Развитие функциональной грамотности с помощью образовательной среды «ПиктоМир»

Автор: Шатунова Галина Викторовна

С активным внедрением информационных технологий в повседневную жизнь вызвало необходимость в раннем знакомстве с основами программирования и алгоритмизацией подрастающего поколения. Что потребовало интеграции в образовательный процесс НОО современных средств обучения целесообразных возрасту. Освоение обучающимся начальной школы алгоритмических умений, помогает ему в будущем определять основную цель и последовательность шагов для ее достижения. А так же вносить коррективы и исправлять ошибки в выбранном алгоритме.

Многие исследования просвещены развитию алгоритмического мышления детей разных возрастов. Наибольшую известность получили исследования следующих  авторов: А. В. Колмогорова, А.А. Столяра, М.П. Лапчика, С. Е. Царевой, С. Д. Язвинской, А. В. Горячева и др..

Цифровая образовательная среда программирования «ПиктоМир», разработанная в НИИСИ РАН специально для дошкольников и младших школьников  особый интерес она вызывает у обучающихся подготовительных и первых классов, так как у детей еще не сформирован устойчивый навык чтения и письма. А данная образовательная среда предполагает работу с помощью пиктограмм.

Привлекательный для детей интерфейс, простота использования, задания, наполненные смыслом для дошкольника, действия и результат выполнения, которые сразу видны на экране планшета или компьютера, возможность полного и пошагового выполнения команд – все это отличает «ПиктоМир» от других программных сред и делает его подходящим средством для формирования алгоритмических умений у дошкольников в процессе их всестороннего развития [2].

Единицей программно-методического обеспечения в системе «ПиктоМир» является игра, состоящая из нескольких уровней-заданий. В графической бестекстовой форме описаны стартовые условия (задана некоторая трехмерная обстановка и начальное положение Робота, действующего в данной обстановке); цель работы (выбраться из лабиринта, закрасить часть лабиринта и др.), которая должна быть выполнена роботом. Команды в программе обозначены символами, значение которых не является интуитивно понятным ребенку. Поэтому дошкольнику необходима определенная практика непосредственных действий в визуальной среде для установления четкой ассоциативной связи между знаком и его значением. Начинает с прямого управления отдельными действиями робота и осознавая смысл команд, ребенок учится программировать последовательность действий для решения поставленной задачи [1].

Среда «ПиктоМир» предполагает индивидуальную и групповую работу, что способствует формированию коммуникативного развития обучающихся в первую очередь сотрудничества между собой и педагогом.

Наибольшее преимущества данной программы в том, что предполагается не только работа планшетах и компьютеров, но и присутствует модульная форма занятий. При этом каждый из модулей предполагает минимальную компьютерную активность. Что позволяет научить ребенка строить и выполнять последовательность действий – алгоритм.

Первый модуль предполагает знакомство обучающегося с понятиями: алгоритм, линейный алгоритм. В рамках изучения данных понятий обучающиеся осваивают коды программирования «шаг вперед», «поворот направо», «поворот налево».

Второй модуль знакомит обучающихся с разветвленными и цикличными алгоритмами. Понятиями «подпрограмма», «кодирование», «декодирование».

Осваивая третий модуль школьники учатя интегрировать алгоритмические умения в различные виды деятельности, в том числе, образовательную. Данный модуль предполагает выполнение творческих заданий, что отличает его от предыдущих двух.

Из вышесказанного понятно, что программная среда ПиктоМир развивает алгоритмическое мышление школьников в соответствие их возрастными особенностями и увлечениями, а так же учит применять накопленный алгоритмический опыт в жизненных ситуациях. Что является частью функциональной грамотностью. А развитие функциональной грамотности одно из основных направлений новых ФГОС.

Список литературы

1.    Годовой цикл занятий «Алгоритмика для дошкольников» в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений / А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов, И. Н. Грибанова, М. В. Райко // Вестник кибернетики. 2018. № 2(30). С. 138–144.

2.    Рогожкина И. Б. Пиктомир: дошкольное программирование как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2012. №2.

×
×