РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Автор: Ольга Петровна Гордиенко

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.

 Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

— коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

— информационная грамотность —  умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания.

— деятельностная грамотность — это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее.

Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности по предмету «Математика»

Итак, «функциональная математическая грамотность» – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

В принятом определении, «заниматься» математикой не означает выполнять простые физические или социальные математические действия (например, вычислить сдачу при покупке в магазине), под этим подразумевается более широкое использование математики в связи с самыми различными целями.

Функциональная математическая грамотность включает также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью

 Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.

В помощь учителю начальных классов предлагаю следующие задания.

 

Методическая копилка по развитию функциональной  математической грамотности у учащихся начальных классов на уроке математики.

 

1.     Математическая разминка

2.     Корзина понятий

3.     Решение логических задач табличным способом

4.     Проект «Семейная математика»

5.     Задачи на логику

6.     Задачи на пространственное мышление

7.     Сюжетные задачи

8.     Зачеркивание, превращение, отгадывание чисел

9.     Математические фокусы

10.  Задачи, воспитывающие гибкость мышления, когда по одному действию требуется восстановить весь дальнейший ход рассуждения


Сейчас я вам покажу какими методами и платформами я пользуюсь в своем классе.

1.     Задачи на пространственное мышление

Сайт «Разумейкин» ребенок сам может выбрать уровень сложности и решить небольшую задачку. Сайт очень прост в работе.

https://www.razumeykin.ru/zadaniya/uprazhneniya/razvitievnimanie/1-uroven/1583

2.     Задачи на логику. Так как мы знаем, что в ВПР по математике есть несколько заданий на логику и не все дети с ними справляются для и решения этих проблем можно использовать сайт «ЛогикаЛайк», задания на сайте предусмотрены для детей с 1 по 4 классы.

https://logiclike.com/2.0/cabinet/exercise/1/9/problem/80869

3.     Корзина понятий

 на столе стоит не большая коринка, в которую дети после сложной пройденной темы могут написать 

×
×