Автор: Сынгизова Ильгизя Сайфитдиновна
Развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в школе.
Формирование полноценного восприятия искусства и углубленное освоение предметов изобразительных искусств играют важную роль в развитии общей художественной культуры учащихся. Для достижения эффективного результата рекомендуется комплекс мероприятий, направленных на воспитание художественного восприятия.
Цели:
o Воспитание чувств прекрасного и любви к искусству;
o Развитие эстетического вкуса и художественных предпочтений;
o Ознакомление с выдающимися мастерами искусства и стилями эпохи;
o Выработка способности понимать содержание и форму произведений искусства.
Этапы развития художественного восприятия:
1. Подготовительный этап
o Ознакомление учащихся с историей искусства, стилями и техниками исполнения;
o Рассказ учителя о творчестве знаменитых художников, их биографии и вкладе в мировую культуру;
o Демонстрация репродукций живописных полотен и скульптурных памятников.
2. Основной этап
o Выполнение упражнений по определению содержания и эмоций, заложенных художником в произведение;
o Рассмотрение произведений с точки зрения техники исполнения, композиции, колорита и выбора сюжета;
o Постановка вопросов учащимся относительно своего впечатления от рассматриваемого произведения, выяснения смысла изображенного события.
3. Завершающий этап
o Творческая деятельность учащихся, направленная на собственное выражение впечатлений и мыслей, связанных с увиденным произведением искусства;
o Подведение итогов изучения темы, выявление успехов и недостатков проделанной работы;
o Рефлексия проведенного урока.
Методы работы на уроках:
o Беседа с элементами анализа и обсуждения наблюдаемого образа;
o Объяснение учителем характерных черт отдельных стилей и школ живописи;
o Использование современных технологий (проектор, компьютер, интернет-ресурсы) для демонстрации шедевров мирового искусства;
o Организационная работа на экскурсии в музей, галерею или выставку современного искусства.
Критерии оценки восприятия:
o Проявляемая активность и инициатива учащихся;
o Уровень усвоения материала и владения терминологией;
o Качество устных выступлений и письменных отчетов;
o Наличие самостоятельного творчества и стремления создавать новое.
Основные принципы:
o Последовательность и систематичность изучения материала;
o Ориентация на практическую реализацию полученных знаний;
o Комплексный подход к процессу обучения и воспитания;
o Постоянное взаимодействие преподавателя и учащихся.
Реализация указанных подходов обеспечит эффективное развитие художественного восприятия у школьников и положительную динамику общего образовательного процесса.