Автор: Юлия Нещадимова
УДК 338.43.01
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Нещадимова Юлия Георгиевна,
педагог-психолог
ГБОУ РК «Алупкинская санаторная школа-интернат»
Постановка проблемы. Социально-психологическая реальность, социально-психологические явления инспирируются как отражение различных форм общения и взаимодействия в системе «человек-общество», «ученик — соученики», «ученик-педагог». Формирование и развития у старшеклассников тесно связано с феноменом школьной тревожности. Эти области коррелируют между собой.
Эмпатия детерминирована психическим состоянием школьной тревожности.
Психическое состояние школьной тревожности есть состояние, с нашей точки зрения неизбежное и необходимое: данные процессы — в «психологическом» разрезе — происходят главным образом посредством накопления и реализации собственного опыта общения в непосредственных социальных контактах, где индивид испытывает влияние микросреды, а через него и макросреды, культуры, социальных норм и ценностей, характеризующих данное общество. Развитие эмпатии – процесс, детерминированный накоплением старшеклассниками личностного опыта [1, с.53].
Цель статьи. Рассмотреть механизм формирования эмпатии у старшеклассников в контексте социально-психологических процессов, происходящих в данном возрасте.
Изложение основного материала исследования.
Чувство эмпатии есть феномен, который детерминирован комплексом глубинных внутренних факторов и мотиваторов: «школьный возраст» сам по себе обнаруживается периодом, когда личностное стремление в самореализации, самоутверждению выступает как доминанта всего многообразия психолого-социальных процессов очерченного периода.
Феномен эмпатии у старшеклассников, в сути своей, определяется собственно характером базисного его процесса — процесса социализации. Школьник, будучи в исключительно подвижной коммуникативной среде, вынужден постоянно актуализировать «систему координат»: его само позиционирование требует активного коммуникативного фронта, что, в конечном итоге, становится базисом процессов социализации и адаптации.
Именно этот – «социальный» — компонент определяет необходимость «адаптации» человека в среде ему равных, определяет необходимость социализации в обществе — школе, как некоторой его схематично организованной модели.
Таким образом, основой состояния формирования эмпатии у старшеклассников выступает процесс социализации как термин вариативно трактуемый, при этом непременными его составляющими является индивид и та среда, в рамках которой он существует и ориентирован на максимальную самореализацию, на возможность воплотить имеющие место таланты и способности.
Эмпатия неразрывно связана — а часто и инспирирована — феноменом школьной тревожности [1, с.58].
Что есть тревога и тревожность? Тревога – есть личностно ощущаемое переживание, инспирированной в результате угрозы (объективной или субъективно трактуемой) индивиду как социальному субъекту, когда сомнению — «оценочной ревизии» со стороны окружающих — подвергаются его ценности, представления о себе, положение в обществе, понимание собственного «я» в разрезе релевантной социальной группы.
Психическое состояние школьной тревожности всегда есть состояние внутреннего дискомфорта и дисбаланса, это состояние различной интенсивности и длительного во времени ощущения внутреннего напряжения, когда школьник не всегда осознанно вовлечен в коммуникативный фон «повышенного напряжения»; на физиологическом уровне отмечается активация вегетативной нервной системы, когда человек воспринимает и трактует объективную ситуацию как ситуацию неопределенности и ожидания с непрогнозируемым исходом.
Феномен школьной тревожности — феномен исключительно распространенный: процессы социализации в социуме (а школа, несомненно, достаточно релевантная модель общественного устройства) являются процессами становления личностных качеств, при этом имеет место некоторый диссонанс: с одной стороны опасности подвергаются представления школьника о себе и собственном положение в обществе, с другой стороны неизбежно происходит актуализация т.н. «формулы ученического счастья», когда непреходящую значимость имеет комплексная целевая установка, состоящая в то, что любое, де-факто, поведение учеников ориентировано на достижение чувства сопричастности и принадлежности к процессам «школьной жизни».
Таким образом, формирование эмпатии у старшеклассников в некотором «глубинном разрезе» обусловлено тремя равновеликими компонентами, тремя равнозначными составляющими:
· интеллектуальной состоятельностью, когда школьнику в обязательном порядке необходимо ощущать свою состоятельность в учебной деятельности;
· коммуникативной состоятельностью, ядро которой заключается в том, что школьник непременно ориентирован на «отстраивание» и поддержание приемлемых отношений с учителями и одноклассниками;
· состоятельностью в деятельностном аспекте, когда индивид ориентирован на исполнение посильной ему «роли» в жизни отдельного класса или школы.
Большинство школьников ориентированы на максимизацию всех трех названных факторов коммуникативно-психологической вовлеченности.
Именно здесь и сосредоточено «ядро» процессов формирования и развития эмпатии.
В случае, если некоторый отдельный элемент по некоторым причинам (внутренней или внешней природы) недостижим в конкретной ситуации и в конкретное время, то в той или иной степени (масштаб которой определяется собственно личностными характеристиками конкретного индивида) актуализируется ощущение тревожности или тревоги, при этом в том случае, если подобный тренд является доминирующим и устойчивым на протяжении длительного периода времени, то состояние школьной тревожности может «переродится» в состояние качественно иной – существенно более глобальной — природы: состояние ситуативной тревоги может последовательно трансформироваться устойчивое личностное качество — тревожность.
Выводы.
Возможность, умение, способность сопереживать, испытывать тревожность и тревогу — основа формирования эмпатии у старшеклассников.
Без некоторого накопленного личностного, индивидуального «духовного», «эмпирического», «чувственного» опыта невозможным является формирование «фундамента» формирования и развития эмпатии.
Бесспорным является тот факт, что эмпатия – та область, которую можно и нужно развивать в период старшей школы.
Аннотация.
В статье в аналитическом контексте рассмотрено содержание категории «эмпатия». Определен механизм зависимости между двумя областями: эмпатия и тревожность.
Ключевые слова: эмпатия, тревожность, опыт, развитие
Abstract.
In an article in the context of the analytical content of the category considered «empathy». The mechanism of the relationship between the two areas: empathy and anxiety.
Keywords: empathy, anxiety, experience and development
Литература:
1. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. — СПб., 2013.
2. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2011
3. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 1988.
4. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии. — 1969. — № 1. — С. 131-137.
5. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека Просвещение, 1964.