклассников

Автор: Юлия Нещадимова

УДК 338.43.01

 

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

 

Нещадимова Юлия Георгиевна,

педагог-психолог

ГБОУ РК «Алупкинская санаторная школа-интернат»

 

 

Постановка проблемы.   Социально-психологическая реальность, социально-психологические явления инспирируются как отражение различных форм общения и взаимодействия в системе «человек-общество», «ученик — соученики», «ученик-педагог». Формирование и развития у старшеклассников тесно связано с феноменом школьной тревожности. Эти области коррелируют между собой.

Эмпатия детерминирована психическим состоянием школьной тревожности.

Психическое состояние школьной тревожности есть состояние, с нашей точки зрения неизбежное и необходимое: данные процессы  —  в «психологическом»  разрезе —    происходят главным образом  посредством накопления и реализации  собственного опыта общения в непосредственных социальных контактах, где индивид испытывает влияние микросреды, а через него и макросреды, культуры, социальных норм и ценностей, характеризующих данное общество. Развитие эмпатии – процесс, детерминированный  накоплением старшеклассниками личностного опыта [1, с.53].

Цель статьи. Рассмотреть механизм формирования эмпатии у старшеклассников в контексте социально-психологических процессов, происходящих в данном возрасте.

 

Изложение основного материала исследования.

Чувство эмпатии  есть феномен, который детерминирован комплексом глубинных внутренних факторов и мотиваторов:  «школьный возраст» сам по себе обнаруживается периодом, когда личностное стремление в самореализации, самоутверждению выступает как доминанта всего многообразия психолого-социальных процессов   очерченного периода.

Феномен эмпатии у старшеклассников, в  сути своей,  определяется     собственно характером   базисного  его процесса —  процесса социализации. Школьник, будучи в исключительно подвижной коммуникативной среде, вынужден постоянно актуализировать «систему координат»: его само позиционирование требует активного коммуникативного фронта, что, в конечном итоге, становится  базисом  процессов социализации и адаптации.

Именно этот – «социальный» —  компонент  определяет необходимость «адаптации»  человека в среде ему равных,  определяет необходимость социализации  в обществе —  школе, как некоторой его  схематично организованной модели.

Таким образом, основой состояния формирования эмпатии у старшеклассников выступает   процесс  социализации как  термин вариативно трактуемый, при этом непременными его составляющими является  индивид и та среда, в рамках которой он существует и ориентирован на максимальную самореализацию,  на возможность   воплотить  имеющие место таланты  и способности.

Эмпатия неразрывно связана —  а часто и инспирирована —  феноменом школьной тревожности [1, с.58].

Что есть тревога и тревожность? Тревога – есть личностно ощущаемое переживание, инспирированной в результате  угрозы (объективной или субъективно трактуемой) индивиду как социальному субъекту, когда сомнению  —  «оценочной ревизии»  со стороны окружающих —  подвергаются  его ценности, представления о себе, положение в обществе, понимание собственного «я»  в разрезе релевантной социальной группы.

Психическое состояние школьной тревожности всегда есть состояние внутреннего дискомфорта и дисбаланса, это состояние  различной интенсивности и длительного во времени ощущения   внутреннего напряжения, когда школьник не всегда осознанно вовлечен в коммуникативный фон «повышенного напряжения»; на физиологическом уровне отмечается активация вегетативной нервной системы, когда человек воспринимает и трактует объективную ситуацию как ситуацию неопределенности и ожидания с непрогнозируемым исходом.

Феномен школьной  тревожности —  феномен исключительно распространенный: процессы социализации в социуме (а школа, несомненно, достаточно релевантная  модель общественного устройства) являются процессами становления личностных качеств, при этом имеет место некоторый  диссонанс: с одной стороны опасности подвергаются представления школьника о себе и собственном положение в обществе, с другой  стороны неизбежно происходит актуализация  т.н. «формулы ученического счастья», когда непреходящую значимость имеет комплексная целевая установка, состоящая в то, что любое, де-факто,  поведение учеников   ориентировано на достижение  чувства сопричастности и принадлежности к процессам  «школьной жизни».

Таким образом, формирование эмпатии у старшеклассников в некотором «глубинном разрезе»    обусловлено тремя равновеликими компонентами, тремя равнозначными составляющими:

·                интеллектуальной состоятельностью,  когда школьнику в обязательном порядке необходимо ощущать свою состоятельность в учебной деятельности;

·                коммуникативной состоятельностью, ядро которой  заключается в том, что  школьник  непременно  ориентирован на  «отстраивание» и  поддержание  приемлемых отношений с учителями и одноклассниками; 

·                  состоятельностью в деятельностном аспекте, когда  индивид  ориентирован на исполнение посильной ему  «роли»  в жизни  отдельного класса или школы.

Большинство школьников ориентированы  на максимизацию всех трех  названных факторов коммуникативно-психологической вовлеченности.

Именно здесь и сосредоточено «ядро»  процессов формирования  и развития эмпатии.

 В случае, если некоторый отдельный элемент по  некоторым   причинам (внутренней или внешней природы) недостижим в конкретной ситуации и в конкретное время, то в той или иной степени (масштаб которой  определяется собственно личностными характеристиками конкретного индивида) актуализируется  ощущение тревожности или тревоги, при этом в том случае, если подобный тренд является доминирующим и устойчивым на протяжении длительного периода времени, то состояние  школьной тревожности может «переродится»  в состояние качественно иной – существенно более глобальной —  природы: состояние ситуативной тревоги  может последовательно трансформироваться  устойчивое  личностное качество —  тревожность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

Возможность, умение, способность сопереживать, испытывать тревожность и тревогу —  основа формирования эмпатии у старшеклассников.

Без некоторого накопленного личностного, индивидуального «духовного», «эмпирического», «чувственного» опыта невозможным является формирование «фундамента»  формирования и развития эмпатии.

Бесспорным является тот факт, что эмпатия – та область, которую можно и нужно развивать в период старшей школы.

 

 

Аннотация.

В статье в аналитическом контексте рассмотрено содержание категории «эмпатия». Определен механизм  зависимости между двумя  областями: эмпатия и тревожность.

Ключевые слова: эмпатия, тревожность, опыт, развитие

 

Abstract.

 In an article in the context of the analytical content of the category considered «empathy».  The mechanism of the relationship between the two areas: empathy and anxiety.


         Keywords: empathy, anxiety, experience and development

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.           Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. — СПб., 2013.

2.           Ильин  Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2011

3.           Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 1988.

4.           Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы пси­хологии. — 1969. — № 1. — С. 131-137.

5.           Левитов Н. Д. О психических состояниях человека Просвещение, 1964.

 

×
×