Развитие форм и видов социального партнерства в муниципальном образовании

Автор: Котикова Виолетта Владимировна

Одним из основных элементов муниципального регулирования является формирование территориальной среды, так как эффективная ее реализация влияет на деятельность всех сфер муниципального образования. Управленческая концепция должна опираться на все факторы, которые влияют на функционирование муниципального образования: экономические, исторические, культурные, природные, социальные и экологические.

Важное значение имеет устойчивый рост эффективности всех сфер функционирования муниципального образования, что будет обеспечивать достойный уровень жизни населения и экономическое развитие территории. В целях достижения устойчивого социально-экономического положения муниципального образования органы власти обращают свое внимание на применение технологии социального партнерства. Происхождение социального партнерства имеет глубокие исторические корни. О важной роли социального партнерства в общественных отношениях писали еще такие великие мыслители, как Никколо Макиавелли, Фрэнсис Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, Адам Смит, Готфрид Лейбниц, Иммануил Кант, Питирим Сорокин и другие.

Задачи исследования заключается в установлении роли социального партнерства в развитии муниципального образования, а также изучении наиболее распространенных форм и видов социального партнерства в рамках муниципального образования.

Одним из важных механизмов, осуществляющих регулирование государственной структуры, является управление. Безусловно, Российская Федерация стремиться к трансформации местных органов управления, поскольку они являются элементом, с помощью которого осуществляется взаимодействие граждан и государственной организации, а также продуктивным механизмом осуществления государственной политики в регионах.

Под муниципальным образованием следует понимать определенную территорию, в рамках которой население реализует функции местных органов власти, а также элемент территории города с закрепленным статусом муниципального образования, который дает возможность участвовать в местном самоуправлении.

На сегодняшний день, институт социального партнерства в системе государственного муниципального управления еще не сформирован и находится в стадии своего развития.

Многие ученые и эксперты в своих трудах изучают опыт социального партнерства в системе государственного и муниципального управления. Так, например, по мнению Е. И. Марковской под социальным партнерством следует понимать цивилизованную систему общественных отношений по поводу воспроизводства продукта некоммерческого сектора. Таким образом, система социального партнерства в системе государственного и муниципального управления предполагает технологию согласования и защиты интересов участников — потребителей продукта некоммерческого сектора, некоммерческих организаций, инвесторов из коммерческого сектора либо зарубежных благотворительных фондов, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества[1]. В данном случае особое внимание приобретает продукт неполитического некоммерческого действия. Это такой продукт, который может восполнить потребности граждан, не связанные с политикой и полученные без участия коммерческих организаций.

Следует понимать, что в области трудовых отношений социальное партнерство активно применяется и несет высокий эффект.  По данным Федерации независимых профсоюзов России численность работников, на которых распространяется действие соглашений и коллективных договоров с 2020 г. по 2021 г. увеличилась с 32,1 млн. чел. до 32,2 млн. чел. Данная положительная динамика свидетельствует о развитии технологии социального партнерства в трудовых отношениях[2].

На законодательном уровне социальное партнерство определяет статья 23 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной статьей: «социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений[3].

Трудовой кодекс устанавливает уровни социального партнерства:

1.     Федеральный уровень.

2.     Межрегиональный уровень.

3.     Региональный уровень.

4.     Отраслевой уровень.

5.     Территориальный уровень.

6.     Локальный уровень.

Следовательно, социальное партнерство в муниципальном образовании – это территориальный уровень применения технологии социального партнерства.

В теории социального партнерства, как феномена общественных отношений, принято понимать три основных сектора:

— государство;

— население;

-бизнес.

Подход межсекторного социального партнерства изучают многие современные ученые. Одним из основоположников данной мысли стал В. И. Якимец[4]. Автор рассматривает межсекторное социальное партнерство как основу устойчивого социально-экономического развития территории, поскольку каждый из секторов обладает специфическим набором ресурсов и возможностей, что в совокупности позволяет сформировать весомый потенциал для дальнейшего развития. А. А. Кокшарова[5] в своей статье рассматривает межсекторное социальное партнерство как драйвер социально-экономического развития муниципального образования. По мнению автора, муниципальное образование должно рассматриваться как обособленная уникальная территория, обладающая спецификой народа, проживающего на территории, культурными особенностями, географией месторасположения и экономическими аспектами. Межсекторное социальное партнерство при этом — это союз нескольких организаций из двух или более секторов, которые соглашаются вести совместную работу для реализации проекта, направленного на обеспечение устойчивого развития, а также решения проблем граждан отдельной территории.

О формах социального партнерства А. А. Кокшарова утверждает, что они являются уникальными для каждого муниципального образования. Опыт Российских городов и поселений свидетельствует о том, что на территории каждой территории формируются свои формы социального партнерства.

В западных странах технологии социального партнерства в муниципальных образованиях получают широкое применение. При этом отечественный опыт в данной сфере не богат. Рассмотрим несколько видов социального партнерства в муниципальном образовании, которые можно наблюдать в отечественной практике.

В первую очередь комплексным механизмом межсекторного социального партнерства в муниципальном образовании выступают фонды местного сообщества. В наиболее общем понимании, фонд местного сообщества — это работающий на определенной территории, как правило, благотворительный фонд, нацеленный на привлечение денежных средств в форме частных (от хозяйствующих субъектов на местном уровне и местного населения) или корпоративных пожертвований.

Одним из примеров фонда местного сообщества можно считать фонд «Первоуральск». Фонд объединяет людей с активной гражданской позицией и направляет их усилия для достижения общей цели на Урале[6].

Следующим видом межсекторного социального партнерства выступают именные фонды.  Механизм именного фонда дает благотворителю право на сохранение за программой своего имени, что является дополнительным мотивационным фактором, привлекающим бизнес и власть к длительному сотрудничеству с некоммерческими организациями в рамках деятельности ФМС.

Ярким примером именного фонда в России выступает «Фонд Тольяти». Городской благотворительный фонд «Фонд Тольятти» учрежден 19 марта 1998 года для финансирования социальных, благотворительных, культурных и иных общественно полезных инициатив[7]. Примером фамильных именных фондов выступает фонд «Фамильная благотворительность».

С целью развития практики социального партнерства в муниципальных образованиях предлагается использование успешного опыта применения социального партнерства в трудовых отношениях. В частности, необходимо пролонгирование принципов социального партнерства, закрепленных в Трудовом кодексе РФ в сферу муниципального управления.

Рассмотрим данные принципы на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Принципы социального партнерства

 

Таким образом, реализация социального партнерства в муниципальном образовании должна базироваться на принципах добровольности и ответственности сторон, а также законности, равноправия и взаимоуважение. Соблюдение комплекса принципов позволит реализовать проекты в рамках социального партнерства с наилучшими результатами и эффектами.

Подводя итог, можно сказать о том, что теория социального партнерства выделяет три сектора: государство, население, бизнес. В качестве драйвера социально-экономического развития муниципального образования рассматривается межсекторное социальное партнерство. Межсекторное социальное партнерство раскрывается в таких форма, как: фонды местного сообщества, именные фонды и фамильные фонды.

Социальное партнерство выступает одной из форм взаимодействия власти, общества и бизнеса. Социальное партнерство в системе государственного и муниципального управления представляет собой цивилизованную систему общественных отношений по поводу воспроизводства продукта некоммерческого сектора. Эффективность применения технологии социального партнерства во многом обеспечивается за счет реализации принципов социального партнерства, установленных на законодательном уровне.


[1] Gr. Взаимодействие бизнеса и органов власти : учебник и практикум для вузов / Е. И. Марковская [и др.] ; под редакцией Е. И. Марковской. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 368 с.

[2] Федерация независимых профсоюзов России. – URL: https://proftat.ru/assets/mgr/socpartner/2022/08prezentatsiyakuzmina.pdf (Дата обращения: 26.12.2023)

[3] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 24.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/e5c859f1e3f2f02351e1fcd1159b2a19b9e7f446/ (Дата обращения: 26.12.2023)

[4] Межсекторное социальное партнерство в России: определение, механизмы, лучшие практики. – URL: http://www.kdobru.ru/materials/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%20%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5,%20%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%8B,%20%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%AF%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%86.%D0%92.%D0%9D.pdf (Дата обращения: 26.12.2023)

[5] Кокшарова А. А.  Межсекторное социальное партнерство как фактор устойчивого развития муниципального образования // Регионология – 2023 г. — №3. – URL: https://regionsar.ru/en/node/336

[6] Фонд «Первоуральск». – URL: http://www.f21vek.ru/o-fonde (Дата обращения: 26.12.2023)

[7] Фонд Тольяти. – URL: https://www.fondtol.ru/aboutfund/ (Дата обращения: 26.12.2023)

×
×