Развитие функциональной грамотности на уроках ОРКСЭ,модуль ОПК. Дидактический материал по теме «Библия»

Автор: Молчанова Татьяна Анатольевна

Развитие функциональной грамотности на уроках ОРКСЭ.

Дидактический материал для игры «Мозговой штурм» на уроках ОРКСЭ, модуль ОПК по теме «Библия в пословицах»

Составитель:Молчанова Т.А.

Цель  игры: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как о произведениях, которые использовали наши предки из книг Ветхого и Нового Заветов  Библиии.

В игровой форме ребята совершают путешествие в мир библейских текстов. Расширяют свои знания,пополняют активный словарный запас пословицами и поговорками. Учатся работать в группах, выражать свою точку зрения и обосновывать её. Самостоятельно  добывать необходимую информацию и обмениваться ею.

Пословицы и поговорки

Цитата из Библии

Ветхий Завет

Пятикнижие Моисея.Бытие, исход, Левит. Числа. Второзаконие.

      Кто родителей почитает, того Бог не забывает.

      «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20,12).

За доброе жди добра, за худое — худа.
     

«Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику — горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его» (Ис. 3,10-11).

 Мзда глаза слепит.
     

«Дары ослепляют глаза мудрых» (Втор. 16,19).

Межа не стена, а передвинуть нельзя.

«Не нарушай межи ближнего твоего» (Втор. 19,14).

Книги исторические.

 

 

Книги учительские: Книга Иова, Псалтирь,Книга притчей Соломоновых. Книга Екклесиаста.Книга песней.

Бог дал, Бог и взял.

«Господь дал. Господь и взял» (Иов. 1,21).

Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.

      «Тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем» (Еккл. 8,17).

      Голым родился, голым и умрешь.

 «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» (Иов. 1,21)

Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.


      «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Притч. 17,1).

Краюшка хлеба да ковш воды, совесть спокойна и не ждешь беды.

      «Лучще немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога» (Притч. 15,16).

Лучше нищий правдивый, чем тысячник лживый.

«И бедный человек лучше, нежели лживый» (Притч. 19,22).

Повинную голову и меч не сечет.

      «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28,13).

      Худом добра не наживешь.  


      «Не доставляют пользы сокровища неправедные» (Притч. 10,2).

Богатому сладко естся, да плохо спится.

«Пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Еккл. 5,11).

      На воре шапка горит.

      «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним» (Притч. 28,1).

      Кто к Богу, к тому и Бог.
     

«Когда Господу угодны пути человека. Он и врагов его примиряет с ним» (Притч. 16,7).

Просит убогий, а подаешь Богу.

 «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19,17).

Один Бог без греха.


«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7,20).

      Тот не унывает, кто на Бога уповает.

«Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Притч. 16,3).

У Бога милостей много

«Милости Господней полна земля» (Пс. 32,5).

Человек предполагает, а Бог располагает.

 «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч. 19,21).

От людей утаишь, а от Бога нет. От Божьего суда не уйдешь.

  «Ибо всякре дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12,14).

       Бедного обижать — себе гибели искать.

«Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их» (Притч. 22,22-23).

Человек ходит, а Бог водит

  «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч. 16,9).

    Добро творить — себя веселить.


      «Радость человеку — благотворительность его» (Притч. 19,22).

Доброго держись, а худого сторонись. К добру мостись, а от худа пяться.

           «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33,15).

Заработанный ломоть лучше краденного каравая. Лучше малые крохи с тихостью, чем большие куски с лихостью.

«Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою» (Притч. 16,8).

Кто добро творит, тому зло не вредит.

      «Не приключится праведнику никакого зла» (Притч. 12,21).

Будь беден, да честен.

«Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат» (Притч. 28,6).

 В долг взять — себя продать.

«Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца» (Притч. 22,7).

      Всякое может случиться и богатый к бедному постучится.

«Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан» (Притч. 21,13).

      Денег вволю, а еще б поболе.

 «Кто любит серебро, тот не насытится серебром» (Еккл. 5,9).

Деньгами душу не выкупишь.
     

«Не поможет богатство в день гнева» (Притч. 11,4).

Добрая слава лучше богатства.

«Доброе имя лучше большого богатства, и добрая, слава лучше серебра и золота» (Притч. 22,1).

Деньги — вода: пришла и ушла. Деньги — пух: только дунь на них и нет.

«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу» (Притч. 23,4-5).

Книги пророческие.книга пророка Иезекиля. Книга пророка Иеремии.

Какова матка, таковы и детки.


«Какова мать, такова и дочь» (Иез. 16,44).

Отцы клюкву ели, а у детей оскомина.
     

«Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер. 31,29).

      Кто сеет ветер, пожнет бурю

«Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Ос. 8,7)

 

 

Новый Завет

Евангелие: от Матфея, отМарка, от Луки, от Иоанна

Вера и гору с места сдвинет.

      «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Матф. 17,20).

      От худого семени не жди доброго племени.

      «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Матф. 7,17).

Без терпенья нет спасенья.

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лук. 21,19).

Как аукнется, так и откликнется.

      «Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук. 6,38).

      Не ищи соринку в чужом глазу.

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Матф. 7,3).

Слепой слепого не выведет.

      «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф. 15,14).     

Шила в мешке не утаишь.

           «Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Матф. 10, 26).

      Худое дерево — с корнем вон.

«Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Матф. 7,19).

Деяния апостолов.Послания Апостолов

      Бога бойся, царя чти.

 «Бога бойтесь, царя чтите» (1-е Петра 2,17).

      Нет веры без дел добрых.

«Вера без дел мертва» (Иак. 2,26).

Всякая неправда — грех.

«Всякая неправда есть грех» (1-е Иоан. 5, 17).

      Лучше давать, чем брать.
     

«Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20,35).

Праведен закон, да неправеден судья.

      «А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его» (1-е Тим. 1,8).

От печалей немощи, от немощей смерть.

«Печаль мирская производит смерть» (2-е Кор. 7,10).

Придержи язык в беседе, а сердце в гневе.

«Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак. 1,19).

Пустой спор до ссоры скор.

      «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (2-е Тим. 2,23).

Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

«А язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло» (Иак. 3,8).

Все можно, да не все нужно.

           «Все мне позволительно, но не все полезно» (1-е Кор. 6,12).

Не лезь на рожон.

      «Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9,5).

Поганое к чистому не пристанет.

«Для чистых все чисто» (Тит. 1,15)

Что посеешь, то и пожнешь.

«Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6,7).

     

Литературные источники:

1. Библия. Российское библейское общество.Москва.1997

 

Скачать статью

×
×