Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Автор: Казакова Венера Гаруновна

     Развитию функциональной грамотности способствует и орфографическая грамотность.        Формирование орфографических навыков — сложный и длительный процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится особое место. Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы: – высокий научный уровень преподавания орфографии; – связь между формированием орфографических навыков и развитием речи; – — знание орфографических правил; – знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил; – упражнения, отрабатывающие умения, применять орфографические правила.

        Работа по орфографии в разных классах имеет свою специфику: в 5–8 классах орфографические навыки совершенствуются при повторении орфографии в начале учебного года в 7 классе и в конце учебного года в 8 классе, в 9 классе при изучении синтаксиса и пунктуации, при подготовке к диктантам, сочинениям, изложениям, в ходе работы над ошибками, допущенными в письменных работах по русскому языку и литературе.           Важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. Умение обнаружить орфограмму необходимо в ходе применения всех орфографических правил. Такое умение обычно называют орфографической зоркостью. Учащихся надо научить определять орфограммы при различных обстоятельствах. В ходе изучения того или иного орфографического правила учитель сообщает учащимся опознавательный признак орфограммы, и требует, чтобы они запомнили его.Например; Приведу примеры упражнений, способствующих развитию орфографической зоркости : – найти в данном тексте изученные орфограммы (устно или письменно); – записать тексты, подчеркнув изученные орфограммы; – подобрать слова с той же орфограммой, которая имеется в данном примере; – сгруппировать орфограммы (устно или письменно); – списать текст с пропуском тех букв, написание которых вызывает затруднение.

            Таким образом, нужно научить не только хорошо запоминать и описывать информацию, но и выработать умения у учащихся использовать знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.


 

×
×